Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания».
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 22 Прочтите отрывок из текста учебного пособия А. А. Сычева «Основы философии». Ответьте на вопросы после текста, выполните задания. Познание – это творческая духовная деятельность, целью которой является постижение истины. Традиционно истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности. Данная концепция истины называется классической и восходит к идеям древнегреческих философов Платона и Аристотеля. «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, что они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, лжет», - говорил Платон. Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроения человека), конкретна (не бывает истины «вообще», без конкретных условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины. Относительная истина – это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Развитие научного познания характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу. Высказывание Демокрита «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины, однако в целом истина Демокрита не абсолютна, поскольку не исчерпывает реальности. Каждая подобная истина содержит как часть относительной истины, так и часть абсолютной. Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если же считается, что она абсолютна, - к догматизму.
Помимо понятия «истина» в русском языке употребляется слово «правда», которое шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости. Правда – это высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Согласно В. И. Далю, правда есть «истина на деле, истина во благе». Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними в факте преднамеренности. Вопросы и задания: 1. Что представляет собой истина согласно классической концепции? Кто ее представители? Как понятие «истина» связана с такими понятиями как «знание», познание»? Приведите пример истинного высказывания. 2. Какими характерными чертами обладает истина? Раскройте содержание этих трех черт. 3. Какие формы истины существуют? Какую функцию выполняет абсолютная истина? Приведите примеры абсолютной и относительной форм истины. 4. Что такое догматизм и релятивизм? Как эти понятия связаны с формами истины? 5. Что такое истина и правда? Что общего и что различного между ними? Какую функцию выполняет правда? Приведите примеры истинных и правдивых суждений. 6. Что такое ложь и заблуждение? Что общего и что различного между ними? Приведите примеры высказываний, основанных на лжи и заблуждении.
Практическая работа по теме: «Познание. Методология научного познания». Вариант 23 Прочтите отрывок из текста учебного пособия А. А. Сычева «Основы философии». Ответьте на вопросы после него, выполните задания. Всякое познание есть процесс движения от незнания к знанию. Первая ступень познавательного процесса – определение того, чего мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой н азывается сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения.
Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое требует проверки. Если гипотеза доказывается с привлечением большого числа фактов, то она становится теорией. Теория – система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления. Таковы, например, эволюционная теория, теория относительности. Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Чтобы проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную, используется определенные способы и процедуры, которые называются методами. Метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Важную роль метода в научном познании подчеркнул Ф. Бэкон: «метод – это светильник в руках путника, идущего в темноте». Поскольку критериями истины являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой – логическая ясность и отчетливость, все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры). Основой эмпирических методов является чувственное познание и данные приборов: методы наблюдения, эксперимента, измерения, сравнения. Теоретические методы опираются на рациональное познание и логические процедуры вывода: методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, классификации, абстрагирования, аналогии, моделирования, идеализации. Вопросы и задания 1. Что представляет собой познание с точки зрения процессуального подхода? Дайте определение таким понятиям как «проблема», «гипотеза», «теория». Какой этап в познавательной деятельности является самым сложным? Почему? 2. Сталкивались ли вы в процессе своей жизнедеятельности с проблемами? Какими? Выдвигали ли вы гипотезы по их решению? Какие гипотезы верифицировались (подтверждались) на практике, а какие – нет? Появилась ли в результате в вашем сознании теория, которой вы следуете? Приведите примеры. 3. Что такое метод? Какую роль он играет в познавательном процессе? Как вы понимаете высказывание английского философа Ф. Бэкона? 4. Какие виды методов выделяет А. А. Сычев? В чем их суть? В чем их сходство и разница между ними? 5. Сущность каких методов научного познания вам знакома, а каких – нет? 6. Какие методы научного познания вы применяли в жизни? Приведите примеры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|