Тесты. По философии. История философии. Философия древнего востока. 15. Какая идея была заложена в учение о сансаре? . 16. Что означала теория кармы?
Стр 1 из 22Следующая ⇒ ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Философия Древнего Востока Древнеиндийская философия
3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это: а) мокша; б) майя; в) дхарма.
5. Буддизм возник как учение: а) этическое; б) социально-политическое; в) натурфилософское.
6. Имя основателя буддизма – Будды означает: а) «высшее существо»; б) «просветленный»; в) «всесильный».
7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело: а) к улучшению материальных условий жизни; б) к заслуженному социальному признанию; в) к последующему рождению в более высокой варне; г) к усугублению страданий в текущей земной жизни.
8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются: а) четыре благородные истины; б) пять шагов к спасению; в) семь ступеней просветления.
9. Слово «нирвана» ( в буддизме - состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает: а) блаженство; б) достижение, восхождение; в) угасание, затухание; г) возрождение к истинной жизни.
10. В философских разделах упанишад сущее получает название: а) брахман; б) дхарма; в) майя.
11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой: а) пурушей; б) ритой; в) сансарой.
12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа: а) джайнизм; б) веданта; в) чарвака - локаята; г) миманса.
13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой: а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений);
б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары); в) Атман не равен Брахману; г) Атман равен Брахману.
14. К нирване в буддизме ведет: а) путь физического самоистязания; б) восьмеричный путь; в) путь аскезы; г) путь ахимсы.
15. Какая идея была заложена в учение о сансаре? а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело; б) и тело, и душа смертны; в) тело бессмертно, душа смертна.
16. Что означала теория кармы? а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем; б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.
17. Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные? а) различие в их содержании; б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам); в) отношение к человеку.
18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления? а) санкхья; б) чарвака (локаята); в) йога; г) ньяя; д) вайшешика; е) джайнизм; ж) миманса.
19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философской школы санкхья? а) инерция; б) движение; в) действие; г) равновесие.
21. Какого высшего состояния сознания стремятся достичь в йоге? а) относительно спокойного состояния; б) прекращения какой-либо деятельности ума; в) сосредоточенности ума на одном объекте.
23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философской школы вайшешика? а) да; б) нет. 28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин. а) мир наполнен страданиями; б) надо искать удовольствия в жизни; в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;
г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни; д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).
33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия? а) в мимансе; б) в веданте; в) в чарваке (локаяте).
Древнекитайская философия
35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимоотношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ? а) случайно, так сложилось; б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии; в) потому что других тем просто не существует.
36. Какая из школ китайской философии придерживалась принципа «у вэй» (победоносное недеяние)? а) даосизм; б) легизм; в) конфуцианство; г) моизм.
37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии? а) интерес к проблемам естествознания; б) интерес к человеку, его природе; в) интерес к вопросам устройства мира; г) интерес к проблемам устройства общества..
38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской философии? а) позицию золотой середины; б) гуманность, человеколюбие; в) активное отношение к миру.
39. Какие из нижеперечисленных качеств человека считались самыми важными у конфуцианцев? а) гордость; б) сыновья почтительность; в) почитание родителей, старших; г) верность долгу, справедливость; д) уважение к старшим братьям; е) чрезмерная активность; ж) многознание, касающееся современности.
41. Что означал принцип «исправления имен» в конфуцианской философии? а) искусство правильной, грамотной речи; б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д.
43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция: а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;; б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии; в) не слушает веления неба; г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер.
45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов? а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным; б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным.
46. Что было критерием правильности знания у моистов? а) сложившиеся традиции; б) чувственный опыт; в) теоретические знания; г) сама жизнь (действительность).
47. Какие методы рассуждения были введены в философскую школу моизма и использовались там? а) выдвижение предположений (гипотез); б) сопоставление (аналогия); в) ссылка на пример; г) распространение опыта.
48. Автором «Дао Дэ Цзин» является: а) Сыма Цянь; б) Лао Цзы; в) Конфуций.
49. Как понимался вопрос о сущности человека в философской школе легизм? а) человек добр и совершенен по своей природе; б) человек несовершенен по своей природе.
50. Какой акцент просматривался в составлении и соблюдении законов общественной жизни у легистов? а) наказание; б) поощрение.
52. Что означает термин «дао»? а) сущее; б) материальное первоначало; в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.
53. Какими путями, по мнению даосов, можно было восстановить нарушенное естественное «дао»? а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте; б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния); в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира.
55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмертия в философии даосизма? а) ничегонеделанием; б) свершением добрых дел; в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле; г) соблюдением диеты.
57. Диалектическое понимание мира характерно для: а) конфуцианства; б) даосизма.
58. «Взаимность», «золотая середина», «человеколюбие» - основные понятия философского учения:
а) легизма; б) моизма; в) конфуцианства; г) даосизма.
59. «Когда в человеке преобладает естественность, он подобен деревенщине» - это точка зрения: а) конфуцианства в пику даосизму; б) даосизма в пику моизму.
60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу: а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме; б) учения о благородном муже в конфуцианстве.
Философия Античности
61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в: а) Древней Индии; б) Древнем Китае; в) Древней Греции; г) трех указанных.
62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время: а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.; б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.; в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.; 7) 11 в. до н. э.
63. Первым мудрецом и первым философом античности считается: а) Гераклит; б) Пифагор; в) Фалес; г) Протагор.
64. Термин «философия» означает: а) рассуждение; б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность; г) любовь к мудрости.
66. Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух: а) Анаксимандр; б) Эмпедокл; в) Протагор; г) Фалес; д) Анаксимен. (назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов)
68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем: а) путем обожествления авторитарного начала; б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни; в) путем рационализации культуры.
69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том: а) что такое мир сам по себе; б) каков конец мира; в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру.
70. «Природа» по-гречески: а) «натура»; б) «фюсис».
71. Первых философов называют: а) физиками; б) лириками; в) теоретиками.
72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает: а) «и это пройдет»; б) «все течет»; в) «все непостижимо». 73. » В одну реку нельзя войти дважды, ибо на входящего набегают все новые и новые воды» - знаменитый афоризм, выражающий идею: а) диалектического учения Гераклита; б) учения Фалеса о воде как первоначале.
74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет: а) воду;
б) огонь; в) сознание человека.
75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет: а) Хаос; б) Логос.
76. Причина изменения бытия, по Гераклиту: а) царящая в мире случайность; б) борьба противоположностей; в) воля богов.
77. Представителями Элейской школы философии являются: а) Парменид и Зенон; б) Левкипп и Демокрит; в) Анаксимен и Анаксимандр.
78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение: а) пифагорейцев; б) атомистов; в) софистов.
79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике): а) элейскую; б) все сократические школы; в) пифагорейскую.
81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить: а) приоритетность чувственного познания; б) отсутствие движения, его неподлинность; в) неустранимость мифологических образов в познании мира.
82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению»: а) прочно утвердилась в философии; б) окончательно была отвергнута.
83. Софисты и Сократ: а) совершили переворот в античной философии, переориентировав философию от проблем природы к проблеме человека; б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|