Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диспозиция модальностей Я.




 

Понятие диспозиции модальностей «Я» производно от двух понятий, составляющих основу теории личных конструктов Дж. Келли, а именно - конструкт и элемент*.

Конструкт – это субъективное средство, которое человек использует для интерпретации, оценки и прогнозирования событий окружающего мира, в том числе и поведения, как своего собственного, так и других людей. В самом названии конструкт отражено то обстоятельство, что это средство сконструировано самим человеком.

Одной из главных характеристик конструкта является его биполярность, т. е. он имеет два полюса (хороший – плохой, низкий – высокий и т. п.). Дж. Келли противопоставлял конструкт, как смысловую единицу, понятию. Однако вряд ли следует делать подобное противопоставление. Если следовать формально логической традиции, то конструкт представляет собой определенный тип отношений между понятиями-антонимами. Этот тип отношения понятий в логике называется противоположностью (контрарностью). Он предполагает, что кроме понятий-антонимов существует по крайней мере еще одно среднее понятие, относящееся к тому же роду и разделяющее объемы крайних. Другими словами, отношение противоположности предполагает континуальность, например, высокий, низкий, а между ними – средний. Таким образом, конструкт – это смысловая единица более высокого уровня, чем понятие, это контрарный тип отношения понятий.

Каждый конструкт применим не ко всем объектам, а только к некоторым из них. Последние называются элементами. Например, конструкт «высокий – низкий» может быть применен к домам и людям, но он не применим к погоде или насекомым. Вообще для разных сфер жизнедеятельности (или предметных областей) у человека существуют разные конструктные системы. Конструкты, которые применяются для описания автомобилей, животных или людей различаются как по составу, так и по содержанию. Поэтому вербальные ярлыки типа «высокий – низкий» наполняются конкретным содержанием тогда, когда они включаются в контекст вполне определенной области. То есть, когда конструкт применяется к какому-либо классу однородных объектов. Высокий дом – это одно, высокий человек – другое, а высокая цель – третье. Содержание конструкта определяется его смысловыми связями с другими конструктами, описывающими тот же самый класс объектов.

В концепции МИСС особенно подчеркивается неразрывность связи конструкта с теми элементами, для описания которых он предназначен. Наиболее важными элементами являются модальности Я – многообразные оттенки самовосприя­тия, которые можно выделить в самоописаниях.

Некоторые модальности имеют самостоятельные названия, например, актуальное Я, идеальное Я и т. д., другие самостоятельных названий не имеют. Однако любая модальность может быть выражена языковыми средствами: «Я являюсь …»; «Я был …»; «Я хочу стать …»; «Я вынужден быть …»; «Я мог бы быть …» и т. д.

Как и другие элементы, каждая модальность «Я» имеет вполне определенное местоположение на континууме конструкта. Это легко схематизировать и, как правило, не трудно вербализовать. Например:

 

1. Раньше я был человеком исключительно застенчи­вым («В» - Я-воспоминание).

Застенчивые__ В ______________________Раскованные

 

2. Я не отношу себя к людям раскованным, равно, как и к застенчивым («Я» - Акту­альное Я).

Застенчивые_____________ Я ___________Раскованные

 

3. Я хочу стать абсолютно раскованным («И» - Идеальное Я).

Застенчивые______________________ И __Раскованные

 

4. Другие считают меня человеком застен­чивым («О» - Отраженное Я).

Застенчивые__ О ______________________Раскованные

 

Обычно в речи и в самоописаниях встречаются высказывания, в которых звучат одна, реже - две, совсем редко – три и почти никогда - четыре и более модальностей. Однако это не означает, что они не существуют и не оказывают влияния на поведение.

Диспозиция модальностей Я – это одновременная проекция несколь­ких модальностей «Я» на континуум конструкта. Если суммировать приве-

 

Во-вторых, - это пример не дифференцирующего конструкта. В-третьих, - это замечательный пример избыточно проницаемого кон­структа. В-четвертых, - и это, пожалуй, самое главное, - тест, за­полненный таким способом, может быть обработан на компьютере и проинтерпретирован! МИСС рассчитает корреляции между оценками, расставленными даже вслепую. О том, что получится на выходе, не трудно догадаться.

 

Нюанс 2-й. Другой нюанс, связанный с оценкой персонажей, заключается в том, чтобы оценки производились по строкам. То есть, сразу после выявления конструкта все персонажи должны оцениваться по этому конструкту, а не наоборот, когда один пер­сонаж оценивается по всем конструктам. В последнем случае ис­пытуемые неминуемо смещают акценты. Например, мать – акку­ратная, потому, что у нее в доме всегда порядок; коллега по работе – неаккуратный, потому, что допускает много ошибок и т. п. Здесь видно, что вербальный ярлык «аккуратный - неаккуратный» может применяться для обозначения разных конструктов: «Поддержи­вают порядок – Не поддерживают» и «Допускают ошибки – Не до­пускают».

