28. Формирование у учащихся с ТНР представлений о натуральном ряде чисел и умений ориентироваться в нем.
Формирование математических представлений у детей с ТНР имеет некоторые особенности. Это обусловлено тем, что у них в той или иной мере наблюдается отставание в развитии всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее неотчетливость. У них недостаточный объем сведений об окружающем мире, бедный словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей, мелкой и артикуляционной моторике. Дети с ТНР с трудом овладевают натуральным рядом чисел. Несмотря на то, что дети обычно правильно называют числа первого десятка, они часто не умеют сосчитывать предметы. Называя, например, число два, дети часто имеют в виду лишь один, последний по счету предмет. В подготовку детей с ТНР к усвоению начального курса математики входят упражнения в счете разнообразных реальных предметов в классе, дома, на улице. Натуральный ряд чисел (от лат естественный) – числа, возникающие естественным образом при счёте (1, 2, 3, 4…), тоесть расположеных в порядке возрастания. При формировании количественных представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего их речевой деятельности. Так при обучении детей счету, необходимо избежать речедвигательных стереотипов (заучивания числительных по порядку) и добиваться осознанного употребления числительных, соответствия количества с числом и цифрой, понимания зависимости между смежными числами. Для этого на первых этапах следует ограничиться формированием счетной операции в пределах пяти. Каждое число должно изучаться как минимум в течение двух занятий и повторяться на протяжении всего последующего обучения. Освоив счет до пяти, детей знакомят с получением нового числа. Объясняется, что если к пяти добавить еще один, будет шесть (к шести добавить один – семь и т. д. ). Каждое число соотносится с количеством и цифрой, сравнивается со смежными числами, определяется, на сколько предыдущее число меньше последующего и последующее больше предыдущего. Выполняются задания на пересчет предметов, звуков и движений, отсчитывание по образцу и заданному числу, сравнение численности двух множеств. После того, как все числа до десяти будут изучены, следует приступить к рассмотрению натурального ряда чисел. Выполнять задания необходимо с опорой на числовой ряд. Не обязательно, чтобы дети выполняли все указанные задания на одном занятии. Главное, чтобы подобранные упражнения выполнялись регулярно. Системный подход к изучению чисел позволяет добиться понимания их закономерного расположения в числовом ряду, зависимостей и отношений между ними. При изучении натурального ряда чисел дошкольники используют уже знакомые им слова и выражения. Постоянное проговаривание однотипных грамматических конструкций помогает автоматизировать звукопроизношение. Модельный, наглядный характер обучения делает доступным осознанное употребление в речи математических высказываний. Занятия по математике, в том числе и при обучении количественных представлений, позволяет осуществлять коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности. В процессе обучения выполнению количественных представлений дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходно-разговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговорить вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи. Использования разнообразных предметов для составления и сравнивания множеств счета, определения их величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализовать чувственный опыт. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций, создает предпосылки для развития словесно-логического мышления. Современный и эффективный подход к формированию понятия числа у младших школьников состоит в том, чтобы идти от имеющихся у детей числовых представлений и опыта предметной деятельности во всем их многообразии. Число при таком подходе выступает в единстве всех своих свойств. Оно предстает перед детьми многопланово: как обозначение количества предметов в группе и как выражение длины, площади, массы, температуры и т. п. конкретных объектов, как признак некоторых объектов и ситуаций и как элемент упорядоченного множества, как средство упорядочивания и как группа слов родного языка, используемых, как и любые другие слова, в основных и переносных своих значениях. Формирование понятия числа у младших школьников условно можно разделить на несколько блоков: 1-й этап - Обобщение и систематизация числовых представлений, полученных в дошкольный период. Задача: обеспечить элементарную числовую грамотность. В нее входит свободное, прочное знание последовательности чисел начального отрезка натурального ряда (наибольшее число этого отрезка может быть различным для разных учащихся, но не меньшим того минимума, который учитель запланировал в соответствии с возможностями учащихся. 2-й этап - Обеспечение знания особенностей количественных и порядковых числительных, знания цифр, знаков отношений и знаков арифметических действий, знания названий компонентов действий и выражений, знания свойств и алгоритмов сложения, вычитания, умножения и деления нацело и деления с остатком, правил порядка действий в выражении, знания принципов построения названий чисел в десятичной системе счисления. Задача второго этапа – развить элементарную числовую грамотность в свободное владение.
