Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жить без напряжений Преодолевать трудности




|__ И ______________________________ Я _____________ В ______|

Мир не таит угроз …

Творят свой мир …

Имеют возможности жить, как хочется …

 
 

 


Ушлые Лопухи

|__ И ______________________________ Я _____________ В ______|

Не упустят выгоду…

Умеют настоять на своем …

Не мучит совесть …

 

Не испытывать чувство вины Испытываю чувство вины

|__ И ______________________________ Я _____________ В ______|

 

 


Рисунок 1.П4. Проблематизация целей.

 

Проблематизация целей - это сопоставление осознаваемой цели с направленностью и личностным стандартом результата действия. В некоторых случаях подобные сопоставления бывают парадоксальными и весьма полезными для осознания клиентом. Важно, чтобы он принимал равное с психологом, или даже большее участие в таком анализе. В данном случае клиент неожиданно для себя осознал несоответствие цели и средства: «Для спокойного, безмятежного состояния я всерьез стремлюсь обуздать свою совесть»!

 

 

Раздел I. Теоретические основы МИСС:

концепция Я-концепции.

 

 

Требования к единице анализа Я-концепции.

 

Работа компьютерной программы и особенно способы интерпретации психодиагностической информации, которую предоставляет МИСС, основаны на оригинальной концепции индивидуального «Я». Центральным понятием этой концепции является понятие диспозиции модальностей Я, которую следует рассматривать как единицу анализа индивидуального «Я». В этом пункте руководства формулируются основные теоретические представления о том, что является Я-концепцией, каковы ее структура и функции, определяются требования к единице анализа Я-концепции.

 

В соответствии с традицией, берущей начало в работах Л. С. Выготского [5], следует различать два вида анализа: анализ, разделяющий целое на элементы и анализ, разделяющий целое на единицы. Первый вид анализа – традиционный, классический – господствовал в науке в эпоху редукционизма. Его целью является ответ на вопрос, из каких структурных элементов состоит целое, как эти элементы связаны и как они взаимодействуют. Этот вид анализа позволяет «дробить» объекты почти до бесконечности: вещества до элементарных частиц, психику - до монад, речь до фонем, деятельность до микродвижений и т. д. Однако этот вид анализа не позволяет объяснить свойства целостных объектов, исходя из свойств составляющих их элементов. Очень красивый пример не выводимости свойств целого из свойств, составляющих его элементов, приводит Л. С. Выготский: молекулы воды состоят из атомов водорода и кислорода, но водород – взрывоопасен, кислород – горюч, а вода, тем не менее, тушит огонь. Понять, почему это так невозможно путем дробления молекулы воды на все более мелкие элементы. Вместе с тем, в одной молекуле воды потенциально представлены все ее свойства.

Другой вид анализа основан на расчленении сложного целого на единицы. Под единицей подразумевается «такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимыми живыми частями этого целого» [5]. В качестве примеров единиц анализа Л. С. Выготский называет для вещества - молекулы; для живых организмов – клетки; для речевого мышления – значение. Можно сказать, что единица анализа репрезентирует целое в меньшем масштабе. Это позволяет в значительной степени упростить

 

изучение сложных объектов, так как выводы полученные при исследовании единиц могут быть распространены на целое в силу их качественной однородности.

Человеческое «Я», безусловно, является чрезвычайно сложным объектом. Оно с трудом «умещается» в исследовательские процедуры. До сих пор не существует психодиагностических методик, которые захватывали бы Я-концепцию целиком. Поэтому уже сама по себе попытка привнести в психологию понятие единицы анализа Я-концепции является оправданной.

Эта попытка окажется успешной только в том случае, если диспозиция модальностей Я действительно отражает все основные характеристики целого, то есть Я-концепции. Эта попытка окажется плодотворной в том случае, если она позволит не эклектично, но на единой концептуальной основе соединить различные подходы к проблеме «Я». Ниже в конспективной манере, и без претензии на полноту охвата, излагается суть основных требований к структуре и функциям единицы анализа «Я».

Первое требование. Различение первых неоднородностей в структуре Я принадлежит У. Джеймсу. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) Я так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания является, собственно, Я-концепцией.

В психологическом словаре Я-концепция определяется как «целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самоосознание); эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.» [15].

Р. Берн, определяя Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, выделяет в ней три элемента:

1. «Образ Я - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой» [3].