 

Нюанс 3-й. При оценке персонажей некоторые люди испыты­вают затруднения такого типа: «Ну, как я могу оценивать другого человека, а вдруг он не такой, как я о нем думаю!». В подобных случаях надо разъяснить примерно так: «Исследуется психическая реальность - ваше мнение о других людях. Оно с полным правом может отличаться от мнения других людей и от того, что могут по­казать объективные тесты. Не бойтесь кого-либо обидеть своей оценкой. Она такая, какая есть».

Нюанс 4-й. Затруднение другого рода проявляется в тех слу­чаях, когда испытуемый колеблется, к какому из полюсов конст­рукта отнести персонаж. Здесь неплохо помогает образ субъектив­ных весов. Сказать следует примерно следующее: «Каждый чело­век обладает всеми качествами, но в разных пропорциях. Если че­ловек очень умный, то все равно бывают ситуации, когда он посту­пает или говорит глупо. Бывает и по-другому, когда противопо­ложные качества выражены примерно поровну. Представьте себе очень точные весы, на которых вы взвешиваете противоположные качества человека. Если весы хоть немного качнулись в какую-либо сторону, смело ставьте оценку. Этот полюс перевесил. Точ­ную оценку выраженности качества компьютер рассчитает сам». Эту инструкцию целесообразно давать в самом начале работы.

 

¨ Избыточно непроницаемые конструкты: «Предпо­читают мини юбки – предпочитают макси». Этот конструкт применим только к женщинам. Если в тесте представлены мужчины, то непонятно как их оценивать по данному конст­рукту.

¨ Поверхностные конструкты: «Брюнеты – светло­воло­сые».

¨ Неопределенные конструкты: «Бедолаги – Не ма­ются»

¨ Не дифференцирующие конструкты. Это те кон­структы, по которым испытуемый относит почти все персо­нажи к од­ному из полюсов. Например, все честные за исклю­чением од­ного-двух.

¨ Дублирующие конструкты. Например, «Добрые – Злые» и «Доброжелательные – недоброжелательные». Если оценки по этим конструктам полностью или почти полностью совпадают, то один из этих конструктов следует исключить. При мини­мальном опыте это осуществляется на этапе запол­нения бланка.

 

Нюанс 5-й. Сколько конструктов выявлять, должен решить сам психолог. Для расчета коэффициентов корреляции достаточно и двух конструктов, но для расчета проекций персонажей на шкалы конструктов необходимо не менее 15-18 конструктов, но лучше 20 - 25. Процедуру тестирования следует прекращать тогда, когда испытуемый начинает либо настойчиво повторять конструкты, либо придумывать им новые названия.

 

 

Нюансы оценки персонажей.

Нюанс 1-й. При оценке персонажей следует избегать символики «хорошо – плохо». Все персонажи, которые характеризуются полюсом сходства, должны быть отмечены крестиком, лучше в виде буквы «Х», а не плюсом. Остальные пер­сонажи можно не помечать никак – это будет указанием на то, что они характеризуются противоположным полюсом.

Почему это важно, можно понять на примере одного забавного случая, который произошел на одном из семинаров по МИСС. Один из слушателей заполнил строку репертуарного теста сле­дующим образом:

+ + + + + + + + + + + + + + + + - + + + Умерли Живые

Из этой строки следовало, что в тест включены только покой­ники, за исключением одного человека. Разъяснение было сле­дующее: «Умерли – это плохо, значит - минус; живой – это хо­рошо, ставим плюс». Этот эпизод показателен в четырех аспектах. Во-первых, как уже отмечалось, следует избегать ассоциаций типа «хорошо – плохо». Даже психологи с опытом иногда делают не­произвольные ошибки, если используют символику плюс – минус.

денные выше высказывания и их схематизацию, то мы получим как раз то, что и называется диспозицией:

«Я стал более раскованным, чем раньше, но еще не таким, каким мне хотелось бы быть. Другие думают обо мне хуже. Они продолжают считать меня человеком за­стенчивым».

