Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 1. Прочтите отрывки из работы Г. Гегеля «Наука логики», высказывания Гераклита и ответьте на вопросы после текста. 1. « Диалектика есть… движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость… Мы знаем, что все конечное вместо того, чтобы быть неподвижным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, а это есть не что иное, как диалектика конечного, благодаря которой последнее, будучи в себе иным самого себя, должно выйти за пределы того, что оно есть непосредственно и перейти в свою противоположность…» 2. А) «Все течет, все изменяется»; Б) «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», В) «болезнь делает сладостным здоровье» (Гераклит) Вопросы: 1. Как Г. Гегель оценивает содержание и значение диалектики? 2. Какой диалектический закон формулирует немецкий философ? Какие понятия диалектики он упоминает? 3. Что вы знаете о диалектике? Какие законы диалектики вам известны? 4. Можно ли утверждать, что законы диалектики имеют универсальный характер? Почему? 5. Чем диалектический метод обличается от метафизического метода? 6. Как диалектический метод применим в вашей будущей профессиональной деятельности? 7. Можно ли рассматривать Гераклита в качестве родоначальника диалектики? Свою точку зрения обоснуйте. 8. В каком из трех высказываний Гераклита содержится второй закон диалектики? Свою точку обоснуйте.
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 2. Прочтите отрывок из работы немецкого философа Г. В. Лейбница «Монадология» и ответьте на вопросы после текста.
«31. Наши рассуждения основываются на двух великих принципах: принципе противоречия, в силу которого мы считаем ложным то, что скрывает в себе противоречие, и истинным то, что противоположно, или противоречит ложному. 32. И на принципе достаточного основания, в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе…» Вопросы: 1. Какие принципы познания упоминает Лейбниц в своей работе? 2. В чем, согласно немецкому философу, состоит их сущность? 3. Приведите свои примеры вышеописанных принципов. 4. Что вы знаете об авторе работы? Приверженцем какой онтологической концепции он являлся? 5. Почему работа называется «монадология»? Что такое монады? 6. К какому разделу философии (отнологии, гносеологии, методологии, логике) можно отнести содержание его работы? Свою точку зрения обоснуйте.
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 3. Прочтите отрывок из учебного пособия А. А. Сычева «Основы философии». Ответьте на вопросы после текста, выполните задания. Потребность в знаниях – одна из неотъемлемых характеристик природы человека. Вся история человечества может быть рассмотрена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний. Под познанием понимают творческую активность человека, направленную на получение достоверных знаний о мире. Таким образом, познание есть активный, творческий процесс, целью которого является достижение истины. Субъектом познания – тем, кто познает, - является человек в частности и общество в целом. Объектом познания – то, что познается, - является бытие в целом или его часть. Под субъектом в философии понимается источник активности, действующее лицо, наделенное сознанием, то есть человек. Объектом в противоположность субъекту называют пассивную, страдательную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Для различных наук объектом познания являются определенные фрагменты мира (бытия): природа в физике, общество в социологии. Для философа таким объектом является бытие в целом или соотношение этого целого со своими частями, то есть обществом и природой. Если объектом познания является природа, познание считается естественно-научным, если общество – социальным, если человек – гуманитарным. Если субъект и объект познания совпадают, то можно говорить о самопознании.
Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет – часть объекта, которая выделяется специальными познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии – на его происхождение, кульутрологии – на культуру, в этнографии – на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве таких предметов выступают духовный мир, происхождение духовного мира, культура, нравы и обычаи человечества. Вопросы и задания: 1. Что такое познание? Как понятие «познание» связано с такими понятиями как «знание», «истина», «деятельность», «творчество»? 2. Что представляет собой структура познания? Назовите элементы познавательного процесса, раскройте суть каждого из них. 3. Чем субъект отличается от объекта? Чем объект отличается от предмета? 4. Какие основные виды познания выделяет А. А. Сычев? 5. На основе какого критерия современный российский философ выделяет основные виды познания? 6. Вспоните, что является объектом и предметом философии. К какому виду познания можно отнести философское познание: к естественно-научному, социальному, гуманитарному, самопознанию? Свой ответ обоснуйте. 7. Какую роль играет самопознание в жизни человека? Можно ли утверждать, что любое познание начинается с самопознания? Ответ аргументируйте. 8. Какую роль играет познание в жизни человека и человечества? 9. Зачем человек заниматеся познанием, если оно, как записано в Библии, «приумножает скорбь»? 10. Какими видами познания вы занимались, занимаетесь и будете заниматься в своей жизни? Какие виды познания А. А. Сычев не упомянул в своем учебном пособии?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|