Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подход к самооценке: когнитивный и аффективный




Компоненты диспозиции.

В соответствии с первым требованием к единице анализа «Я», диспозиция должна включать когнитивный и аффективный компоненты. Иногда их называют описательным и оценочным компонентами.

Существует мнение, что описательная и оценочная составляющие Я-концепции представляют некоторое монолитное единство и практически не разделимы. В. В. Столин пишет: «… если человек сообщает о себе, что он добрый, деловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, то он сообщает не просто сведения, но и оценку самого себя. Выделить эту самооценку в самоописаниях и даже отделить ее от самоописания можно, но вот отделить знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно» [12, c. 246].

В концепции МИСС знания о различных аспектах своего «Я» и их оценка – разделены. Например, в высказывании «Я – слишком добрый» имманентно присутствует сравнение себя с идеалом: «слишком» - означает я более добрый, чем сам того желаю. Причем мера доброты у идеала меньше, чем у актуального Я. Схематически это можно изобразить примерно так:

 

Злые ______________________________ И ______ Я ___ Добрые

-1 -0,5 0 0,5 +1

 

10. Он боится всего (экзаменов, сверстников, темноты); не умеет постоять за себя; не способен отстаивать собственную точку зрения. Часто является объектом насмешек и издевательств. Стремясь показать себя с другой стороны, может иногда демонстрировать бесцеремонное и даже дерзкое поведение. Однако неестественность такого поведения сразу же бросается в глаза.

 

Список «Черты личности».

 

Это ролевой список, который с равным успехом может быть применен к исследованию людей разного возраста, социального и профессионального статуса. Он представляет собой сводку некоторых наиболее важных черт, соотносимых с факторами Р. Кетелла. Источником составления списка послужила книга Мельникова и Ямпольского [11].

 

1. Сердечный, добрый.

2. Умный

3. Недобросовестный, нечестный.

4. Спокойный, уравновешенный.

5. Настойчивый, напористый.

6. Склонный все усложнять.

7. Совестливый.

8. Подозрительный.

9. Мечтательный.

10. Глупый.

11. Практичный.

12. Проницательный.

13. Покорный, зависимый.

14. Наивный.

15. Склонный к чувству вины.

16. Самоуверенный.

17. Доверчивый.

18. Замкнутый, отчужденный.

19. Тревожный, беспокойный.

20. Беспечный.

21. Я сам.

22. Идеальное Я.

23. Я-воспоминание.

1. Сам себя расхваливает, получает удовольствие от собственного бахвальства. Стремится всячески привлечь к себе внимание окружающих. Любит находиться в центре внимания. Если не получается быть самым лучшим, то будет самым худшим, лишь бы не быть одним из многих, лишь бы о нем говорили.

2. Серьезен, стремится к основательности и четкости, аккуратен, добросовестен, скрупулезен. Тянет с решением. Проверяет и перепроверяет себя. Строго соблюдает правила и инструкции.

3. Честолюбие – самая характерная черта. Упорно идет к цели и добивается успехов. Наталкиваясь на препятствия, реагирует враждебно. Болезненно обидчив. Личные обиды никогда не прощает, злопамятен, мстителен. В случае успеха проявляется заносчивость и самонадеянность.

4. По самому пустячному поводу вступает в конфликт, ссору. Грубит, проявляет агрессивность, не задумываясь о последствиях. Бывает, что от слов переходит к делу (рукоприкладству). Интеллектуальные интересы практически отсутствуют. Моральные устои не играют в его жизни сколь-нибудь значительной роли.

5. Его главные черты оптимизм и неутомимость; инициативен и предприимчив. Блестящий собеседник, постоянно находится в центре внимания. Любит все новое и необычное, но интересы его поверхностны и неустойчивы. Ему не хватает выдержки и настойчивости.

6. Этот человек сосредоточен на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. Он старателен, добросовестен, обязателен и высокоморален, но не способен принять какое-либо решение без колебаний и неуверенности. Не способен к длительному волевому усилию и при малейших затруднениях впадает в отчаяние.

7. Для него характерна смена состояний от жажды деятельности, говорливости, оптимизма, «скачки» идей до подавленности, замедленности реакций и мышления. В периоды подъема бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие. В периоды спада – вялость, упадок сил, повышенная раздражительность.

