Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. Формы обучения учащихся с ТНР.




15. Формы обучения учащихся с ТНР.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса, т. е. выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определённом порядке и режиме. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Такая классификация не является строго научной, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия. При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками. Такие формы обучения, как классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий. Рассмотрим теперь, какой смысл вкладывается в понятие «форма организации обучения», или «организационная форма обучения». Эти понятия рассматриваются как синонимы. Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д. ). Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Например, в основе классификации В. И. Андреева лежит структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения. Автор выделяет следующие формы организации обучения: вводное занятие; занятие по углублению знаний; практическое занятие; занятие по систематизации и обобщению знаний; занятие по контролю знаний, умений и навыков; комбинированные формы занятий. В. А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные. А. В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия. Это классификация К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение. Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференций, олимпиады, экскурсии, деловые игры.

Индивидуально-коллективные занятия – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

 

14. Методы и приемы обучения учащихся с ТНР

Метод- представляет собой путь достижения целей и задач обучения, способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, задачи и представляет собой целостную структуру.

Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. По способу передачи информации выделяют наглядные (наблюдение, демонстрация), словесные (рассказ, беседа, объяснение) и практические (в т. ч. игровые как разновидность) методы обучения (устные и письменные упражнения, продуктивная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, элементы программированного обучения). В воспитании детей с ТНР выделяют практически-действенные методы (приучение, упражнение, игра, воспитывающие ситуации, информационные методики), побудительно-оценочные методы (поощрения, наказания). Также используются специальные приемы организации обучения: алгоритмизация учебной деятельности, специфика структурного построения урока, которая предполагает включение в урок артикуляционных и пальчиковых гимнастик; логические приемы: установление аналогии по образцу, обобщение по доступным признакам и др. Поскольку дети с ТНР осваивают письменную речь значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, педагогу необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь. Применение текстовых редакторов дает возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над письменной речью, поскольку исключается переписывание и возникает возможность не оставлять следа от допущенных ошибок и получать в конечном счете безупречную и достойную похвалы работу. В настоящее время существует множество компьютерных программ - текстовых редакторов. Наиболее распространенная из них - Microsoft Word. Она позволяет создавать, редактировать, сохранять и распечатывать текст.

Для улучшения качества работы над письменной речью учащихся и в целях создание благоприятной среды для развития их творческого потенциала разработан метод проектов, как один из способов коррекции речевых недостатков учащихся.

Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретённые знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...