 

Фактически и в первом, и во втором определении речь идет об одних и тех же компонентах структуры «Я»: когнитивном, аффективном и регуляторно-волевом. МИСС полностью признает такое разделение, поэтому первое

 

· Ответ: я думаю, что их не мучит совесть, они не испытывают чувство вины за не вполне благовидные поступки; они могут настаивать там, где другой сдастся перед натиском своей совести.

· Вопрос: У вас получается одерживать верх в столкновениях со своей совестью?

· Ответ: Очень редко, почти никогда.

 

 

Нет необходимости в дальнейшей детализации. В практической работе психолог сам в состоянии определить тот момент, когда дальнейшие уточнения становятся избыточными.

В данном случае были выявлены:

· Опыт: и в прошлом и в настоящее время клиент сталкивался с тем, что временами испытывал угрызения совести и чувство вины в ситуациях, в которых приходилось отстаивать собственные интересы.

· Личностный стандарт результата действия: научиться действовать в этих ситуациях так, как действует «ушлый человек», не испытывая чувства вины и угрызений совести при отстаивании своих интересов, и когда совершены неблаговидные поступки.

 

 

 

Понятно, к какому полюсу этого конструкта склоняется идеальное Я. Следовательно, направленность - «Жить без напряжений».

 

Выявление опыта и личностного стандарта

результата действия.

 

Выявить опыт – это значит установить диапазон между Я-воспоминанием и актуальным Я. Особый интерес представляют диспозиции, связанные с субординантными конструктами. Они наиболее тесно связаны с действием.

Выявить личностный стандарт результата действия – значит установить местоположение идеального Я на континууме субординантного конструкта.

 

Для выявления субординантных конструктов применяется метод «пирамид»:

 

1. В качестве отправной точки выбирается тот же самый конструкт, от которого совершалось движение к направленности.

2. Задать вопрос, конкретизирующий один из полюсов исходного конструкта. Записать конструкт, конкретизирующий этот полюс.

3. Задать вопрос, конкретизирующий второй полюс исходного конструкта. Записать еще один субординантный конструкт.

4. Повторять шаги 2-3 до тех пор, пока клиент отвечает на вопросы. *

 

· Вопрос: по каким признакам Вы отличаете ушлых людей от всех прочих?

· Ответ: это люди, которые не упустят свою выгоду, они настойчивы и умеют настоять на своем.

· Вопрос: Вы можете привести примеры?

· Ответ: например, если их обсчитали в бухгалтерии, попросили перебраться на боковую полку в поезде, подсунули не качественный товар в магазине и т. д.

· Вопрос: Как вы думаете, почему у них получается быть настойчивыми в достижении своей выгоды?

 

 

требование к единице анализа заключается в том, что она должна включать указанные компоненты.

Второе требование. Практически все психологи, прикасающиеся к теме «Я», подчеркивают его полимодальность и многоаспектность. Выделяют следующие модальности «Я»: актуальное Я (какой Я есть сейчас); идеальное Я (каким Я хочу стать); динамическое Я (каким Я намерен стать); отраженное Я (каким Я думаю, меня воспринимают другие); маска (каким Я хочу казаться); фантастическое Я (каким Я хотел бы быть, если бы это было возможно) и т. д.

Аспекты Я – это всевозможные оттенки модальностей. Например, и в Актуальном Я и в Идеальном Я можно различить физический, социальный, интеллектуальный, профессиональный и т. п. аспекты.

Представленность различных модальностей Я и их аспектов составляет суть второго требования к единице анализа Я-концепции.

 

Третье требование. Большинство исследователей принимают, идущую от символического интеракционизма точку зрения о том, что Я-концепция формируется в процессе социального взаимодействия. Знания о себе, самооценка и намерения по отношению к самому себе появляются в результате сравнения себя с другими людьми. Этот малооспариваемый тезис составляет суть третьего требования к единице анализа Я-концепции. В ней должна отражаться идеальная представленность социального окружения, как основа самопознания и самоотношения.

 

Четвертое требование. К. Роджерс определял Я-концепцию как «организованный, последовательно концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый» [цит. по 20, с. 540].

В этом определении для наших целей наиболее важным является указание на существование осознаваемого и неосознаваемого компонентов Я-концепции. Несмотря на то, что сам К. Роджерс в одной из своих работ предложил сузить понятие Я-концепции, включив в него только осознаваемые компоненты, следует помнить, что это был вынужденный шаг. Он был связан с необходимостью дать четкое операциональное определение Я-концепции, оправдывающее применение методики Q-сортировки для исследования Я. Исключение неосознаваемого компонента из Я-концепции способно только обеднить это понятие. Поэтому четвертое требование к единице анализа «Я» звучит так: в ней обязательно должен присутствовать осознаваемый компонент и хотя бы потенциально – неосознаваемый.

