Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».




Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».

Вариант 9.

Прочтите отрывок из философского исследования Н. О. Лосского, ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

« Я есть сверхпространственный и сверхвременной субстанциальный деятель, абсолютно индивидуальный, обладающий сверхкачественною творческою силою; он свободно творит свои проявления, создает в союзе с другими деятелями свою духовную душевную и телесную жизнь.

Чтобы проникнуть глубже в субстанциальное содержание я, необходима не только интеллектуальная, но и мистическая интуиция: она открывает сверхкачественную творческую силу я, ставящую я выше и обуславливающую свободу его; она открывает значительность я, именно потенцию бесконечного множества определенных содержаний. Для этой интуиции необходима хотя бы некоторая ступень очищения души, по крайней мере, настойчивое усилие выйти из ограниченности психо-материального царства, приобщиться к Божественному миру и через связь с ним идти к восстановлению целостности духа.

Мистическая интуиция открывает не только такие легко выразимые в понятиях и доступные интеллектуальной интуиции аспекты я, как сверхпространственность, сверхвременность, принадлежность ему, как носителю, качеств и событий; согласно сказанному выше, она ведет к усмотрению той, стоящей выше ограниченных определенных качеств силы его, которая делает его свободным к свободу и творчеству; мало того, она ведет к усмотрению индивидуального своеобразия я»

Вопросы и задания

1. Какие виды интуиции выделяет Лосский?

2. В чем различия между ними?

3. Какой человек, согласно Лосскому, может приобщиться к мистической интуиции?

4. Как обосновывает русский философ необходимость мистической интуиции в познании?

5. Стороником какого подхода в гносеологии является Лосский: скептицизма, агностицизма, сенсуализма, эмпиризма, рационализма, интуитивизма? Свою точку зрения обоснуйте.

6. Дайте определение понятию «интуиция». Кто еще, помимо Лосского, в истории философии считал, что интуиция играет большую роль в познании?

7. Каково ваше отношение к интуиции и к позиции иррационализма?

 

Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».

Вариант 10.

Прочтите отрывок из философского произведения П. К. Фейерабенда, ответьте на вопросы, выполните задания после текста.

« Идея метода, содержащего жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принципы научной деятельности, сталкивается со значительными трудностями при сопоставлении с результатами исторического исследования. При этом выясняется, что не существует правила, которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и являются результатом недостаточного знания или невнимательности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки. Действительно, одним из наиболее замечательных достижений недавних дискуссий в области истории и философии науки является осознание того факта, что такие события и достижения, как изобретение атомизма в античности, коперниканская революция, развитие современного атомизма (кинетическая теория, теория дисперсии, стереохимия, квантовая теория), постепенное построение волновой теории света, оказались возможными лишь потому, что некторые мыслители либо сознательно решили разорвать путы «очевидных» методологических правил, либо непроизвольно нарушили их.

Идея жесткого метода или жесткой теории рациональности покоится на слишком наивном представлении о человеке и его социальном окружении. Если иметь в виду обширный исторический материал и не стремится «очистить» его в угоду своим низшим инстинктам или в силу стремления к интеллектуальной безопасности до степени ясности, точности, «объективности», «истинности», то выяняется, что существует лишь один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах человеческого развития, - допустимо все».

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «методология». Перчислите три любых эмпрических, теоретических научных методов.

2. Как относится к научным методам и научной методологии П. К. Фейерабенд: позитивно, негативно, нейтрально? Свою точку зрения обоснуйте, при необходимости проаргументируйте ее с помощью цитат.

3. Как формулирует новый методологический принцип Фейерабенд? Почему именно так?

4. В чем причина негативного отношения к научной методологии со стороны исследователя?

5. Согласны ли вы с точкой зрения Фейерабенда?

6. Согласился ли Фейерабенд с точкой зрения Ф. Бэкона, считавшего, что метод представляет собой светильник в руках путника, идущего в темноте? Свою точку зрения обоснуйте. Как определил бы метод Фейерабенд, с чем бы он его сравнил?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...