Информационная справка
Проблема идентичности активно разрабатывается как зарубежными (Фромм, Эриксон, Мид, Ватерман, Гоффман, Тэжфелл и др.), так в последние годы и отечественными психологами (В.С.Агеев, И.С.Кон, А.В.Кузьмин, Л.М.Митина, В.С.Мухина, Л.М.Путилова, Т.Г.Стефаненко, И.Ю.Хамитова, Л.Б.Шнейдер, В.А.Ядов и др.). Введенное Э.Эриксоном (1960), понятие идентичности характеризуется как внутреннее постоянство и тождественность личности. Кроме того, по Эриксону, чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении. В исследованиях Ватермана (1982) в большей степени акцентируется ценностно-волевой аспект идентичности. Автор считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, которое включает выбор целей, ценностей и убеждений, которыми он руководствуется в жизни. Автор рассматривает идентичность с динамической и содержательной сторон: процесс формирования идентичности зависит от средств, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) сфера выбора профессии и профессионального пути; 2) сфера принятия и переоценки религиозных и моральных убеждений; 3) сфера выработки политических взглядов; 4) сфера принятия социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства. В настоящее время активно исследуются различные аспекты идентичности: личностной, социальной, этнической, профессиональной, организационной, управленческой и т.д.
Разрабатывая проблему социальной идентичности личности, В.С.Агеев формулирует ряд положений: 1. Индивиды стремятся к достижению или сохранению позитивной социальной идентичности. 2. Позитивная социальная идентичность в большей степени основана на благоприятных сравнениях ингруппы и несколькими релевантными аутгруппами: ингруппа должна восприниматься как позитивно отличная от релевантных аутгрупп. 3. Т.к. позитивная оценка своей группы возможна лишь как результат ее сравнения с другими группами, а для такого сравнения нужны отличительные черты, то члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от любых других групп. 4. Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других. Л.Б.Шнайдер, изучая профессиональную идентичность, определяет ее как «результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества,… отождествлении и дифференциации – себя с Делом и Другими, проявляющуюся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях» (8, с. 18). Развитие идентичности не завершается в юношеском возрасте. Юношество – одна из стадий в развитии идентичности, период наиболее яркого ее кризиса. Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности – периоды, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия с тем, чтобы найти и принять новые ценности и виды деятельности.
Семинарское занятие Социальные установки личности Цель: на основе анализа теоретических данных по данной теме определить значение установки в процессе социального взаимодействия; проанализиро-вать практическую направленность использования установок на примере влияния рекламы. 1. Понятие установки. Отечественные и зарубежные теории социальной установки. 2. Структура и иерархия социальных установок. 3. Установки и поведение, их взаимовлияние. 4. Социально-психологическое воздействие и изменение социальных установок. 5. Социальные установки, предрассудки, убеждения. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект - Пресс, 2001 С.288-303. 2. Дэвис Дж. Э. Социология установки.// Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Выпуск IХ. Москва, 1998. 3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. 4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. 5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Питер, 2000. 6. Социальная психология /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2003. С.279-296. 7. Росс Л., Уорд Э. Принципы наивного реализма и их роль в возникновении непонимания между людьми. // Психологический журнал. 2000. Т.21. № 6, с. 24 – 37.
ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Проверка готовности к занятию. 2. Анализ использования установок в содержании рекламы. Предлагаемое задание основано на данных об обращениях к людям с целью их убеждения – в частности в телевизионных рекламных роликах. Для этого студентами при подготовке к занятию должны быть просмотрены телевизионные телепередачи одного из каналов TV в определенный период времени (с 22.00 до 23.00) и включенные в них блоки рекламы. При просмотре рекламы следует зафиксировать на бланке (образец которого предложен в таблице 1) особенности рекламного воздействия. Важно указать: 1) какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т.д.); 2) основное лицо которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т.д.); 3) проанализировать, к какому типу отностится убеждающее сообщение, используемое в рекламе. Например, рекламные ролики могут эксплуатировать желание человека быть популярным или нравиться другим (признание) и т.д.
Средства убеждения рекламы: вербальные сообщения; визуальное представление товара и т.д. Таблица 1. Наблюдение за содержанием рекламы на TV
За занятии следует сравнить наблюдения, осуществляенные разными студентами, проанализировать отмеченные ими применяемые в рекламе методы воздействия, обсудить следующие вопросы: 1. Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой? 2. Были ли отмечены какие-либо закономерности в структуре этих обращений? Например, изменялось ли содержание обращений в зависимости от того, кто занимался убеждением зрителей — мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью — дети или взрослые и т. п.? 3. Какие убеждающие обращения считаете наиболее эффективными и почему?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|