Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

42. Моделирование коррекционного занятия. Технологическая карта коррекционного занятия.




42. Моделирование коррекционного занятия. Технологическая карта коррекционного занятия.

Коррекционное занятие - основная форма организации учебно-коррекционной работы в учреждении. Коррекц-о-развив. занятие - это наиболее традиционная форма общения взрослого и ребенка, в ходе которого решаются различные задачи по формированию способов познания мира ребенка и коррекции его недостатков. Коррекционная я работа учителя-дефектолога строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в соответствии со структурой и характером нарушений, их влияние на учебную деятельность и общее развитие ребенка. Основные формы коррекционных занятий: индивидуальные и групповые коррекционные занятия. При планировании коррекционных занятий необходимо учитывать: 1) результаты психолого-педагогического изучения учащихся; 2) объем коррекционных занятий, который зависит от условий организации обучения. Коррекционные занятия состоят из коррекционно-развивающих упражнений, направленных на решение коррекционных задач. Целью коррекционной роботы является развитие общих способностей к учению. Основные направления коррекционной работы: - формирование содержательной учебной мотивации; - формирование учебной деятельности детей и коррекция недостатков в ее основных структурных звеньях; - развитие личностных компонентов познавательной деятельности; - развитие до необходимого уровня психических функций: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, пространственной ориентации, мелкой моторики руки, памяти и др. - обогащение кругозора детей, формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые дадут возможность ребенку воспринимать учебный материал осознанно; Технологическая карта занятия – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на занятии.

 

 

38. Специфика коррекции нарушений устной речи у учащихся с заиканием.

Заикание — нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение. Синоним заикания — логоневроз (навязчивый страх общения). Коррекционная работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Учитель-дефектолог объясняет детям, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный. Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах: - на произнесении отдельных гласных звуков; - на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти); - на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными; - на произнесении фраз из одного слова; - на произнесении коротких фраз; - на произнесении длинных фраз с логической паузой. Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Дефектолог предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с дефектологом, вслед за ним, называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи — слитность. Это значит, что все звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетание должно произноситься как один долгий звук. При выполнении заданий на сочетание гласных звуков важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. При произнесении сочетаний гласных звуков с согласными, прежде всего, необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к произнесению гласных. Тогда вместе с ними будут свободно произноситься и согласные звуки. Чтобы эти звуки не вызывали затруднений, нужно произносить их легко и без напряжения (слегка смыкать губы, слегка касаться кончиком языка зубов и т. п. ). В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила: короткие предложения произносятся на одном выдохе; длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3—4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох; слова внутри короткого предложения произносятся слитно. Учитель-дефектолог   должен объяснить детям важность пауз и на доступных примерах показать их значение. Затем отрабатывается чтение заученных стихотворных текстов. Благодаря тому, что в стихах наблюдается строгое чередование ударных и безударных слогов, что они очень ритмичны, что окончания строк рифмуются, и каждая строка в стихах чаще совпадает со смысловым отрезком, они удобны для закрепления всех элементов правильной речи: упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности, выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки. Только потом переходят к пересказу коротких текстов с делением на смысловые и логические отрезки. Работа над пересказом прослушанного текста облегчается тем, что здесь присутствует опора на готовый языковой материал и определен сюжет последовательности событий. Для подготовительной работы и в случаях затруднений детей используются наводящие вопросы, опорные слова, предметные картинки. Работа над пересказом прослушанного текста включает: • пересказ текста с опорой на наглядный материал; • пересказ текста по плану; • пересказ прослушанного текста без опоры; • пересказ текста сюжетно-ролевого содержания. Следующий этап работы над плавностью речи является переходной ступенью к самостоятельной речи и охватывает нижеследующие виды работ: • работа над вопросно-ответной формой речи; • ответы на вопросы по картине; • ответы на вопросы по тексту; • составление вопросов к картине; • составление вопросов к тексту. Затем плавность речи формируется в более сложных видах монологической речи — самостоятельное составление рассказов: • по предметной картине с использованием схемы; • по серии сюжетных картин (от трех до восьми); • по сюжетной картине; • по описанию пейзажной картины. Данный вид работы облегчается опорой на наглядный материал, однако отсутствует языковой материал и сюжет последовательности событий. Если дети испытывают трудности при составлении рассказов, им можно предложить образец рассказа учителя по картине или ее отдельной части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; коллективное составление рассказа. Конструирование рассказа предполагает его составление в рамках известного начала или конца, либо того и другого, составление по серии опорных слов. Выполнение данных видов работ часто вызывает трудности у детей. Для облегчения выполнения данных заданий проводится подготовительная работа по актуализации словарного запаса; по формированию устойчивых словосочетаний, характерных для выбранных тем рассказов. Учащимся, испытывающим затруднения в составлении рассказов по известным началу и концу, опорным словам можно предложить предметные или сюжетные картинки. Завершающим этапом в коррекционной работе с заикающимися, является закрепление полученных навыков плавной речи. Они составляют самостоятельно рассказы, на заданную тему о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанными, о событиях дома, составляются творческие рассказы и инсценировки на заданную тему. В процессе формирования плавности речи в различных формах учитель-дефектолог знакомит детей с правилами речи. В них содержатся правила поведения во время разговора с собеседником, основы правильного речевого дыхания в процессе произнесения слов, фраз. Учитель-дефектологобъясняет и показывает детям своим примером, как нужно вести себя с собеседником: во время разговора смотреть в лицо слушающему человеку, не опускать голову и держаться прямо и уверенно, не делать лишних движений, не спешить с ответом и проговорить его сначала про себя. Говорить только на выдохе и выделять в каждом слове ударный гласный звук, гласные произносить широко и протяжно, короткие предложения произносить на одном выдохе, а длинные фразы делить на смысловые отрезки, между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох. Говорить громко, четко, выразительно. Правила речи постоянно напоминаются детям или заучиваются наизусть. Коррекционная работа по развитию речи должна быть дифференцированной в зависимости от степени отклонения от нормы. Специфика работы с детьми, имеющими разные уровни сформированности речи, заключается в преимуществе отдельных направлений работы, в степени самостоятельности детей, в дифференцированном подборе речевого материала. Те дети, у которых речевое развитие условно приближается к норме, могут более интенсивно работать над плавностью речи. Но поскольку обнаруживаются некоторые затруднения в построении связного речевого высказывания, с ними проводятся дополнительные логопедические занятия по развитию устной связной речи. Для детей, речь которых характеризуется явлениями не резко выраженного ее недоразвития, в логопедические занятия по развитию речи включаются специальные задания и упражнения по коррекции нарушений отдельных компонентов речи. Дети, в речи которых наблюдаются все признаки ее общего недоразвития, требуют значительной индивидуализации занятий, тщательного выбора материала в зависимости от речевых возможностей этих детей, включения в логопедическую работу развития всех сторон речи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...