 

Застенчивые _В_О_______Я________И____ Раскованные

 

Не следует думать, что в этом примере представлено все содержание диспозиции, связанной с конструктом «Застенчивые – Раскованные». В идеале диспозицию составляют все без исключения модальности Я, в том числе и (возможно) не открытые психологами. Не следует также думать, что диспозиция - это всего-навсего суждение о себе. Суждение может быть ложным, а диспозиция всегда истинна. Она такая, какая есть. Вопрос заключается в том, чтобы научиться выявлять ее. Например, мошенник подает себя с самой выгодной стороны, но его высказывание о себе «Я честный» и то, что он на самом деле о себе думает, - не одно и то же.

В структуру диспозиции входят также и представители социального окружения. Для каждого из них найдется место между полюсами конструкта.

Не трудно вообразить, что если мы на этом же конструкте отметим местоположение точек, соответствующих Я-маске (каким стараюсь казаться), фантастическому Я и другим модальностям Я, и рассмотрим их на фоне социального окружения, то содержание диспозиции еще более расширится.

Таким образом, в структуре диспозиций выявляются следующие компоненты:

1. Конструкт.

2. Модальности Я.

3. Представители социального окружения, как их воспринимает субъект.

 

Как таковая, диспозиция человеком обычно не осознается. Каждый раз человек сталкивается с некоторым интегральным фоном, в котором временами могут более отчетливо выступать отдельные модальности Я. Этот интегральный фон самовосприятия может оставаться постоянным или меняться в зависи­мости от местоположения аспектов Я на континууме конструкта.

Каждая диспозиция имеет тенденцию проявляться в поведении вполне определенным образом. Причем внешний рисунок и вербального, и невербального поведения достаточно точно отражает взаиморасположение модальностей Я. Достаточно одной из модальностей изменить свое местоположение на континууме конструкта, как поведение и эмоции резко меняются.

 

Пояснить, как проявляется диспозиция в поведении, я собираюсь на примере ситуации, которую однажды по молодости, неопытности и гордыне я создал собственными руками.

 

Это случилось на одной из организационно-деятельностных игр (ОДИ), в которой я, будучи студентом 2-го курса психфака, пытался приобщиться к методологической и игротехнической практике в духе школы Г. П. Щедровицкого.

Те, кто принимал участие в ОДИ, знают, сколь трудно приходится новичкам. Порой дело доходит до внутриличностных и экзистенциальных конфликтов. Рушатся привычные представления, страдает самооценка и т. п. Весь этот комплекс я переживал в полной мере. Главным моим желанием было – стать игротехником.

Я был «обласкан» руководителем игры, который включил меня в состав игротехнической команды в качестве стажера, пообещав, что в течение ряда лет иготехника из меня сделает. Я всюду следовал за ним, изо всех сил стараясь понять, что же происходит на игре, и в чем заключается работа методологов и игротехников. Поскольку понимание полностью отсутствовало, вид у меня был очень умный. Я старался показать другим свою полную осведомленность и профессионализм. Единственным средством для этого было не открывать рот, дабы чего-нибудь не брякнуть, временами снисходительно улыбаться или напускать на себя глубокую задумчивость. Я чувствовал, что простые игроки – директора, парторги, начальники отделов - относятся ко мне с уважением, называют по имени и отчеству.

На третий или четвертый день, когда другие участники игры уже вполне получили каждый по своим «заслугам», случился такой эпизод. Я следовал по коридору к месту начала действия. Отставая на пол шага от меня, туда же направлялся и руководитель игры. В тот момент, когда я открыл дверь в аудиторию, руководитель как-то по-дружески хлопнул меня по спине и негромко, но так, чтобы все слышали, произнес: «Ну, Олег, иди, проводи рефлексию. Дверь за мной закрылась, и я остался один на один с людьми, которые и по статусу, и по образованию, и по жизненному опыту превосходили меня.

Не трудно вообразить тот салют эмоций, который я мгновенно пережил. Ноги затряслись с такой силой, что я боялся опуститься на пол. Но отступать было некуда. Поэтому, чтобы действительно не сесть, я стал расхаживать перед игроками, судорожно соображая, что делать. Знаний, почерпнутых в философском словаре о рефлексии, было явно недостаточно, и я совершенно не знал, как ее проводить.

Первая моя фраза, обращенная к аудитории, прозвучала так: «Так что же такое рефлексия?». При этом я опять старался всем своим видом и интонацией голоса показать: «Уж я-то знаю, что такое рефлексия». Я надеялся, что кто-нибудь подскажет, даст хоть какой-то намек.

