Информационная справка
Установка – благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Ф.Зимбардо в книге «Психология влияния» пишет, что установка - это «оценка чего-либо или кого-либо по шкалам «приятно-неприятно», «полезно-вредно» или «хорошо-плохо»: что-то мы любим, а что-то терпеть не можем, к чему-то испытываем привязанность, а к чему-то антипатию. То, как мы оцениваем наши отношения с окружающим миром, отражает наши установки. Установка имеет диспозиционный характер в том смысле, что является благоприобретенной, усвоенной путем научения тенденции думать о каком-либо предмете, человеке или проблеме каким-либо определенным образом (2, с.45). Социальные психологи провели большое количество исследований по изучению природы установок, их развития и способов их изменения. Предложены различные определения понятия установка, и во всех этих определениях отмечается, что между установками и поведением существует соответствие (см.: схема 1). Действительно, некоторые определения включают поведение как один из компонентов установки. Были разработаны несколько моделей формирования и изменения установок, и авторы некоторых из них также придерживаются здравой точки зрения, состоящей в том, что изменение установок вызывает соответствующие изменения в поведении. Однако авторы других теорий (наиболее значительными из них являются теория когнитивного диссонанса и теория самовосприятия) утверждают обратное: что изменения в поведении вызывают соответствующее изменение установок. В последнее время ученые пришли к выводу, что проблема заключается не в том, что является причиной, а что — следствием, а в том, когда установки и поведение связаны сильно, а когда — слабо. Таким образом, в центре внимания оказались процессы, посредством которых формируются или изменяются установки, и способы влияния этих процессов на соответствие между установками и поведением.
Темы рефератов: 1.Изменение социальных установок в условиях социальных изменений. 2.Влияние на личность в условиях религиозных сект. 3.Социально-психологические функции массовой коммуникации. 4. Эффективность массовой коммуникации. 5. Влияние СМИ на потребительское поведение.
Схема 1. Установочная система (по Зимбардо и Ляйппе)
Лабораторно-практическое занятие Изучение ценностных ориентаций личности Цель: Апробироватьметодику изучения ценностных ориентаций личности, разработанную М.Рокичем, и тест смысложизненных ориентаций Дж.Крамбо и Л.Махолика (в адаптации Д.А.Леонтьева) ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И САМОКОНТРОЛЯ 1. Содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации». 2. Виды ценностей. 3. Факторы формирования ценностных ориентаций.
ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. 2. Галкина Т.В., Хайкина М.В. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени/ Психологическое обозрение, 1998, № 1. С. 13-25. 3. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000.С. 568-584. 4. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой// Психологическое обозрение, 1997, № 1 (4). С.13 – 14. 5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1992. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Проверка готовности к занятию. 2. Изучение ценностных ориентаций с помощьюметодики Рокича Обследование проводится индивидуально, но возможна и групповая форма работы.
Индивидуальная работа. Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала даст более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция: Сейчас Вам будет предъявлено два списка, каждый из которых состоит из 18 определений обозначающих ценности. Ваша задача — расставить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной строчке. Внимательно изучите каждую и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите её на первое место Вашего списка. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте, не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв позиции в Вашем списке местами. Конечный результат должен отражать Ваше истинное отношение. Стимульный материал Список А (терминальные ценности): · активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность) · жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) · здоровье (физическое и психическое) · интересная работа · красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) · любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) · материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднении) · наличие хороших и верных друзей · общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) · познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) · продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) · развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) · развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) · счастливая семейная жизнь · счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) · творчество (возможность творческой деятельности) · уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|