23- 21. Словарная работа на уроке чтения.
Словарная работа представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка. Словарная работа направлена на формирование умения как понимать слова и обозначаемые ими образы, представления и понятия в тексте, так и употреблять слова в связной, живой речи. Обогащение словаря учащихся тесно связано с развитием их познавательной деятельности, в большей степени мышления, с обогащением их представлений и понятий путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. С этой целью на начальных этапах обучения используются тексты, содержание которых тесно связано с жизненным опытом учащихся для облегчения понимания их смысла. Объектами словарной работы на уроках литературного чтения являются: новые, непонятные для учащихся слова и устойчивые сочетания слов; синонимы; омонимы; антонимы; фразеологизмы; устаревшие слова; многозначные слова; абстрактные существительные. С целью активизации словарного запаса на уроках литературного чтения используются следующие упражнения: - составление предложения – толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов; - составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами; - составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т. п.; - словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом; - орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; - подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову; - составление и запись различных текстов на избранную тему, исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов; - исправление ошибок употребления слов в устной речи.
17. Особенности обучения языку учащихся с ТНР в условиях билингвизма Б илингвизм или (двуязычи) это- владение двумя языками в условиях, когда оба языка используются в коммуникации. Вопросы обучения второму языку и проведение коррекционно-педагогической работы в условиях двуязычия на настоящее время являются недостаточно изученными или не тимеют единого решения. Особенно эта проблема затрагивает РеспубликуБеларусь, где государственными приняты два языка – белорусский и русский, что ставит детей и педагогов в ситуацию обучения с учетом близкородственного билингвизма. Своеобразие речевого развития детей-билингвов раскрывается в следующем:
18. Обучение грамоте как средство умственного и речевого развития учащихся с ТНР Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Весь процесс обучения грамоте делится на три периода: - подготовительный, задачей которого является подготовка детей к занятиям чтением и письмом в букварный период; - букварный период - самый длительный и самый ответственный; - послебукварный, в течение которого совершенствуются навыки чтения и письма. Гл-я задача подготовительного периода (добукварного)развитие фонематического слуха и правильного произношения. Параллельно с развитием речи идет подготовка к письму; дети знакомятся с некоторыми техническими и гигиеническими требованиями, с разлиновкой тетради, умением правильно сидеть, держать карандаш и ручку. Этому способствуют занятия рисованием бордюров, штриховкой и др. Данный период имеет важное значение в формировании у детей фонематического слуха, речедвигательных механизмов, а главное - во включении в работу слухового, двигательного, зрительного анализаторов, принимающих участие в речевом процессе. Ребенок должен не только слышать слово, но и осознавать звуковой состав, соотносить буквы со звуками, объединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Это новая, более высокая ступень аналитико-синтетической деятельности детей, опирающаяся на имеющееся у них умственное развитие. Это умение не дается не сразу, а формируется постепенно. Однако подготовительный период не должен быть длительным, так как ученик хочет быстрее научиться писать и читать, считать, за этим он и пришел в школу. В последнее время высказываются мнения о сокращении или вообще исключении добукварного периода. В практике специальной общеобр-ой шк. подготов-ый период занимает от 2 недель до 1, 5 месяцев. На наш взгляд, добук. период целесообразен в силу особенностей речевого развития учащихся. Рассмотрим примерные планы уроков в этот период. Т е м а. Предложение и слово Рассказывание сказки или чтение рассказа учителем. Беседа по рассказанному или прочитанному. Рассказывание самими детьми. Выделение предложений и деление на слова. Зарисовка детьми наиболее интересных моментов сказки или рассказа. Драматизация сказки или рассказа. Т е м а. Слово и слог Беседа учителя об играх, занятиях, наблюдениях в процессе рассматривания картинок в букваре. Выделение предложений в речи. Деление предложений на слова. Деление слов на слоги. Игра в слоги - договаривание детьми. Т е м а. Звук и буква Выделение из речи звуков (звукоподражание). Выделение слов из предложений, деление слов на слоги. Выделение гласных звуков из слов (ау, уа, ура, Оля, Уля и др. ). Выделение согласных (ах, ус, на, мама). Показ букв картинного алфавита. Выделение предложений. Отгадывание детьми загадок. Рисование предметов, названия которых начинаются с выделенных звуков. Букварный период является периодом овладения речезвуковой символикой, внимание детей сосредотачивается на буквах, их сочетаниях с другими буквами, на их печатных и рукописных изображениях. На всех ступенях букварного периода происходит дальнейшее развитие фонематического слуха, абстрагирование «чистого» звука, символом которого и является буква. После того как ребенок научился соотносить звук с соответствующим ему знаком (буквой), он начинает овладевать слитным чтением. Слитное чтение прямого слога достигается путем упражнений в делении слова на звуки, составлении его из азбуки и слитном слиянии слога по следам анализа. Считается, что слияние звуков в слоге есть не что иное, как произношение их так, как они звучат в устной речи. Существует ряд способов, облегчающих слияние звуков, например чтение по следам анализа. Его суть состоит в том, что ученик