Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты. По философии. История философии. Философия древнего востока. 15. Какая идея была заложена в учение о сансаре? . 16. Что означала теория кармы?




ТЕСТЫ

ПО ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия Древнего Востока

Древнеиндийская философия

 

3. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это:

а) мокша;

б) майя;

в) дхарма.

 

5. Буддизм возник как учение:

а) этическое;

б) социально-политическое;

в) натурфилософское.

 

6. Имя основателя буддизма – Будды означает:

а) «высшее существо»;

б) «просветленный»;

в) «всесильный».

 

7. С точки зрения буддизма неукоснительное служение долгу вело:

а) к улучшению материальных условий жизни;

б) к заслуженному социальному признанию;

в) к последующему рождению в более высокой варне;

г) к усугублению страданий в текущей земной жизни.

 

8. Учение Будды резюмируется в положениях, которые называются:

а) четыре благородные истины;

б) пять шагов к спасению;

в) семь ступеней просветления.

 

9. Слово «нирвана» ( в буддизме - состояние высшей духовной гармонии, предполагающее переход в сферы высшего надземного бытия) в переводе означает:

а) блаженство;

б) достижение, восхождение;

в) угасание, затухание;

г) возрождение к истинной жизни.

 

10. В философских разделах упанишад сущее получает название:

а) брахман;

б) дхарма;

в) майя.

 

11. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой:

а) пурушей;

б) ритой;

в) сансарой.

 

12. Материалистические убеждения в индийской философии отстаивала школа:

а) джайнизм;

б) веданта;

в) чарвака - локаята;

г) миманса.

 

13. Истинное знание в школе веданты выражается формулой:

а) любая душа обречена на перерождения в сансаре (колесе перерождений);

б) душа брахмана обретает мокшу (освобождение от сансары);

в) Атман не равен Брахману;

г) Атман равен Брахману.

 

14. К нирване в буддизме ведет:

а) путь физического самоистязания;

б) восьмеричный путь;

в) путь аскезы;

г) путь ахимсы.

 

15. Какая идея была заложена в учение о сансаре?

а) душа бессмертна, а тело смертно, душа может переселяться из тела в тело;

б) и тело, и душа смертны;

в) тело бессмертно, душа смертна.

 

16. Что означала теория кармы?

а) каждый человек смертен, поэтому нужно жить одним днем;

б) в поведении каждого человека есть доброе и злое, доминирование одного над другим и определяет карму человека.

 

17. Какой принцип лежал в основе деления древнеиндийских философских школ на ортодоксальные и неортодоксальные?

а) различие в их содержании;

б) отношение к Ведам (древнеиндийским мифам);

в) отношение к человеку.

 

18. Какие из нижеперечисленных древнеиндийских философских школ входят в состав ортодоксального направления?

а) санкхья;     

б) чарвака (локаята);

в) йога;

г) ньяя;

д) вайшешика;

е) джайнизм;

ж) миманса.

 

19. Какие виды состояния мира существуют с точки зрения философской школы санкхья?

а) инерция;

б) движение;

в) действие;

г) равновесие.

 

21. Какого высшего состояния сознания стремятся достичь в йоге?

а) относительно спокойного состояния;

б) прекращения какой-либо деятельности ума;

в) сосредоточенности ума на одном объекте.

 

23. Делимы ли мельчайшие частицы, атомы, с позиций учения философской школы вайшешика?

а) да;   

б) нет.

28. Выберите из предложенных ниже ценностей те, которые вошли в состав так называемых четырех буддийских истин.

а) мир наполнен страданиями;

б) надо искать удовольствия в жизни;

в) надо свести свои потребности и желания до минимума (в идеале до нуля), достичь состояния нирваны;

г) причина страданий (несовершенства) — в излишестве желаний, т. е. жажде жизни;

д) чтобы достичь нирваны, необходимо пройти определенные путь совершенствования (восемь ступеней).

 

33. В какой из трех нижеперечисленных философских школ провозглашалась идея освобождения от страданий не с помощью аскетизма, а с помощью достижения удовольствия?

