Начиная с шестого пункта, подставляйте имена знакомых вам людей, но не повторяйтесь, выбирайте каждый раз нового человека.
6. Ваша жена (муж) или, если вы не женаты (не замужем), ваша возлюблен ная (возлюбленный). 7. Ваша возлюбленная (возлюбленный), непосредственная предшественница той, которую вы назвали выше. 8. Наиболее близкий в настоящее время друг одного с вами пола. 9. Человек, одного с вами пола, которого вы считали близким другом, но в котором вы разочаровались. 10. Министр, священник или раввин, с которым вы бы хотели поделиться вашими интимными религиозными чувствами. 11. Ваш врач. 12. Ваш сосед в настоящее время, которого вы знаете лучше других. 13. Человек, с которым вы были связаны, но который по каким-то необъяснимым причинам невзлюбил вас. 14. Человек, по отношению к которому вы испытываете чувство жалости или которому вам бы очень хотелось помочь. 15. Человек, в присутствии которого вы испытываете неудобство. 16. Человек, с которым вы недавно познакомились, и которого вам хотелось бы узнать получше. 17. Учитель, который оказал на вас самое сильное влияние, когда вы были подростком. 18. Учитель, чьи взгляды вызывали у вас сильное возражение. 19. Работодатель, управляющий или офицер, под чьим руководством вы пережили тяжелые времена. 20. Самый удачливый человек из всех, кого вы знаете лично. 21. Самый счастливый человек из всех, кого вы знаете лично. 22. Самый высоко нравственный человек из всех, кого вы знаете лично.
Список «Психологические портреты». (Для каждого портрета надо подобрать мужской и женский персонаж). Это вариант ролевого списка, претендующий на универсальность и неплохо зарекомендовавший себя при работе с различными группами испытуемых. Он создавался на основе типологии акцентуированных личностей К. Леонгарда. Идея заключается в том, что любая проверенная психологическая типология личности достаточно полно представляет круг общения любого человека и, следовательно, является репрезентативной.
В идеале список ролевых персонажей должен разрабатываться для каждого клиента. Это не означает, однако, что нельзя пользоваться некоторыми стандартными заготовками, в которых при необходимости можно изменить несколько позиций. Таких заготовок может быть несколько для разных социально-профессиональных групп клиентов - студентов, военных, предпринимателей и т. д. – всех тех, с которыми приходится сталкиваться психологу. Например, общими для всех могут быть ролевые персонажи “Мать” и “Отец”. Но среди других персонажей в списке для студентов обязательно должны присутствовать однокурсники и преподаватели; для предпринимателей - конкуренты и партнеры. Ролевой список – это средство настройки репертуарного теста. И каждый, кто применяет репертуарный тест в своей работе, должен в полной мере овладеть этим средством. Те результаты, которые будут получены после компьютерной обработки теста, во многом определяются качеством ролевого списка. Ниже приводятся примеры ролевых списков. Их открывает список, предложенный Дж. Келли.
Список персонажей для Репертуарного теста ролевых Конструктов Дж. Келли.
Обращаясь к этому списку, не следует забывать, что он создан в другой стране и в другое время. Вряд ли такие персонажи как “врач” или “министр” играют существенную роль в жизни среднего россиянина. Они должны быть заменены другими персонажами. Впрочем, разумного и творческого подхода требуют и другие списки.
1. Напишите в первой графе свое имя. 2. Напишите имя вашей матери. Если вы росли с мачехой, напишите ее имя 3. Напишите имя вашего отца. Если вы росли с отчимом, напишите его имя.
4. Напишите имя вашего брата (наиболее близкого вам по возрасту). Если у вас не было брата, напишите имя мальчика, который был вам за брата в подростковом возрасте. 5. Напишите имя вашей сестры (наиболее близкой вам по возрасту). Если у вас не было сестры, напишите имя девочки, примерно одного с вами года рождения, которая была вам вместо сестры в подростковом возрасте.
В МИСС приняты следующие правила для автоматической интерпретации диспозиции «Ценность». Если диапазон диспозиции (расстояния между крайними точками) меньше половины одного стандартного отклонения, то она однозначно интерпретируется как «Ценность». Если диапазон составляет от половины до одного стандартного отклонения, то диспозиция интерпретируется как переходная; программа пишет: «Мечта или ценность» или «Конфликт или ценность» и т. д. Таким образом, в концепции МИСС реализован качественно-количественный подход к самооценке. Она интерпретируется не просто как высокая или низкая, адекватная или неадекватная. В концепции МИСС числовое выражение самооценки сопряжено с некоторым субъективным состоянием. Не следует, однако думать, что самооценка и диспозиция модальностей Я – это одно и то же. Самооценка образуется только тремя указанными модальностями Я, в то время как общее количество модальностей, конечно, больше. Они придают дополнительную субъективную окраску самооценке. При интерпретации самооценки следует помнить, что она всегда является частной и проявляется в контексте единичного конструкта. В отличие от нее, самоуважение, являясь обобщенной или интегральной самооценкой, отражает степень принятия самого себя в целом. На операциональном уровне мерой самоуважения может быть коэффициент корреляции между актуальным и идеальным Я. Возможна и другая мера самоуважения, основанная на аддитивнвной сумме самооценок. Аффективный компонент диспозиции проявляется не только в самооценке. Если рассматривать другие комбинации модальностей Я, то не трудно увидеть, что многие из них способны вызывать те или иные эмоции. Например, в следующем типе диспозиции скрывается чувство неудовлетворенности от того, что другие недооценивают личный успех. Например, подросток или юноша считает, что он уже не ребенок, но видит, что другие все еще продолжают воспринимать его маленьким.
_____ В _ О ________________ Я _______________ И ______
Таким образом, в этом месте пора соотнести диспозицию с первым требованием к единицы анализа «Я», сформулированном в первом параграфе этого раздела, и сделать вывод о ее соответствии этому критерию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|