8. Этого человека характеризуют глубокие и тонкие эмоции, но без крайности их внешнего проявления. Он впечатлителен и мягкосердечен. Его эмоции всегда соответствуют ситуации. Он не грустит без причины и без повода не становится веселым. Он более жалостлив, чем другие. Испытывает особую радость от общения с природой.

9. Он одинаково легко приходит в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. К какому бы полюсу ни приближались эмоции, они всегда доходят до крайности. Реагирует на жизнь более бурно, чем остальные. Рядовую неудачу друга переживает острее, чем он сам. Он бурный, порывистый, возбужденный; обладает тонкой, очень человеческой эмоциональностью.

 

За изолированным рассмотрением любой из этих двух модальностей Я стоит описательная составляющая: Я – добрый (мера доброты – примерно 0,80); Я хочу быть добрым (0,50). Оценка же появляется только тогда, когда актуальное Я сравнивается с идеальным Я.

Интуитивно понятно, что самооценка каким-то образом связана с дистанцией между актуальным и идеальным Я. Однако она не сводится только к этой дистанции.

На рисунке 1.1 расстояние между идеальным и актуальным Я одинаковы. Однако в первом случае «Я» проделало большой путь в направлении к идеалу, а во втором – стояло на месте. В первом случае чувство некоторой неудовлетворенности собой сопровождается переживанием успеха, во втором случае – успех отсутствует. Таким образом, самооценка в первом случае должна быть выше, чем во втором.

Общеизвестную формулу, связывающую самооценку с успехом и уровнем притязаний, предложил еще У. Джеймс:

 

Успех

Самооценка = ---------------------------;

Уровень притязаний

 

Самооценка пропорциональна успеху и обратно пропорциональна уровню притязаний. Для того чтобы операционализировать эту формулу, необходимо ввести количественные и сопоставимые меры успеха и уровня притязаний.

Если идеальное Я рассматривать как цель, к которой стремится Я актуальное, то разность | Я – И | с некоторыми оговорками можно интерпретировать как уровень притязаний.

Операциональной мерой успеха является расстояние от Я-воспоминания до актуального Я. Если Я движется в направлении к идеальному Я, то успех положительный. В противоположном случае – отрицательный.

 
 

 

 


____________ В ___________________ Я __________ И __

 

________________________________ ВЯ _________ И __

Рисунок 1.1. Составляющие самооценки.

 

Операциональная формула для расчета самооценки выглядит так:

 

| Я – В |

С = ------------ * К;

| Я – И |

Где:

С – числовое значение самооценки (от -¥ до +¥);

Я, В, И – проекции модальностей Я на шкалу конструкта (от –1 до +1);

К – коэффициент принимающий значение ± 1.

 

Выявилась интересная связь между величиной самооценки и типом диспозиции. Оказалось, что по мере изменения коэффициента самооценки диспозиции как бы пере­текают из одной в другую. Так в интервале от -¥ до –3 тип диспозиции однозначно интерпретируется как «Достижение». Где-то в районе С=-3 диспозицию трудно интерпретировать однозначно – то ли это все еще «Достижение», то ли это уже «Инерция». Далее в интервале от –3 до –1,5 диспозиции однозначно интерпретируются как «Инерция» и т. д. Ниже приводятся все интервалы коэффициента самооценки и соответствующие им типы диспозиций, принятые в МИСС:

 

Интервал коэффициента самооценки. Название диспозиции
- ¥ < С < -3 -3 < С < -1,50 -1,50 < С < -0,66 -0,66 < С < -0,33 -0,33 < С < -0,50 -0,50 < С < +2 +2 < С < + ¥ Достижение Инерция Ностальгия Конфликт Мечта Развитие Достижение

 

Единственной диспозицией, которой не нашлось места в таблице, является диспозиция «Ценность». Особенностью этой диспозиции является то, что все три аспекта Я попадают в одну область. При этом внутренняя структура взаиморасположения актуального Я, идеального Я и Я-воспоминания могут соответствовать любой другой диспозиции.

Наглядно это можно представить следующим образом. Если взять любую диспозицию, скажем «Мечта», и постепенно сжимать ее, сохраняя пропорции, то рано или поздно настанет момент, когда будет непонятно то ли это все еще «Мечта», то ли это уже «Ценность». Если продолжать «сжатие» дальше, то скоро все аспекты Я сольются в одной точке, это и будет то, что в идеале называется «Ценность».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...