а) в мимансе;

б) в веданте;     

в) в чарваке (локаяте).

 

Древнекитайская философия

 

35. Почему идея взаимодействия двух противоположных сил «инь» и «ян», культ предков (традиций), ритуалы взаимо­отношений между людьми были одними из сквозных тем древнекитайских философских школ?

а) случайно, так сложилось;

б) данные темы были главными в древнекитайской мифологии;

в) потому что других тем просто не существует.

 

36. Какая из школ китайской философии придерживалась принципа «у вэй» (победоносное недеяние)?       

а) даосизм;

б) легизм;

в) конфуцианство;

г) моизм.

 

37. Какие из нижепредложенных признаков в большей степени соответствуют конфуцианской философии?

а) интерес к проблемам естествознания;

б) интерес к человеку, его природе;

в) интерес к вопросам устройства мира;

г) интерес к проблемам устройства общества..

 

38. Что означал принцип «жень» в конфуцианской фило­софии?

а) позицию золотой середины;

б) гуманность, человеколюбие;

в) активное отношение к миру.

 

39. Какие из нижеперечисленных качеств человека счи­тались самыми важными у конфуцианцев?

а) гордость;

б) сыновья почтительность;

в) почитание родителей, старших;

г) верность долгу, справедливость;

д) уважение к старшим братьям;

е) чрезмерная активность;

ж) многознание, касающееся современности.

 

41. Что означал принцип «исправления имен» в конфу­цианской философии?

а) искусство правильной, грамотной речи;

б) соответствие содержания вещей, социальных явлений, людей их названиям:: отец должен быть отцом, государь — государем и т. д.

 

43. Благородный муж (дэюнь дзы) в учении Конфуция:

а) с трепетом относится к словам совершенномудрых;;

 б) следует за людьми, но не живет с ними в согласии;

в) не слушает веления неба;

г) подобен траве: клонится туда, куда дует ветер.

 

45. Что означали принципы «почитания мудрости» и «почитания единства» у моистов?

а) деление людей на сановников и простолюдинов правильно и должно быть вечным;

б) деление людей на сановников и простолюдинов неправильно и не должно быть вечным.

 

46. Что было критерием правильности знания у моистов?

а) сложившиеся традиции;

б) чувственный опыт;

в) теоретические знания;

г) сама жизнь (действительность).

 

47. Какие методы рассуждения были введены в философ­скую школу моизма и использовались там?

а) выдвижение предположений (гипотез);

б) сопоставление (аналогия);

в) ссылка на пример;

г) распространение опыта.

 

48. Автором «Дао Дэ Цзин» является:

а) Сыма Цянь;

б) Лао Цзы;

в) Конфуций.

 

49. Как понимался вопрос о сущности человека в фило­софской школе легизм?

а) человек добр и совершенен по своей природе;

б) человек несовершенен по своей природе.

 

50. Какой акцент просматривался в составлении и соблю­дении законов общественной жизни у легистов?

а) наказание;     

б) поощрение.

 

52. Что означает термин «дао»?

а) сущее;

б) материальное  первоначало;

в) всеобщий закон и абсолют мира, мировой путь, постоянный и неисчерпаемый, дающий начало, имя и форму всему на свете.

 

53. Какими путями, по мнению даосов, можно было вос­становить нарушенное естественное «дао»?

а) с помощью ухода от суеты жизни, возвращения к естественности, простоте;

б) с помощью отказа от активных действий по отношению к внешнему миру (принцип недеяния);

в) с помощью активной деятельности, деятельного познания мира.

 

55. Как можно было достичь долголетия и даже бессмер­тия в философии даосизма?

а) ничегонеделанием;

б) свершением добрых дел;

в) постижением закономерности связи духов с определенными частями тела и удержанием духовного в теле;

г) соблюдением диеты.

 

57. Диалектическое понимание мира характерно для:

а) конфуцианства;

б) даосизма.

