Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заполнение репертуарного теста.




Существует достаточно большое разнообразие форм реперту­арных решеток. В настоящее время МИСС работает только с одной из них (Приложение I). Это клас­сическая репертуарная решетка, предложенная Дж. Келли.

Процедура проведения теста включает три взаимосвязанных этапа – заполнение ролевого списка, выявле­ние конструктов и оценку персонажей по конструктам.

Тестирование начинается с заполнения ролевого списка*.

Как правило, ро­левой список включает некоторые формальные характеристики людей, например, «Начальник», «Друг», «Супруг», «Авторитетный человек» и т. д. На место формальных характеристик персонажей испытуемый должен подставить имена своих знакомых и записать их в соответ­ствующие графы бланка таким образом, чтобы имя конкретного человека обозначало один из столб­цов репертуарного теста (рис. 1. П3).

Следующий шаг – это выявление конструктов.

Испытуемого спрашивают, чем двое из троих людей, номера которых указаны в столбце «Триады» (см. рис. 1.П3 и Приложение I), похожи между собой и тем самым отличны от третьего. То, в чем двое похожи, называется полюсом сходства, противоположная ха­рактеристика называется полюсом контраста. Названия полюсов конструкта записывают в соответствующих графах бланка. После этого испытуемый оцени­вает все персонажи, относя их к тому или иному полюсу вновь вы­явленного конструкта. Полюс сходства от­мечается крестиком, по­люс контраста – пробелом. Аналогичным образом заполняются ос­тальные строки.

На рисунке 1.П3 показан пример заполнения первой строки теста. Для сравнения были предъявлены персонажи №№ 2 - 5 - 20 (Мать, Женя и Сосед). Испытуемый ответил, что Мать и Женя – умные, а Сосед – глупый. В графе «Полюс сходства» записано (в чем двое похожи) «Умные», а в графе «Полюс контраста» записано противоположное качество, чем от них отличается третий – «Глупый». На рисунке 1.П3 к полюсу «Умные» отнесены персонажи: Отец, Мать, Женя, Сергей и Петр. Все они отмечены крестиком. Персонажи Андрей, Светлана, Анатолий, М. Т., Ирина, Сосед и Николай – характеризуются про­тивоположным полюсом конструкта.

Далее испытуемому предъявляется следующая тройка персона­жей - №№ 4 – 9 – 17 - и задается тот же самый вопрос: «Чем двое из троих людей похожи между собой и тем самым отличны от третьего»?

 

Развитие:

Слабовол. __В________________Я________________И_____ Волевые

 

Аспекты Я далеко отстоят друг от друга, причем актуальное Я находится между Я-воспоминанием и идеалом.

В этом примере - развитие волевых качеств. Этот человек уже не причисляет себя к слабовольным, но и волевым еще не стал.

 

Достигнутая ценность:

Недалекие __________В_________________________Я_И____ Мудрые

 

Актуальное Я и идеал находятся на одном полюсе, Я-воспоминание – на другом.

Название этой диспозиции говорит само за себя: я стал таким, каким мечтал быть - мудрым. В отличие от диспозиции «Ценность» (см. ниже) эта диспозиция связана с чувст­вом удовлетворения или даже гордости за себя. Вместе с тем, в поведении очень часто наблюдается некоторая избыточность. Человек только начинает осваивать новое для себя качество. Он еще не вполне освоился с новой ролью. Еще очень свежи прежние стереотипы действий. Это та самая ситуация, когда человек доказывает и себе и другим, что он уже не такой, каким был раньше.

Сказанное можно проиллюстрировать на примере женщины, посещающей секцию карате. Через какое-то время после начала тренировок она может думать, что овладела приемами самообороны. Однако в неожиданной ситуации, когда на нее неожиданно нападут, трудно сказать, какого поведения от нее можно ожидать. Не исключено, что она с криком бросится бежать, как поступила бы в прошлом.

 

Инерция-1:

Необразо- ________В___________________И_______Я_____ Образованные

ванные

 

Иногда встречается диспозиция, где актуальное Я как бы проскакивает за Я-идеал. Общая формула этой диспозиции – «Я стал слишком … (образованным, упрямым, капризным, навязчивым и т. д.)

В социальной психологии описаны случаи, когда избыток положительных ка­честв у человека отрицательно сказывается на отношении к нему окружающих. В данном случае оно выражалось примерно так: «Очень уж грамотный». Понятно, что такое мнение не способствует установлению дружеских отношений и может достав­лять человеку известные неудобства.

 

Инерция-2:

Ловкие ________В___________________И_______Я_____ Неуклюжие

 

Здесь на первый взгляд представлена странная ситуация. Представляется, что когда-то, будучи ловким, этот человек мечтал стать неуклюжим и, в конце концов, даже переусердствовал. Это не так. Дело в том, что не только актуальное Я может скользить по шкале конструкта. Изменениям подвержены все аспекты Я. Здесь возможны разные объяснения, в зависимости от того, какой была диспозиция модальностей Я в прошлом. Не исключено, что когда-то этот человек был не особенно ловким и не особенно неуклюжим. Идеальное Я могло находиться где-то на промежутке от его нынешнего положения до полюса «Ловкие». С возрастом, однако, ценность ловкости снизилась, а воспоминание о себе, наоборот, отодвинулось к полюсу «Ловкие».

 

Ностальгия:

Одинокая __В_И_______________________________Я_____ Замужняя

 

Идеал и воспоминание характеризуются одним полюсом конструкта, актуальное я – другим.