 

 

Пятое требование. У. Джеймс считал, что к сфере «Я» относится все то, что человек считает своим. С этой точки зрения и дети, и друзья, и работа, и квартира, и религия также характеризуют индивидуальное «Я».

Действительно, человек может испытывать гордость или стыд за поступки своих детей так же, как за свои собственные. Смерть друга или потеря работы меняет взгляд человека на самого себя, отражается в его настроении и самочувствии, оценке своих возможностей. Приобретение новой, более престижной квартиры немедленно отражается на самооценке и т. д. Иногда эту часть «Я» называют «Мое» и учет этой составляющей составляет суть пятого требования к единице анализа «Я».

 

Шестое требование. Многие авторы подчеркивают уровневое строения Я [3, 9, 12]. Основания для выделения уровней, конечно же, различаются. Иногда уровни индивидуального Я рассматриваются и собственно как уровни, и как фазы развития самосознания. Требование иерархичности можно было бы не включать в перечень, если бы не то обстоятельство, что концепция «Я», изложенная в этом руководстве так же предполагает иерархичность Я-концепции. Более того, она позволяет соединить разные теоретические взгляды не только на иерархичность Я, но и на другие «иерархии», в частности, на иерархичность мотивационной сферы личности, как ее понимал А.Н. Леонтьев, и иерархичность системы индивидуальных конструктов, как ее понимал Дж. Келли.

 

Седьмое требование. До сих пор речь шла о структуре «Я». Функции Я-концепции не менее разнообразны. Она выполняет важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит принятие решений о выборе работы, супруга, друга, хобби и т. д.; процессы адаптации; способы психологической защиты; индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни; реакции на события и поступки других людей, и многое другое.

Задача классификации функций Я-концепции может вылиться в отдельную и весьма емкую работу. Поэтому здесь упоминаются три общепризнанные и главнейшие функции Я-концепции (соответственно и требования к единице анализа), как их определил Р. Берн. К ним относятся: 1) обеспечение внутренней согласованности; 2) интерпретация опыта и 3) Я-концепция как источник ожиданий.

 

Итак, принятые в МИСС требования, которым должна соответствовать единица анализа Я, следующие:

1. Она должна включать когнитивный, аффективный и волевой компоненты.

 

2. Выявить предпочитаемый полюс. С помощью МИСС эта задача решается легко: предпочитаемый полюс - тот, к которому склоняется идеальное Я.*

3. Задать вопрос: «Почему этот полюс предпочтительней?»

4. Выслушать и записать ответ (это будет один из полюсов следующего конструкта, суперординантного по отношению к исходному).

5. Выявить противоположный полюс. (Необязательно).

6. Повторять шаги 2-5 до тех пор, пока клиент отвечает на вопросы. Последнее высказывание и будет тем самым предельным суперординантным конструктом.

 

После выполнения этой процедуры надо установить местоположение идеального Я на континууме предельного суперординантного конструкта. Это можно сделать в беседе. К какому полюсу склоняется идеальное Я обычно очевидно. При желании можно включить этот конструкт в тест и еще раз провести обработку.

В случае с Владимиром в качестве отправной точки был выбран конструкт:

 

Ушлые Лопухи

|…..И………............………………………Я………….…В………..|

 

 

· Вопрос: идеальное я расположено у полюса «Ушлые», почему лучше быть ушлым, чем лопухом?

· Ответ: больше возможностей жить, как хочется.

· Вопрос:???

· Ответ: ушлые как бы обустраивают мир под себя, творят его.

· Вопрос: в чем заключаются преимущества такого мира, чем он отличается от того, в котором Вы живете?

· Ответ: мир, созданный своими руками не таит угроз.

· Вопрос: представьте, что Вы живете в таком мире, где вам ничего не угрожает, что положительного Вы могли бы там обрести?

· Ответ: в таком мире не надо было бы тратить силы на бессмысленную борьбу, не надо было бы тратить время на лишние телодвижения.

 

Итак, предельным суперординантным является конструкт – «Жить без напряжений – Преодолевать трудности».

 

 

Приложение IV.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...