Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 16 Прочтите отрывок из работы О. А. Ефремова. Ответьте на вопросы после текста, выполните задания. Из всех видов знания наиболее точным и наиболее ценным для его деятельности является наука. В чем специфика науки, что отличает научное знание от других видов знания? Во-первых, наука – знание объективное. Она стремится отразить окружающий мир таким, каким он есть на самом деле, а не таким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Ученый не имеет права позволять своим предпочтениям, симпатиям, антипатиям, эмоциям вторгаться в исследование. Человек науки должен быть «равнодушен и невозмутим». Во-вторых, наука – знание рациональное. Это значит, что любое научное положение должно быть обосновано. Всякое утверждение науки требует доказательств и проверки. Этой цели служит целый набор научных методов, к которым относится: наблюдение, эксперимент, логические процедуры. В-третьих, научное знание системно. Наука – не набор отрывочных сведений, а стройная система положений, принципов, утверждений, которые связаны между собой и не должны противоречить друг другу. Сегодня человечество обладает гораздо более точной информацией о неживой и живой природе, чем сто или даже десять лет назад. Первоначально недифференцированное, основанное на мифологических и религиозных представлениях знание превратилось в разветвленную систему строгих наук (астрономия, физика, химия, биология), позволяющую человечеству летать в космос, погружаться в недра морские, лечить болезни. Люди вправе гордиться достижениями естествознания, ставшего синонимом научности.
Вопросы и задания: 1. Какие виды знания называет автор? Какому из них уделяется основное внимание в тексте? 2. Какие три черты науки раскрывает автор? Какую из них, по его мнению, иллюстрирует «равнодушие и невозмутимость исследователя»? Поясните свой ответ. 3. Какие научные методы упоминаются в тексте? К какому виду они относятся: к эмпирическим, теоретическим, или и к тем, и к другим? 4. О каком виде научного знания говорит автор: о гуманитарном, социальном, естественнонаучном? Какие науки он упоминает в тексте? Что они изучают? 5. О. А. Ефремов пишет, что естествознание стало синонимом научности. Как понимаете его мысль? Согласны ли вы с ней? Означает ли его утверждение, что гуманитарным, социальным наукам отказано в их научном статусе? На каком основании? Мнение свое обоснуйте. 6. Какую главную мысль содержит текст? Как вы бы его назвали? Почему? Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 17 Прочтите отрывок из учебника А. К. Рычкова, Б. Л. Яшина по философии. Ответьте на вопросы после текста, выполните задания.
Результаты, полученные в процессе научного познания, нередко оценивают как достоверные или недостоверные. При этом знание считается достоверным, если оно логически достаточно обосновано и не вызывает сомнений. Достоверное знание – это объективно истинное знание. Так, суждение «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году» является достоверным. Вероятностным или гипотетическим знанием признается знание, недостаточно обоснованное логически или пока еще не подтвержденное практикой. Вероятностным мы считаем знание о том, что кроме Земли в нашей Вселенной есть планеты, где существует какая-либо форма жизни. Особый тип знания, которое нельзя оценить с позиции достоверности или недостоверности, представляет собой знание о неизвестном, которые находят свое выражение чаще всего в виде проблем (в философии это проблемы жизни и смерти, свободы и необходимости).
Специфическим гносеологическим феноменом является заблуждение. Если ложь – это намеренное искажение действительности, вполне осознанная попытка выдать неверное знание за верное или наоборот, то заблуждение является непреднамеренным искажением знания. Заблуждение – это ошибка. Можно сказать, что заблуждение – это неистинное знание, которое принимается за истинное, или наоборот. В философии и науке многие годы признавалась геоцентрическая, а не гелиоцентрическая система мира. В поисках истины, которая глубоко скрыта в сущности явлений, никогда нельзя исключать возможность ошибки, возможность заблуждения, поэтому, значимость этого феномена не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать. Вопросы и задания. 1. Как связаны между собой такие понятия как познание и знание? На основе прочитанного текста дайте определение понятию «знание». 2. О каких видах знания говорится в тексте? Дайте им определения, приведите свои примеры. 3. Что общего и что различного между ложью и заблуждением? С каким видом знания они связаны?
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 18. Прочтите отрывок из учебника А. К. Рычкова, Б. Л. Яшина по философии. Ответьте на вопросы после текста, выполните задания. Истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности. Любая истина субъективна по форме: она есть результат деятельности субъекта и вне субъекта существовать не может. Она несет отпечаток личности, которая приходит к ней различными путями. Но всякая истина является объективной по содержанию. Это проявляется в том, что она воспроизводит в сознании человека существующий вне этого сознания и независимо от него объект. С развитием человека и человечества знания об объективном мире изменяются, с переходом на новую ступень развития цивилизации изменяются и средства получения знания. Из этого следует вывод о том, что истина может иметь относительный характер. Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества; знания, зависящие от определенных условий, места и временем их получения. Примером относительной истины может служить утверждение «насилие есть зло», которое будет считаться истинным, если насилие применяется в антигуманных целях или когда цель может быть достигнута и ненасильственным способом. Однако, в условиях борьбы с преступностью, насилие перестает быть злом, поскольку нередко оказывается единственным средством пресечения противоправных действий или агрессии. В таких случаях данное утверждение вряд ли можно считать однозначно истинным.
Истина может быть не только относительной, но и абсолютной. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем. Примером такого рода могут служить утверждения: «движение – это всякое изменение вообще» или «общество – специфическая часть природы». Вопросы и задания: 1. Что такое истина? Почему она является субъективной по форме, но объективной по содержанию? 2. О каких формах истины говорится в тексте? Что общего, а что различного между ними. 3. Приведите свои примеры абсолютной и относительной истины. 4. Утверждение «человек смертен» будет являться примером какой формы истины? Свой ответ аргументируйте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|