Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 11. Прочтите отрывок из произведения К. Поппера «Открытое общество и его враги», ответьте на вопросы, выполните задания после текста. « … Иррационалист не только пытается рационализировать нерационализируемое, но и принимается за это не с того конца. Ведь рациональным методам не поддается не универсальный абстрактный индивид, а отдельный, уникальный конкретный человек. Наука способна описать общие типы пейзажа или, скажем, человека, однако она никогда не сможет исчерпывающим образом изобразить конкретный пейзаж или конкретного человека. Универсальное, типичное – это не просто сфера разума, но в значительной степени и его произведения, а именно в той степени, в какой оно представляет собой продукт научной абстракции. Отдельный же человек, его уникальные действия, опыт и отношения с другими людьми никогда не могут быть вполне рационализированы»
Вопросы и задания. 1. Как можно определить философскую позицию К. Поппера: скептицизм, агностицизм, рационализм, иррационализм? Свою точку зрения обоснуйте. 2. Как относится к науке, рациональному познанию К. Поппер? Свою точку зрения аргуменитируйте при необходимости цитатами. 3. Согласны ли вы с точкой зрения исследователя?
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 12. Прочтите отрывок из философского произведения Н. Кузанского, ответьте на вопросы, выполните задания. «Наш конечный разум, двигась путем уподоблений, не может поэтому в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем-то неделимом и, кроме самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигнет истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не решится на тождество с ним.
Итак, об истине мы явно знает только то, что в точности, как есть, огна неуловима: наш разум относится к истине, как возможность - к абсолютной необходимости, не могущей быть ни больше, ним меньше, чем она есть. Недаром суть вещей, истина сущего, непостижима в своей чистоте; и хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже наша ученность в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине». Вопросы и задания: 1. Как истину трактует Н. Кузанский? С какими геметрическими фигурами он сравнивает истину и разум? Почему именно с этими геометрическими фигурами? Как, согласно Кузанскому, соотносятся истина и разум? 2. Идентифицируйте гносеологические взгляды философа (рационализм, сенсуализм, эмпиризм, скептицизм, агностицизм). Свою позицию обоснуйте. 3. Достижима ли, в соответствии с точкой зрения Н. Кузанского, истина? Свой ответ аргументируйте. 4. С какими мыслями Кузанского вы согласны, а с какими – нет? Ответ обоснуйте. 5. Какова главная мысль Кузанского? Сформулируйте эту мысль в форме 1-3 предложений.
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 13.
Прочтите отрывок из произведения А. И. Солженицына, ответьте на вопросы после текста.
« Насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прекрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, - оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи. И простой шаг простого мужественного человека: не участовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня! А едва развеяна будет ложь, - отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падет. ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ. »
Вопросы и задания: 1. Какие гносеологические понятия употребляются в тексте? Дайте им определения (то есть лжи и правде, если не понятно). 2. В чем, согласно А. И. Солженицыну, состоит опасность лжи? С чем она связана? 3. Согласны ли вы с солженицынским утверждением, что ложь всегда связано с насилием? Приведите примеры из истории, из жизни, которые утверждали, либо опровергали мысль А. И. Солженицына. 4. К чему призывает А. И. Солженицын? Каковы, с его точки зрения, последствия отказа ото лжи? 5. Вспомните, в чем еще выражается деструктивная сущность лжи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|