Подсказку я не получил. Вместо этого, слушатели, в свою очередь, приняли серьезный вид, опустили глаза в тетради и приготовились записывать каждое мое слово. Возникла долгая и мучительная пауза, в течение которой я продолжать ходить взад и вперед, судорожно соображая, что предпринять. Наконец кто-то не выдержал: «Рефлексия – это, наверное, рефлекс». Я с отеческой улыбкой посмотрел на говорящего и ответил: «Нет. Рефлекс – это отражение на физиологическом уровне, а реф лексия

 

Нюанс 1-й. Подготовка триад элементов. Прежде чем выявлять конструкты, экспериментатор должен позаботиться о том, триады каких элементов и в какой последовательности он будет предъяв­лять.

Наиболее простой способ подготовки триад – это задать их слу­чайным образом. Однако можно применить некоторую концепцию. Один из примеров неслучайного задания триад заключается в том, что в каждую триаду включается элемент Я-сам. Предполагается, что в этом случае испытуемый продуцирует только личностно зна­чимые конструкты. М. Ю. Кондратьев такой способ задания триад использовал в социально-психологическом аспекте для оценки степени вхождения учеников в группу [10].

В упомянутой книге Ф. Франселлы и Д. Баннистера приводится достаточно подробные обоснования выбора триад элементов в спи­ске Дж. Келли [18].

Нюанс 2-й. Если вы работаете в паре с клиентом, то он должен располагаться справа от вас под углом 90 градусов. При таком рас­положении вам удобно вести записи в бланке, а клиенту – читать список ролевых персонажей.

Лучше, если все записи в тесте делает психолог или лаборант. Если отдать заполнение теста на откуп клиенту, то в этом случае надо быть готовым к тому, что в тесте встретятся ошибки.

Нюанс 3-й. Выявление конструктов - это несложная, но доста­точно трудоемкая процедура. Причем трудиться приходится испы­туемому, - психолог только направляет процесс и наблюдает.

В некоторых случаях, когда испытуемый затрудняется сформу­лировать конструкт или один из его полюсов, может возникнуть желание подсказать. Этого лучше избегать, если вы хотите иссле­довать конструкты вашего клиента, а не свои собственные. Напри­мер, если испытуемая назвала один полюс конструкта «Замужние», то продолжения могут быть самые разные: «Замужние – Разведен­ные»; «Замужние – Одинокие», «Замужние – Свободные». Первый аспект – чисто формальный, личной пристрастности не чувству­ется; во втором - звучат нотки страдания; в третьем – удовольствие (или ирония). Если поспешить с подсказкой, то можно вызвать преждевременную реакцию испытуемого, - он выберет то, что ему подсказывают – это проще.

При формулировке конструктов не запрещается использовать метафоры. Главное, не продуцировать их за испытуемого.

Нюанс 4-й. Какие конструкты не следует включать в тест:

¨ Избыточно проницаемые конструкты. Например, «Муж­чина – Женщина»;

¨ Ситуационные конструкты: «Мы с ними вместе отды­хали – все остальные».

атра. Перед вами список ролей, которые разыгрываются в вашей пьесе. Вы должны наилучшим образом распределить эти роли между людьми, которых вы хорошо знаете. Каждый человек исполняет только одну роль. После того, как вы распределите роли, запишите имена в соответствующие графы».

Дополнительно испытуемому сообщается, что вместо имен можно записывать фамилии, прозвища, инициалы – все, что угодно, что позволит ему с легкостью вспомнить конкретного человека. Кроме того, если два персонажа имеют одинаковые имена, то их надо как-то различать, например, Сергей и Сережа или Михаил большой и Михаил маленький.

Нюанс 2-й. Этап заполнения списка ролевых персонажей уже сам по себе предоставляет существенную информацию об индивидуальных особенностях испытуемого. Одни работают быстро, другие долго принимают решение по каждой персоне, меняют их местами и т.д. Одни с легкостью подбирают персонажи, другие испытывают затруднения. Эти случаи, как правило, весьма информативны.

Например, если испытуемый затрудняется назвать счастливого человека, то, вероятно, его мир наполнен преимущественно людьми несчастными; или, наоборот, здесь срабатывает механизм психологической защиты: будучи сам несчастлив, человек отказывается признать, что существуют счастливые люди. Если он заявляет, что ни один из известных ему людей не подходит на роль авторитетного человека, то возможно за этим скрывается желание подчеркнуть собственную (часто мнимую) автономность и независимость. Если испытуемый утверждает, что в мире нет человека, который представляет для него угрозу, то за этим может скрываться свойственная незрелой личности тенденция прятать и маскировать собственные слабые места. С другой стороны, были и такие случаи, когда неспособность подобрать знакомого на роль «человека, представляющего угрозу» была связана с инфан­тильно­стью кли­ента, искренне верившего, что его любят и обожают все и всегда.

Интерпретация подобных случаев может быть разной. Она зависит от опыта психолога.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...