29 Формирование у учащихся с ТНР представлений о величине и практических навыков измерительной деятельности Величина - это свойство объектов, которое поддается измерению путем сопоставления с единицей измерения, относящейся к величине этого рода. Выделяют длину, массу, объем, скорость, площадь и время. Говоря простым языком, это то, что можно измерить и выразить числом. Навык — способность деятельности, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма. Измерительная деятельность – это использование способов, посредством которых производится измерение данной величины, т. е. сравнение измеряемой величины с ее мерой. Формирование величинных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется высокой степенью наглядности и сложным речевым опосредованием. Отдельные признаки предметов, на которые обращается внимание, должны быть значимы для детей, поэтому усвоение этих знаний должно происходить в процессе деятельности, действий с различными предметами: ведь источником знаний является непосредственное чувственное восприятие вещей. Приобретенные знания закрепляются в играх и игровых упражнениях. Хорошим упражнением является измерение отрезков, прямых линий. Детей учат рисовать равные и неравные отрезки, произвольно располагать их на листе, а затем измерять с помощью бумаги в клетку и сравнивать результаты. Наряду с этим педагог на конкретных примерах показывает детям неизменность величины в случае действий перемещения предметов с места на место, пересыпания количества крупы, переливания воды из одной посуды в другую, и, наоборот, ее изменения в результате увеличения или уменьшения количества. Дети убеждаются в этом, проверяя факты измерения. Наиболее удобна форма работы в парах, которая позволяет создать ситуацию, при которой необходимо межличностное общение, что способствует развитию диалогической речи в процессе формирования математических представлений. Дети плохо владеют измерительными навыками (из-за несовершенства мелкой моторики, слабости мышц руки, скованности движений), не понимают смысла и назначения точных измерений, не могут на глаз определять длину (из-за несовершенства глазомера), на руку определять массу (из-за недоразвития мускульных ощущений). На начальном этапе формирования знаний о длине необходимо познакомить младших дошкольников с ТНР с понятиями «большой» и «маленький». В связи с этим первые занятия следует посвятить формированию у малышей знаний о больших и маленьких предметах. Педагог учит детей с ТНР собирать пирамидку, матрешку и т. д. Свои действия он комментирует. Каждый ребенок тренируется собирать пирамидку в убывающем и возрастающем порядке, стараясь проговаривать свои действия. Таким образом, в процессе многократного выполнения практических упражнений с разным дидактическим материалом у детей постепенно расширяются представления о величине предметов, усваиваются значения слов «большой», «маленький». Изучение длины, ширины, высоты проходит на основе контраста, т. е. сначала дети с ТНР под руководством педагога рассматривают длинные и короткие, высокие и низкие, широкие и узкие предметы (пирамидки, мебель и т. д. ). В дальнейшем предметы сравниваются только по одной протяженности. Для того, чтобы акцентировать внимание детей на длине, нужно сравнить два предмета, отличные друг от друга только одним признаком. Это позволит выделить существенный в данном случае признак - длину. Например, подбираются две полоски одинакового цвета, ширины и толщины, но разные по длине (короткая и длинная). Практическая работа организовывается так, чтобы у каждого ребенка были свои полоски для сравнения, и они самостоятельно выполняли необходимые операции. Особое внимание уделяется правильному приложению (наложению) полосок друг к другу — края полосок слева должны совпадать, в противном случае результат сравнения будет неверный. Только после того, как дети получат первые представления о длине, предлагаются для сравнения полоски, различные по длине и по цвету. После определения длины двух контрастных по размеру предметов нужно предложить сравнить предметы, равные по длине. Такая работа соотносится с определением равенства множеств, что позволяет использовать общую терминологию: «равные», «одинаковые». Сравнивая предметы, дети должны обобщать полученные результаты в речи. Например, этот поезд длинный, а этот короткий, или зеленая лента короче, чем красная лента, или дорожки, равные по длине, или машинки, одинаковые по размеру, и т. д. Воспитатель обязан помочь правильно составить фразу и несколько раз повторить ее вместе с ребенком. Аналогично проходит сравнение предметов по высоте, а после по ширине. Закрепление изученного материала осуществляется в ходе игровой, практической, изобразительной деятельности на занятиях, а также в процессе режимных моментов. В средней группе дети с ТНР учатся сравнивать до пяти