Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».




Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».

Вариант 14.

Прочтите отрывок из произведения А. И. Солженицына «Жить не по лжи! », ответьте на вопросы после текста.

«Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь – его лицо пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несет, и кричит: «Я – Насилие! Разойдись, расступись – раздавлю! » Но насилие бысто стареет, немного лет – оно уже не уверенно в себе, и, чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, - непременно вызывает себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прекрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи – и в этом вся верноподанность. И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личному неучастию во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упремся: не через меня! Ибо когда люди отказываются ото лжи – она просто перестает существовать. Как зараза, она может существовать только на людях. Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! »

Вопросы и задания:

1. Что такое ложь? Как насилие и ложь связаны с точки зрения А. И. Солженицына?

2. В чем, согласно А. И. Солженицыну, состоит опасность лжи?

3. Согласны ли вы с солженицынским утверждением, что ложь всегда связана с насилием? Приведите примеры из истории, из обыденной жизни, которые утверждали, либо опровергали мысль А. И. Солженицына.

4. К чему призывает А. И. Солженицын? Каковы, с его точки зрения, последствия отказа ото лжи? Можно ли, на ваш взгляд, не лгать, а всегда говорить правду?

5. Вспомните, в чем еще выражается деструктивная сущность лжи.

 

Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».

Вариант 15.

Прочтите отрывок из статьи доктора философских наук В. А. Емелина «Симулякры постнормального мира». Статья была опубликована в «Независимой газете» 24. 09. 2019 г.

« В окружающем нас высокотехнологичном и стремительно трансформирующемся мире правила игры становятся все более призрачными и эфемерными. Для отражения ситуации «исчезновения реальности» в мерцании симулякров используется термин «постправда». Постправда – это механизм стирания границ между правдой и вымыслом. В логике постправды истина становится культурно-историческим конструктом или зачастую симулякром.

Что означает понятие «симулякр»?  В философии этот термин имеет давнюю историю и восходит к Платону, для которого симулякр является знаком, искажающим свой прототип. Симулякры осуждаются им как подделки, вымыслы, призраки и лишаются онтологического статуса. Пытаясь исключить из реальности искажающие ее фантазмы-симулякры, Платон первым задумался о природе этих странных объектов, которые мы сейчас бы назвали виртуальными.

В современной философии значительное внимание исследованию феномена симуляции уделял французский философ Жиль Делез. Делез утверждает: «все стало симулякром». В отличие от Платона для Делеза симулякр уже не просто копия копии, ослабевающее подобие, а фантасмагорический образ, лишенный подобия.  

Наряду с делезовской трактовкой симуляции существует интерпретация Жана Бодрийяра. По Бодрийяру, симулякр никаким образом не соотносится ни с какой реальностью, кроме своей собственной. Если функция знака – отображать, знака – представлять, то в отношении симулякра говорить о каком-либо соответствии не имеет смысла. Образы стали симулякрами. «Они более не зеркала реальности, он вселились в сердце реальности, трансформируя ее в гиперреальность». Знаки больше не обмениваются на означаемое – они замкнуты сами на себя.

Со смысловым значением слова «симулякр» сопряжен целый ряд слов и понятий: фальшивое, фантазмы, притворяться, манекен, имидж, обман, ложное, видимость, подделка.

В виртуализированном обществе симулятивная деятельность позволяет говорить об утрате устойчивости ценностных опор и о призрачности и нестабильности социального бытия, что еще раз свидетельствует о кризисе идентичности в ситуации постмодерн. Примером этого стал начавшийся в 2008 году глобальный кризис и продолжавшийся волнами и по сей день, причина которого – виртуализация финансовой сферы, жилищного кредитования, а затем и нефтяной отрасли. Затем бесконечные скачки курсов и валют, цен на недвижимость и утрата устойчивой идентичности.

Сегодня лгунов можно порадовать. Так как в мире тотальной симуляции вопрос об истине не стоит. Правы и те, кто вешает людей на кранах, и те, кто объявляет мораторий на смертную казнь. И все по закону и ради общего блага. Повсеместное утверждение и даже навязывание идеологии плюрализма привело к релятивизму ценностей и утрате устойчивых ориентиров в мире, и, как следствие, к необязательности цивилизационных норм. Плюрализм и толерантность, а зачастую их симуляция, легитимировали весь спектр возможных мировоззренческих моделей, в том числе и радикальной идеологии. Для Бодрийяра основным вопросом философии становится проблема утраты и поиска идентичности личности в изменчивом мире симулякров. Этот вопрос он формулирует в одном из последних трудов «Прозрачность зла» следующим образом: «Кибернетическая революция подводит человека, оказавшегося перед лицом равновесия между мозгом и компьютером, к решающему вопросу: человек я или машина? Происходящая в наши дни генетическая революция подводит человека к вопросу: человек я или виртуальный клон? Сексуальная революция, освобождая все виртуальные аспекты желания, ведет к основному вопросу: мужчина я или женщина? »»

Вопросы и задания:

1. Что такое постправда? Как это понятие связано симулякрами?

2. Как соотносятся друг с другом такие понятие как правда, постправда, истина, ложь?

3. Что такое симулякр?  Приведите примеры симулякров.

4. Что под этим понятием понимал Платон, Делез и Бодрийяр?

5. В чем опасность симулякров? Как они воздействуют на бытие человека, на социальное бытие? Почему симулякр создает гиперреальность?

6. В чем причина возникновения симулякров? Каково ваше отношение к ним?

7. Какую главную мысль пытается донести В. А. Емелин?

8. Что вы нового узнали из текста? Чему научились в процессе работы с ним?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...