Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 4. Прочтите отрывок из работы Б. Рассела и ответьте на вопросы после текста «» Факт, в моем понимании этого термина, может быть определен только наглядно. Все, что имеется во вселенной, я называю «фактом». Солнце – факт; переход Цезаря через Рубикон был фактом… Если я что-то утверждаю, то акт моего утверждения есть факт, и если это утверждение истинно, то имеется факт, в силу которого оно является истинным, однако этого факта нет, если оно ложно. Допустим, что хозяин мясной лавки говорит: «Я все распродал, это факт», - и непосредственно после этого в лавку входит знакомый хозяину покупатель и получает из-под прилавка отличный кусок молодого барашка. В этом случае хозяин мясной лавки солгал дважды: один раз, когда он сказал, что все распродал, и другой – когда сказал, что эта распродажа является фактом. Факты есть то, что делает утверждения истинными или ложными…» Вопросы: 1. Как понятие «факт» трактует Б. Рассел? 2. Какое значение имеют факты с точки зрения Б. Рассела? Как факты связанны с истиной и ложью? 3. Какой исторический факт упоминает Б. Рассел? 4. Вспомните, что такое истина, ложь, заблуждение. Дайте определение этим понятиям. 5. Чем ложь отличается от заблуждения? Можно ли утверждать, что хозяин мясной лавки не лгал, а заблуждался? Свою точку зрения обоснуйте.
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 5 Прочтите отрывок из стихотворения песидского поэта и философа Омара Хайяма, ответьте на вопросы после текста, выполните задания. « Все, что видишь ты, - видимость одна,
Только форма – а суть никому не видна. Смысл этих картинок понять не пытайся – Сядь спокойно и выпей вина»
Вопросы и задания: 1. Как можно оценить и идентифицировать гносеологические взгляды Омара Хайяма (скептицизм, агностицизм, эмприризм, рационализм, иррационализм)? Свою точку зрения обоснуйте. 2. Насколько гносеологическая концепция, представленная в стихотворении персидского философа, согласуется с гносеологическими взглядами И. Канта? 3. Что такое агностицизм? Дайте определение этому понятию. 4. Каково ваше отношение к агностицизму? 5. Можно ли Омара Хайяма назвать гедонистом? Почему?
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 6. Прочтите отрывок из философского текста, выполните задания после них, ответьте на вопросы. « Истиной ____ признает то – и это единственный критерий истины, - что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании ___ будет отрицать бытие Божие? » (У. Джеймс) Вопросы и задания. 1. Что признает в качестве критерия истины У. Джеймс? 2. Какие концепции истины вам известны? Перечислите их. 3. В чем заключается суть прагматической концепции истины? Каковы основные ее идеи: как трактуется истина, что признается ее критерием? 4. Кто из философов является сторонником прагматизма? Запишите фамилии философов. 5. Какое слово пропущенно в тексте? Напишите его. Свою точку зрения обоснуйте. 6. Какой трактовке истины вы придерживаетесь? Свою точку зрения обоснуйте.
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 7. Прочтите отрывки из философских текстов, ответьте на вопросы, выполните задания после них.
« Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет» (Платон). « Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное» (Аристотель)
Вопросы и задания 1. Как трактует ложь и истину Платон? 2. Как интерпретирует ложь и истину Аристотель? 3. Можно ли утверждать, что древнегреческие философы, раскрывая содержание понятий «ложь», «истина», придерживаются одного подхода? Какого? 4. Вспомните концепции определения истины. Перечислите их. 5. В чем суть классической концепции истины? Что представляет собой истина с точки зрения данного подхода? Что выступает в качестве критерия истины, согласно классическому подходу?
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 8 Прочтите отрывок из философского исследования П. А. Флоренского «Столп истины», ответьте на вопросы после текста, выполните задания. « Наше русское слово «истина» лингвистами сближается с понятием «есть» (истина – естина). Так что «истина», согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина – «сущее», подлинно-существующее, в отличие от мнимого, недействительно бывающего. Русский язык отмечает в слове «истина» онтологический момент этой идеи. Поэтому «истина» обозначает абсолютное самотождество и, следовательно, саморавенство, точность, подлинность. «Истый» - «истинный», «истовый», - это выводок слов из одного этимологического гнезда. … Акт познания есть акт не только гносеологический, но и онтологический, не только идеальный, но и реальный. Познание есть реальное выхождение познающего из себя или, - что одно и то же, - реальное вхождение познаваемого в познающего, - реальное единение познающего и познаваемого. Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей, из которых каждая служит и объектом и субъектом. В собственном смысле познаваема только личность и только личностью. «Истина, Добро и Красота» - это метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это – одна и та же духовная жизнь, но под разными углами рассматриваемая. Духовная жизнь, как из Я исходящая, в Я свое средоточие имеющая – есть Истина. Воспримаемая как непосредственное действие другого – она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как во вне лучащаяся – Красота.
Явная истина есть любовь. Осуществленная любовь есть красота. Самая любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге…, ибо безусловная истинность Бога именно в любви раскрывает себя». Вопросы и задания 1. Как раскрывает сущность истины русский философ П. А. Флоренский? В чем заключается онтологическая сущность истины? 2. Как трактует познание Флоренский? Как субъект и объект познания взаимодействуют друг с другом? В чем заключается гнсеологическая сущность истины? 3. Связаны ли между собой, с точки зрения Флоренского, познание и общение? Каким образом? 4. Почему, с точки зрения Флореского, истина, добро и красота образуют метафизическую триаду? Как Флоренский раскрывает взаимосвязь между понятиями? 5. Кто, согласно Флоренскому, обладает безусловной истинностью? Как, в соответствии с концепцией русского философа, связаны такие понятия как «истина», «познание», «Бог»?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|