делит слова на слоги, слоги - на звуки, а затем немедленно соединяет выделенные звуки в слоги, а слоги - в слова. Анализ органически связан с синтезом и предваряет его. Из других способов распространено чтение по подобию или преобразование слов, вследствие чего образуются целые цепочки слов: мама - Маша, Маша - Саша, Шура - Мура, сук – сок и др. (методика Н. Н. Зайцева). Известен прием наращивания звуков - букв в начале и конце слов: ура - МураШура, Шура - Мара, Мара- рама и др. Несмотря на то, что буква еще остается в поле сознания маленького чтеца, при синтезе должна быть установка не на букву, а на слог. Осуществить это помогает стремление понять значение слова, смысла фразы и всего читаемого текста. Практика показывает, что уроки грамоты результативнее тогда, когда соблюдается определенный порядок при изучении нового звука и буквы. Воспроизведем приблиз-й план урока: беседа по картинке букваря, направл. на осмысление содержания картинки и на составление предлож. или нескольких предлож-й; выделение слов с новым звуком; деление выделенных слов на слоги и звуки; выделение изучаемого звука с его утрированным произношением; знакомство с буквой; закрепление звука и буквы путем подбора слов с этим звуком и буквой; составление с помощью разрезной азбуки новых слогов и слов с данной буквой; закрепление нового звука и буквы посредством замены буквы другой буквой (рама - мама) или путем наращивания (шар - шары, ум - шум); чтение столбиков слов (таблицы слогов). Букварный период в современной метод. литературе принято делить на 3 периода в завис. от того, какие гласные и согл. звуки изучаются, какие слоги читаются. Послебукварного период: Задача - закрепление и совершенств-е навыков чтения и письма. Дети в этот период овладевают слого-аналитическим чтением, а в после букварный - в индивид. порядке переходят на чтение более легких слов, т., е. достигают 3-го этапа развития навыка чтения - становления синтетических приемов чтения. Для того чтобы прочесть сколь-нибудь сложную фразу, ребенок должен остановиться и осмыслить каждое читаемое слово. Глаз чтеца на этой ступени развития вынужден останавливаться на каждом слове и возвращаться назад к тому, что было прочитано, для того, чтобы не потерять связь данного слова с ранее прочитанным. Работа ведется так, чтобы совершенствовать технику чтения, развивать понимание читаемого и плавность чтения. Итак, цель обучения достигается путем решения частных задач, накопления необходимых знаний и умений: знать, что речь состоит из слов, слова - из слогов, слоги из звуков; уметь точно и ясно выделять отдельные звуки речи; знать и различать буквы; понимать смысл читаемого; делить слог на звуки и наоборот; уметь воспринимать прочитанные слова как часть смыслового целого. Эти задачи сводятся к: 1) аналитического характера (анализ); 2) объединения частей в целое (синтез); 3) понимания читаемого. Вся система работы по обучению грамоте опирается на развит. речи. Обуч. грамоте явл., в сущности, практической работой над словом - его значением и его звуко-слоговой структурой.
19. Практическая направленность работы по изучению грамматики. и Практическая направленность, определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебным планом, программой, организуемая с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере обучения, приобретения опыта самостоятельной работы на уроках и занятиях в учебно-воспитательном процессе. Практическая направленность работы по изучению грамматики проявляется не только в применении усваиваемой теории к правописанию, культуре речи, но и в требовании сосредотачивать усилия не на запоминании и многократном повторении изученного, а на выработке умений практически определять разнообразные грамматические формы и значения и правильно оперировать ими. Так при изучении грамматики ставятся следующие задачи: - осуществлять коррекцию нарушений психического и речевого развития учащихся; - закреплять правильные речевые навыки в устной и письменной речи учащихся в различных коммуникативных ситуациях; - способствовать формированию «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных; - дифференцировать грамматические значения, представленные в некоторых морфемах (приставках, суффиксах, окончаниях); - формировать языковые обобщения (фонематические, морфологические, синтаксические); - развивать способность к языковому анализу (анализу предложений на слова, морфологическому, фонематическому и др. ); - способствовать осознанию языковых закономерностей в области грамматики; - развивать навыки смыслового, семантического и языкового оформления как предложений, так и связной речи; - создавать предпосылки для формирования навыков грамотного письма. Решение этих задач осуществляется на основе анализа изучаемых языковых процессов с учетом содержания программы по грамматике. Процесс усвоения отдельных грамматических тем осуществляется в такой последовательности: - выделение языковых единиц (например, слов, морфем) в речи окружающих, уточнение семантики, различение грамматических, лексических значений в импрессивной речи; - установление связи грамматического или лексического значения со звуковым образом морфемы; - закрепление практических навыков использования грамматической формы в экспрессивной речи (на основе аналогии, практического обобщения); - углубленное осознание грамматических закономерностей, их формулирование с использованием лингвистической терминологии, закрепление формулировок грамматических правил; - закрепление грамматических закономерностей в письменной речи, осознание орфограмм. Упражнения должны подбираются так, чтобы сблизить анализ языкового материала со способами его применения в высказываниях, а также рекомендуется разбиваться их на блоки в зависимости от тех практических умений, которые формируются, и выполняются в определенной последовательности: от простых, подготовительных к более сложным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|