предметов, которые отличаются по длине (или ширине, или высоте), т. е. по одному признаку. Ребятам обязательно напоминается, что при сравнении края полосок слева должны находиться на одном уровне, например, от края стола. Детям предлагается составить ряд из предметов с учетом одного признака. В самостоятельную речь дошкольников вводятся следующие выражения: «самая длинная»; «короче»; «еще короче»; «самая короткая» и т. д. Постепенно знания детей о величине предметов расширяются. На более поздних этапах обучения педагог предлагает для сравнения две полоски, различные по длине и ширине. сначала полоски сравниваются по длине, потом - по ширине, результат проговаривается: «Полоски одинаковые по длине, но разные по ширине». Позднее педагог организует сравнение разных предметов, например, карандаша и линейки, поезда и автобуса. особое внимание педагог уделяет формированию у дошкольников с ТНР умения сравнивать предметы по длине, ширине и высоте на глаз, т. е. проводится работа по развитию глазомера. Например, педагог ставит две куклы на разные края стола и спрашивает, какая из них выше. Дети высказывают свое мнение. После определяют высоту кукол, поставив их рядом друг с другом. Выполнение практических заданий непосредственно связано с речевым развитием дошкольников с ТНР, т. к. каждое действие по сравнению сопровождается комментариями и сообщением полученного результата. Воспитатель должен следить за правильностью выполняемых операций, помогать в построении речевого высказывания, давать образец фразы, обобщающей проделанную работу. Старшая группа. Сравнение предметов по длине, ширине и высоте происходит по аналогии со сравнением предметов в средней группе. Постепенно количество предметов для сравнения увеличивается (по мере овладения знаниями о числах), а контрастность между ними снижается, что усложняет определение величины. К концу года дети с ТНР составляют ряд из десяти предметов. особое внимание педагог уделяет построению следующих конструкций: «елочка выше березки, но ниже сосны». Для закрепления знаний о величине ребятам с ТНР предлагаются практические задания по измерению в предметах длины, ширины, высоты. Например, нарисуй желтую дорожку - длиннее, чем серая дорожка и т. д. Такие упражнения препятствуют формированию формальных, шаблонных знаний, что характерно для детей с речевой патологией. В процессе изучения величины предметов старшие дошкольники с ТНР закрепляют и расширяют словарный запас, усваивают терминологию. В старшей группе у ребят формируются представления о толщине. Дети учатся характеризовать предметы по толщине, выстраивать ряд от самого толстого предмета (например, книги, карандаша, палки, и др. ) до самого тонкого, знакомятся с новыми словами. Продолжается работа по развитию глазомера. Например, надо определить на глаз, кто дальше бросил мяч, а потом проверить правильность предположения шагами и т. д. Подготовительная группа Обучение измерению длины В подготовительной группе детей с ТНР учат измерять длину предметов. Сначала единицами измерения длины, ширины, высоты предметов являются бумажные полоски. Так, педагог предлагает ребятам определить, сколько таких полосок можно положить вдоль края стола. Дети выкладывают эти полоски. Их внимание обращается на то, что края полосок должны точно соприкасаться друг с другом. После подсчитывается, сколько полосок положили по длине стола. Педагог говорит, что дети измерили полосками длину стола. Затем предлагается с помощью этих же полосок измерить ширину стола. На математических занятиях дети тренируются правильно выкладывать мерки-полоски для определения длины, ширины и высоты разных предметов. В процессе дальнейшего обучения осуществляется переход на измерение с помощью одной мерки-полоски, передвигая ее вдоль поверхности и фиксируя ее край мелом или карандашом. Большое значение для создания у дошкольников с ТНР положительной мотивации к измерению имеют практические ситуации. Например, можно ли поставить стол между двумя шкафами, двигать его нельзя - он тяжелый. Дети должны с помощью мерок-полосок определить и сравнить длину стола и стены. Далее детей знакомят с общепринятыми мерами измерения длины - метром и дециметром. Педагог показывает полоски из картона длиной в один метр и в один дециметр, и предлагает детям измерить длину в метрах, в дециметрах. Проводится словарная работа с новыми терминами. На последующих занятиях аналогично проводится работа по знакомству ребят с сантиметром. В дошкольном возрасте обучать детей пользоваться линейкой нецелесообразно, т. к. ее основные деления - миллиметры. Таким образом, у старших дошкольников с ТНР формируются знания о том, что для измерения длины используются различные мерки. Чем мерки меньше, тем большее количество их получается при измерении одной и той же длины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: