39. Специфика коррекции нарушений письменной речи у учащихся с ТНР.
39. Специфика коррекции нарушений письменной речи у учащихся с ТНР. Письменная речь - это речь, зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная и имеющая свои цели и особенности. Учителя школ для детей с тяжелыми нарушениями речи ищут возможность как можно более конкретно и наглядно обучать эту категорию детей письменной речи. Работа у доски, связь со всеми разделами программы по языку, использование уроков рисования, труда и др. - все это позволяет познакомить учащихся с письменной речью как качественно новым видом речи. Такая работа может быть разнообразной: это и самостоятельное описание отдельных сюжетных картин, составление рассказа по сюжетной серии из 2-4 картин, и самостоятельное описание предметов, и самостоятельное описание событий выходного дня, прогулок, событий в классе и д. р. Устно все эти темы прорабатываются в 1-2-х классах. 3накомство с каждым из этих видов письменных работ происходит на определенном этапе обучения, а затем уже многие из упражнений повторяются из года в год. Известно, что новый вид письменной речи воспринимается легче, если элементы его встречались раньше. Если учащимся 2-го класса, которые в течение первого полугодия выполняли подготовительные упражнения (расстановка картинок в нужной последовательности и т. п. ), предложить восстановить деформированный текст, то особых затруднений это не вызовет. Первичное знакомство с каждым новым, видом письменной работы отвечает следующим требованиям: вариативность работы с образцом; опора на самостоятельность; строгая последовательность ознакомления с каждым новым видом письменной работы. Наиболее значимы первые уроки знакомства с новым видом речи, с требованиями, которые предъявляются к учащимся (например, писать самостоятельно, спрашивать учителя при затруднении в выборе слов, выражений, неизученных грамматических форм, постановки знаков препинания). Вначале детям предлагается записать названия предметов, которые они видят. В числе этих предметов могут быть и неизвестные (их названия можно узнать у учителя). Работа проводится следующим образом: демонстрируется предмет, несколько учеников проговаривают его название, а учитель записывает сказанное на доске; далее дети рассматривают новый предмет, узнают его название и тоже записывают. Затем написанное закрывается. Ученикам предлагается самостоятельно записать эти слова в тетрадь. Учащиеся самостоятельно проверяют свои работы по записям на доске и под руководством учителя проводят работу над ошибками, если они есть. Следующим по степени трудности видом работы является составление предложений по отдельным картинкам, причем подбираются такие картинки, где были бы предметы, уже известные детям. Хорошо, если вначале изображено одно действие (кошка лежит на диване; мама варит обед; бабушка вяжет шапку). Составляется 4-6 предложений, и на этом же уроке анализируются ошибки, если они есть у учащихся. Работая так, дети постепенно приучаются серьезно относиться к написанию каждого слова и фразы. Следующая задача - научить детей восстанавливать деформированный текст по картинному плану. Желательно брать тексты, которые позже послужат образцом для самостоятельного составления рассказов по сериям. Главное - приучить учеников к последовательности изложения, к вдумчивому рассматриванию картины. Дети вспоминают, что раньше они лишь списывали текст с помощью картинок, а теперь надо самостоятельно составить рассказ по этим же картинкам. Картинки расставляются учениками в нужной последовательности, задается несколько вопросов на выяснение содержания. Трудные для написания слова пишутся на доске. Нецелесообразно устно составлять рассказ, так как при такой форме в значительной мере теряется самостоятельность выполнения задания. Дети с тяжелыми нарушениями речи лишены полноценной речевой практики, а потому большую роль в развитии их письменной речи играет образец. Имея перед собой образец восстановленного текста, ориентируясь на него, они производят определенные мыслительные операции. Цель этого важного этапа развития письменной речи - обучать детей связной последовательно излагать свои мысли. Он способствует более результативному формированию грамматического строя речи, а в конечном итоге - умению писать сочинения и изложения. Работа будет более эффективной, если проводить ее систематически.
41. Формы коррекционной работы с учащимися с ТНР Коррекционная работа – это система специальных педагогических приемов и мероприятий, направленных не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом. Формы коррекционной работы - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, которое осуществляется в определённом порядке и режиме. Формы коррекционной работы: - По колличеству детей: (групповые; индивидуальные); - По месту организации (школьные; внешкольные); - Традиционные ( занятие (урок), экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа); - Нетрадиционные ( занятия (уроки)-соревнования; занятия (уроки)-викторины; занятия (уроки)-конкурсы; уроки-игры и т. д.; - Специальные коррекционные занятия: (ЛФК; логопедические занятия; ритмика); - Сопутствующие (дополнительные) занятия: консультации; дополнительные индивидуальные занятия; группы выравнивания; факультативы. Коррекционная работа с учащимися с ТНР бывает общеразвивающей и предметной направленности. Цель общеразвивающей направленности: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и зрительно -пространственных нарушений, общей и мелкой моторики. Цель предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|