В прошлом эта женщина была замужем. Ее идеалу также соответствует замуж­няя женщина. Однако нынешнее состояние характеризуется противоположным полю­сом - «Одинокая». Разрыв между актуальным «Я» с одной стороны, воспоминанием и идеалом с другой, говорит о том, что желаемым состоянием является то, которое было в прошлом, т.е. свидетельствует о ностальгии по замужеству.

 

Конфликт:

Незаметная ___Я________________В_______________И_____ В центре внимания

 

Субъективно это одна из наиболее мучительных диспозиции. Разрыв между ак­туальным Я и идеалом усугубляется тем, что субъект осознает, что он изменяется, но не в желательную для него сторону. Эта диспозиция получила название «Конфликт» именно потому, что в ней сталкиваются две противоположные тенденции.

Эта женщина осознает себя все более и более неприметной. Видно, что какая-то сила уносит актуальное Я в противоположную от Я-идеала сторону.

 

1. Мать

2. Отец

3. Брат (или сестра)

4. Друг (подруга) одного с Вами пола

5. Супруг или возлюбленный (ая)

6. Бывший супруг или возлюбленный (ая) (Вариант – ваш нынешний супруг (а), каким он был в прошлом.

7. Идеальный супруг или возлюбленный (ая)

8. Коллега (равный по статусу) - хороший специалист.

9. Коллега (равный по статусу) - плохой специалист.

10. Ваш непосредственный начальник.

11. Ваш бывший начальник

12. Идеальный начальник

13. Человек, представляющий для вас угрозу

14. Человек, в присутствии которого у Вас возникает чувство неловкости, смущения

15. Авторитетный человек

16. Человек, которого Вы жалеете

17. Высокоморальный человек

18. Умный человек

19. Преуспевающий человек

20. Человек, который Вас отвергает

21. Человек, который Вас привлекает

22. Я сам (а)

23. Я-идеал

24. Я-воспоминание

 

Список для студентов.

1. Мать

2. Отец

3. Брат (или сестра)

4. Друг (подруга) одного с Вами пола

5. Возлюбленный (ая)

6. Бывший возлюбленный (ая)

7. Однокурсник, из которого, по Вашему мнению, получится хороший специалист

8. Однокурсник, из которого, по Вашему мнению, хороший специалист не полу­чится.

9. Принимаемый учитель (преподаватель)

10. Отвергаемый учитель (преподаватель)

11. Человек, представляющий для вас угрозу

12. Человек, в присутствии которого у Вас возникает чувство неловкости, смущения

13. Авторитетный человек

14. Человек, которого Вы жалеете

15. Высокоморальный человек

16. Умный человек

17. Преуспевающий человек

18. Человек, который Вас отвергает

19. Человек, который Вас привлекает

20. Самостоятельный человек

21. Я сам (а)

22. Я-идеал

23. Я-воспоминание

 

 

Список для взрослых.

Особенность этого списка состоит в том, что диспозиции можно задавать тремя способами: 1) Я сам, Идеальное Я, Я-воспоминание; 2) Супруг, Супруг в прошлом и Идеальный супруг; 3) Начальник, бывший начальник, Идеальный начальник. Такой способ задания персонажей позволяет провести анализ Я-концепции сразу в трех планах – в сфере межличностных отношений, в сфере семьи и в профессиональной сфере (в немаловажном аспекте отношений с начальством). Нередки случаи, когда в одной сфере обнаруживается полное благополучие, а в других сплошные конфликты, мечты и ностальгии.

 

 

Инвариантная ценность:

Чуткие __В_Я__И__________________________________ «Толстокожие»

 

Здесь актуальное Я, Я-воспоминание и идеал расположены рядом. Диспозиции такого типа свидетельствуют о том, что человек доволен своим качеством и не желает изменяться. Здесь принятие своей чуткости как ценности; противопоставление себя «толстокожим». Диспозиции такого типа не доставляют человеку видимых хлопот. Единственным затруднением является сложность в понимании и объяснении поступков людей, характеризующихся противоположным полюсом. Эта закономерность наиболее отчетливо проявляется, когда клиентами являются молодые люди.

При анализе диспозиций следует помнить, что их названия являются всего лишь вербальными ярлыками. Они предназначены для обозначения типичных случаев и в некоторой степени облегчают понимание. Реальность богаче. Иногда бывает трудно определить, к какому именно типу относится та или иная диспозиция. Ниже показан «плавный переход» диспозиции «Мечта» в диспозицию «Достигнутая ценность».

 
 

 

 


Если случай А, В и Д интерпретируются однозначно (А - мечта, В - развитие, Д - достижение), то этого нельзя сказать о случаях Б и Г. Они интерпретируются, как переходные (Б - от мечты к развитию, Г - от развития к достижению).

Кроме того, каждая диспозиция имеет собственный диапазон, то есть – расстояние между крайними точками. При интерпретации это тоже надо учитывать. Например, следующие две диспозиции относятся к одному типу - «Мечта». Однако, как видно - мечта мечте - рознь.

 
 

 

 


Дополнительные возможности интерпретации диспозиций появляются, если наряду с аспектами «Я» на шкале конструкта рассматриваются другие персонажи. Так, например, в случае ностальгии, если актуальное Я находится у одного полюса конструкта, а идеальное Я, Я-воспоминание и большинство (или все) других элементов - у другого, то ностальгия носит оттенок - «не быть белой вороной, быть как все». Если же, наоборот, актуальное Я располагается среди других персонажей, а Я-идеал и Я-воспо­минание стоят в стороне от них, то это ностальгия по какому-то особому положению. Такую ностальгию, например, может переживать человек, имевший и потерявший власть.

Различные случаи распределений элементов на шкалах конструктов рассматриваются в Разделе II (Интерпретация распределений элементов).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...