Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Горизонтальные структуры диспозиций модальностей «Я».




 

Одним из способов анализа психодиагностической информации, которую пре­доставляет репертуарный тест, является анализ корреляционных плеяд конструктов. Поскольку каждая диспозиция жестко привязана к определенному конструкту, то появ­ляется возможность проинтерпретировать связи диспозиций, осуществив тем самым переход от анализа индивидуального сознания к анализу Я-концепции.

Интерпретация связей диспозиции отличается от интерпретации корреляционной связи между конструктами. Понятие положительной и отрицательной корреляционной связи теряет свое непосредственное значение, трансформируясь в понятие противоре­чивого или непротиворечивого самовосприятия (пример противоречия см. ниже).

Диспозиции аспектов«Я», наложенные на корреляционные плеяды конструктов, открывают сложную полифонию самоощущения и самовосприятия. Если изолирован­ное рассмотрение диспозиции позволяет только лишь констатировать некоторый факт субъективной жизни (конфликт, мечта, ностальгия и т.д.), то анализ структур часто по­зволяет вскрыть причины многих из них.

Прежде чем перейти к описанию структур диспозиций, необходимо сделать не­сколько замечаний о функциях модальностей «Я».

Идеальное Я – это цель, образно выражаясь, - магнит, который притягивает Я ак­туальное. Последнее всегда ориентировано в направлении идеала. Проявление Я-вос­поминания заключается в том, что оно, наоборот, удерживает актуальное Я от движе­ния, пытаясь навязать старый и привычный способ поведения. Таким образом, зачас­тую, актуальное Я находится в условиях компромисса. Это относится к диспозициям «Мечта», «Развитие», «Достигнутая ценность». Диспозиция «Инвариантная ценность», с этой точки зрения, является их частным случаем: воспоминание удерживает актуаль­ное Я там, где ему и хотелось бы оставаться.

Однако если придерживаться такого способа рассуждения, то местоположение актуального Я необъяснимо в диспозициях «Ностальгия», «Конфликт» и «Инерция». Там Я-идеал и Я-воспоминание «тянут» актуальное Я в одну сторону – в направлении и желаемого, и привычного способа поведения. Объяснение может быть получено только в том случае, если рассматривать диспозицию не изолированно, а в рамках метаси­стемы, каковой является вся совокупность диспозиций.

 

 

психолога. В рефрактивных методиках испытуемые должны оценить какие-либо свои атрибуты, не зная, что оценивает самого себя, например, фотографии своих рук, образцы почерка, записи голоса. Эти тесты облегчают интерпретацию проективной информации, однако, для многих из них остаются открытыми вопросы валидности.

МИСС, обладая чертами проективных техник, представляет информацию в стандартном виде, что способствует ее одинаковой интерпретации специалистами разной квалификации.

Из этого экспресс-обзора видно, что, обладая достоинствами основных классов методик исследования самосознания, МИСС лишена большинства их недостатков. Она манипулирует характеристиками близкими и значимыми для клиента, способна корректировать ошибочные и/или ложные оценки самого себя, не смешивая при этом описательную и оценочную составляющие, превосходит существующие методики по количеству и структурированности психодиагностической информации.

 

 

что результирующая оценка рассчитывается компьютерной программой с учетом всех остальных оценок. Нередки случаи, когда клиент характеризует себя одним полюсом конструкта, а МИСС оценивает его противоположным полюсом. Уже настоящая версия программы способна восстанавливать до 40% ошибочных или ложных оценок в одном столбце (например, в столбце идеальное Я). В следующей версии программы эта задача будет решаться автоматически.

Третьим недостатком стандартизированных самоотчетов является то, что они не способны разделять описательный и оценочный аспекты высказывания о себе. Например, если человек утверждает, что он хороший друг, непонятно, что за этим скрывается: знание о себе или оценка самого себя. Как было показано в параграфе «Подход к самооценке: когнитивный и аффективный компоненты диспозиции», в МИСС знание о себе и оценка самого себя разделены. То есть этот недостаток для МИСС также не характерен.

Другая группа методик – не стандартизированные самоотчеты (например, сочинения на тему «Я») – обладает большим богатством оттенков самоописания, выраженных языком самого клиента. По сравнению со стандартизированными самоотчетами – это большой плюс. Однако такие самоописания уступают МИСС в количестве и структурированности информации. Анализ сочинений на тему Я, проведенный на первом курсе психологического факультета в мурманском гуманитарном институте, показал, что около 90% высказываний о себе включают одну-две модальности Я. За то же время с помощью МИСС выявляется, во-первых, большее количество суждений о себе. Во-вторых, эти суждения полнее, так как каждое из них содержит, как минимум три модальности Я. К тому же все суждения предстают в виде структуры.

Недостатком нестандартизированных самоотчетов считается то, что они ставят в различные условия лиц с высокими и низкими лингвистическими способностями. Этот недостаток в МИСС выражен не столь сильно и, вероятно, должен рассматриваться, как достоинство. Во-первых, клиенты избавлены от необходимости продуцирования высказываний о себе. От них требуется актуализация индивидуальных конструктов и все. Во-вторых, то обстоятельство, что разные испытуемые порождают разное количество конструктов, не должно рассматриваться как влияние такой побочной переменной, как лингвистические способности. Количество конструктов – это один из показателей когнитивной сложности. Чем их меньше, тем проще восприятие других людей и, как следствие, самого себя.

Третья и четвертая группа методик исследования самосознания – это идеографические и рефрактивные техники. Общим недостатком идеографических тестов является зависимость интерпретации результатов от опыта

 

На рисунке 1.3 приведен случай, объясняющий «Инерцию». Девушка, девятнадцати лет, стала более упрямой, чем ей хотелось бы. Ниже приводится реконструкция ее спо­соба рассуждения, основанная на корреляционных связях конструктов и местоположе­нию актуального Я на шкалах этих же конструктов.*

 

Суровые и волевые люди – упрямые

Я стала суровой и волевой (такой, какой и хотела быть)

Следовательно, я должна быть упрямой.

 

Из этого примера видно, что причиной избыточного упрямства являются ее «ус­пехи» в культивировании у себя суровости и воли. Кроме того, этот пример в очеред­ной раз подтверждает аксиому о том, что человек стремится сохранять непротиворечи­вое представление о самом себе (коль стала волевой и суровой, должна поступать соответст­венно - быть упрямой).

Здесь же уместно отметить еще одно обстоятельство. Положение любой модальности Я может быть осознаваемым. Однако целостная диспозиция, а тем более структура диспозиций, как правило, не осознаются.

Добрые Суровые

|…..………........…В…………………….………Я…И…..|

Покорные Упрямые

 
 

|….................………В…………И……......…Я…………..|

 
 


Безвольные Волевые

|….................……В…………..……......……Я…И……..|

 

Рисунок 1.3. Пример столкновения диспозиции «Инерция» с диспозициями «Достигнутая цен­ность».

Рисунок иллюстрирует причину инерции – «проскакивание» актуального Я за идеальное.

 

Наряду с непротиворечивым восприятием самого себя иногда, при анализе структур диспозиций, приходится иметь дело и с противоречиями в самовосприятии или восприятии других людей. На рисунке 1.4 показан один из таких случаев. Противоре­чие связано с положением актуального Я:

 

 

Умные люди – образованные

Я – человек умный.

Следовательно, я должен быть образованным, но таковым не являюсь.

 

В то же время, восприятие идеального Я – непротиворечиво:

 

Умные люди – образованные

Я хочу быть человеком умным

Следовательно, я хочу быть образованным.

Умные Глупые

| ______И__Я_____________________________________ |

       
   
 
 


| ______И__________________________________Я_____ |

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...