Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

26. Содержание обучения предмету «Математика» учащихся с ТНР.




26. Содержание обучения предмету «Математика» учащихся с ТНР.

Целью учебного предмета «Математика» является формирование базовых, практических и функциональных компетенций, создающих условия для коррекции особенностей развития учащихся, овладения ими минимумом знаний, умений, способов деятельности, необходимых в повседневной жизни и для социальной бытовой и трудовой адаптации. Структура учебной программы представлена тремя компонентами: образовательным, практическим и контрольным. Образовательный компонент программы (за исключением пропедевтичес­кого периода) состоит из постоянных разделов: нумерация целых чисел, арифметические действия, текстовые арифметические задачи, величины и единицы их измерения, геометрический материал. Учащиеся получают представления и понятия о натуральном числе и нуле, натуральном ряде чисел и его основных свойствах, обыкновенных и десятичных дробях, основных величинах (длина, масса, стоимость, скорость, площадь, объем, время); знания метрической системы мер; овладевают умениями пользоваться измерительным инструментом и выполнять измерения; производить четыре арифметических действия с многозначными числами и дробями; решать простые и составные арифметические задачи (2—3 действия); получают представления о плоскостных геометрических фигурах и объемных телах, их свойствах; овладевают умениями выполнять геометрические построения. Практический компонент программы содержит примерные упражнения, ситуации, которые выделены внутри содержательного компонента курсивом. Практический компонент подчеркивает одну из особенностей обучения математике — практическую направленность.  Содержание учебной программы каждого класса завершает контрольный компонент (ожидаемые результаты в рамках базовой, практической и функциональной компетенций).  На разном уровне познавательных возможностей у учащихся формируются количественные, пространственные, временные представления и знания о величинах, основах наглядной геометрии. Данный компонент программы представлен двумя уровнями требований, имеющих рекомендательный характер. Первый уровень требований адресован учащимся, которые к окончанию V класса овладевают знаниями, умениями в концентре «сотня»; второй уровень требований ограничивает овладение материалом в пределах второго десятка. Содержание учебной программы включает материал для повторения (начало учебного года, учебной четверти). Обучение математике учащихся в I—V классах основывается на тесной связи формируемых знаний с предметно-практической деятельностью.  Обучение осуществляться через игру, в конкретных ситуациях на уроке математики, на уроках по другим предметам, в процессе многократного выполнения вариантов одних и тех же или похожих заданий с использованием разнообразного, хорошо знакомого детям материала (игрушки, предметы быта, природный материал). Особое значение придается использованию различных видов инструктирования: выполнения заданий по подражанию, на основе образца, обращения к вербальным и невербальным инструкциям. Учащиеся приобретают опыт в понимании речи учителя. Предметные множества, как правило, не выражаются численно, но позволяют воспринимать объекты окружающего мира, обращаться с ними. Создается основа для формирования понятия числа и арифметического действия. Это происходит в процессе рисования, вырезания фигур, конструирования, лепки предметов, классификации кругов разного диаметра, предметов разного цвета, размера, протяженности. Содержание учебной программы первой четверти ориентировано на выявление готовности учащихся к усвоению математики, сформированности у них элементарных представлений, умений, что позволит уточнить, конкретизировать работу на последующих этапах учебного года, внести коррективы в содержание второй, третьей и четвертой четвертей. Особо следует подчеркнуть, что учитель имеет право перераспределять, планировать материал, исходя из особенностей контингента учащихся.

 

 

27. Формирование учащихся с ТНР навыков количественного сопоставления множеств.

При обучении математике детей с ТНР особое внимание следует уделить формированию у них представления о множестве. Множество - это представляющее собой набор, совокупность каких-либо объектов — элементов этого множества.  

 Это поможет в дальнейшем подвести детей к пониманию количественного значения числа и умению видеть состав числа из отдельных единиц, а также из двух меньших чисел. Составляя и дробя множества из однородных, а затем и неоднородных предметов, дети узнают, что всякое множество образуется из отдельных предметов. Составляя множество из двух частей (например, одна часть — кубики красного, а другая — кубики зеленого цвета) и выделяя затем эти составляющие части множества, учащиеся должны научиться видеть, с одной стороны, все целое множество, обладающее общим признаком (например, форма), а с другой стороны, его части, имеющие свой признак (например, цвет). Эти части являются также множествами. Действуя, таким образом, с множествами, дети учатся находить общий признак, по которому можно производить объединение нескольких множеств в одно целое. Дети с задержкой психического развития с трудом овладевают натуральным рядом чисел. Несмотря на то. что дети обычно правильно называют числа первого десятка, они часто не умеют сосчитывать предметы. Практическое знакомство детей с последовательностью чисел происходит в процессе закрепления и уточнения навыка счета, обучения отсчету предметов из группы, а также сравнения равных и неравных по численности множеств (2 и 2; 2 и 3; 3 и 3; 3 и 4и т. д. ). Стоит также учить детей видеть разностные отношения между смежными числами на основе выделяемых признаков («лишний» предмет, «недостает» предмета), по которым можно судить о том, какое число больше или меньше и на сколько. Опираясь на эти же признаки, дети учатся уравнивать неравные совокупности, добавляя и удаляя предметы. Все эти действия должны проговариваться. При работе со множествами следует готовить детей к счету группами. Для этого они должны увидеть и понять, что числа один, два, три и т. д. могут обозначать не только количество отдельных предметов, но и число групп (подгрупп) предметов в едином множестве. В то же время при составлении множества из двух частей, различающихся между собой цветом, формой, размером и количеством элементов, дети должны прийти к выводу о том, что, как множество может быть составлено из разных частей, так и число может состоять из нескольких меньших чисел (5—это 2 и 3). Если дети увидят и поймут, что число состоит из определенного количества единиц, поймут, как оно образуется, каковы отношения между рядом стоящими числами, какое место занимает число посреди других чисел, они легко усвоят, что всякое число можно разложить на единицы или на другие меньшие числа (состав числа).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...