 

58. «Взаимность», «золотая середина», «человеколюбие» - основные понятия философского учения:

а) легизма;

б) моизма;

в) конфуцианства;

г) даосизма.

 

59. «Когда в человеке преобладает естественность, он подобен деревенщине» - это точка зрения:

а) конфуцианства в пику даосизму;

б) даосизма в пику моизму.

 

60. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу:

а) учения о человеке с высшим Дэ в даосизме;

б) учения о благородном муже в конфуцианстве.

 

Философия Античности

 

61. Философия как автономная, самостоятельная сфера культуры возникла в:

а) Древней Индии;

б) Древнем Китае;

в) Древней Греции;

г) трех указанных.

 

62. Осевое время, когда возникла философия как особая форма духовной деятельности, по К. Ясперсу, это время:

а) с 1 в. н. э. по 4 в. н. э.;  

б) с 8 в. до н. э. по 2 в. н. э.;        

в) с 13 в. н. э. по 15 в. н. э.;

7) 11 в. до н. э.

 

63. Первым мудрецом и первым философом античности считается:

а) Гераклит;

б) Пифагор;

в) Фалес;

г) Протагор.

 

64. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

 

66.  Они считали, что все в мире произошло от одного первоэлемента, причем каждый настаивал на своем, — будь это вода, апейрон или воздух:

а) Анаксимандр;

б) Эмпедокл;

в) Протагор;

г) Фалес;

д) Анаксимен.

(назовите имена в соответствии с порядком перечисления первоэлементов)

 

68. В Греции кризис мифологического сознания, совпадающий с процессом дезорганизации родовых структур, был преодолен путем:

а) путем обожествления авторитарного начала;

б) проникновением духа религиозности во все сферы культурной жизни;

в) путем рационализации культуры.

 

69. Греческая философия, начав с критики мифа, заменяет вопрос о том, как возник мир, вопросом о том:

а) что такое мир сам по себе;

б) каков конец мира;

в) как наилучшим образом человеку приспособиться к этому миру.

 

70. «Природа» по-гречески:

а) «натура»;

б) «фюсис».

 

71. Первых философов называют:

а) физиками;

б) лириками;

в) теоретиками.

 

72. Суть диалектического учения Гераклита может быть передана формулой «пан та рей», что означает:

а) «и это пройдет»;

б) «все течет»;

в) «все непостижимо».

73. » В одну реку нельзя войти дважды, ибо на входящего набегают все новые и новые воды» - знаменитый афоризм, выражающий идею:

а) диалектического учения Гераклита;

б) учения Фалеса о воде как первоначале.

 

74. В качестве божественной, разумной субстанции Гераклит называет:

а) воду;

б) огонь;

в) сознание человека.

 

75. С точки зрения Гераклита, все процессы в мире определяет:

а) Хаос;

б) Логос.

 

76. Причина изменения бытия, по Гераклиту:

а) царящая в мире случайность;

б) борьба противоположностей;

в) воля богов.

 

77. Представителями Элейской школы философии являются:

а) Парменид и Зенон;

б) Левкипп и Демокрит;

в) Анаксимен и Анаксимандр.

 

78. Знание о вещах может быть выражено лишь языком математики – таково убеждение:

а) пифагорейцев;

б) атомистов;

в) софистов.

 

79. Какую школу греческой философии принято считать метафизической (противоположной диалектике):

а) элейскую;

б) все сократические школы;

в) пифагорейскую.

 

81. Знаменитые апории Зенона ( «Стрела», «Ахиллес быстроногий») должны были подтвердить:

а) приоритетность чувственного познания;

б) отсутствие движения, его неподлинность;

в) неустранимость мифологических образов в познании мира.

 

82. После элеатов установка на разграничение знания «по истине» и «по мнению»:

а) прочно утвердилась в философии;

б) окончательно была отвергнута.

 

83. Софисты и Сократ:

а) совершили переворот в античной философии, переориентировав философию от проблем природы к проблеме человека;

б) активно продолжили и развили учения предшественников в вопросах о первосущностях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...