Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О «рутинёрстве» в детском творчестве




Многие авторы, исследующие детское творчество, отмечают «консерватизм» ребёнка, «рутинёрство», его стремление придерживаться тех или иных форм, приёмов в творчестве, которые ребёнком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперёд. Отмечается также «автоматизм» в повторении усвоенного, что мешает ребёнку достаточно интенсивно совершенствоваться и часто приводит к «застою». Причину этих явлений объясняют «умственной ленью» ребёнка.

Ввиду того, что буржуазные исследования о детском творчестве исходят из позиции самопроизвольного развития детского творчества, лишённого разумного руководства, факты «рутинёрства» в столь неблагоприятных для ребёнка условиях проявляются особо заметно и дают повод для соответствующих ошибочных выводов, но упрёк детям в «умственной лени» и констатация самого факта «рутинёрства» неосновательны. Великий педагог и психолог К. Д. Ушинский указывал, что «дитя от природы не имеет душевной лени». Ушинский высоко ценил детскую активность и рассматривал её как «самое драгоценное свойство дитяти».

Изучение данного вопроса убеждает нас в том, что факты «рутинёрства» далеко не всегда имеют место, а если они имеются, то причиной их является плохое воспитание, невнимательное руководство или отсутствие такового. Ребёнок, предоставленный самому себе, часто тратит ненужные усилия на решение какой-либо по существу не столь сложной задачи, и понятно, что, достигнув успеха, он за него излишне долго держится. Ребёнок часто просто не догадывается о новых возможностях улучшения своего рисунка. Воспитатель должен направить ребёнка на решение новых задач, и при этих условиях признаки «рутинёрства» наблюдаться не будут.

В какой-то мере пристрастие ребёнка к своим достижениям имеет положительную основу как закрепление достигнутого, повторение его, как упражнение. В условиях воспитательно неблагоприятных ребёнок иногда теряет чувство меры, и положительная активная повторяемость переходит в повторяемость пассивную, трафаретную. Таких примеров в практике достаточно. Таким образом, «рутинёрство» не есть непременное качество, присущее детскому творчеству, а явление, вызванное отсутствием надлежащего руководства.

Иной по своей природе факт автоматизма, который иногда также перерождается в «рутинёрство».

Автоматизм в том или ином навыке имеет своё положительное значение. Автоматизм навыка в письме, чтении, в технике пользования материалом и т. д. является необходимым. У ребёнка настолько укрепляется тот или иной навык, что он не затрачивает на него внимания и больших усилий, а производит их автоматически; сохранившаяся благодаря этому энергия ребёнка может быть направлена на новые задачи. Если содержание навыка по существу правильно, то его автоматизация есть достижение, обеспечивающее прочное высокое качество работы и движение вперёд. Отрицательным может стать не сам факт автоматизации в творчестве ребёнка, а его неверное использование.

В практике мы наблюдали факты автоматизации процесса индивидуальной и коллективной работы, когда самой автоматизированной системой организации работы уничтожается творческая задача. Такая автоматизация рождается и закрепляется при неудовлетворительном руководстве. Мы имеем в виду механический путь в создании образа. Девочка, шести с половиной лет, рисует хоровод детей в окружении природы. Путь создания фигур детей совершенно неожидан: рисуется ряд кружочков на одинаковом расстоянии (головы), затем к каждому кружочку пририсовывается прямоугольник (туловище), затем таким же порядком — ноги и руки. Этим способом конструктивного конвейерного метода в создании формы ребёнок добивается чисто производственной ритмической чёткости работы при полной однородности фигур. Этот уклон автоматизированного навыка в рисовании является творчески нецелесообразным, так как ведёт к созданию шаблонных форм. Воспитатель должен во-время заметить столь ложный путь работы и указать другой способ творческого решения задачи, т. е. вызвать стремление создать разнообразные, индивидуализированные образы.

В другой раз та же девочка с двумя подругами лепила демонстрацию. Они создали целую группу человеческих фигур, идущих рядами. Способ данной лепки ещё ярче демонстрировал тот же метод «конвейерного» производства (кукол): одна девочка катала головы, затем руки, вторая — туловище, а третья соединяла все части в человеческие фигуры («сборка куклы»). Такой способ опасен тем, что он не даёт возможности ребёнку сделать предмет от начала до конца, он его не видит, не ищет, не усовершенствует; стандартизируется и механизируется процесс, превращаясь из творческого в механический. Такой путь лепки и рисования находится в полном противоречии с системой творческой работы.

Коллективность, разделение труда, конечно, могут иметь место и в творческой работе, но не должны ни в какой мере парализовать развитие индивидуального образа и творчества каждого ребёнка.

Для «умственной лени» и «рутинёрства» в раннем возрасте нет психо-физических предпосылок. Об этом свидетельствует современная детская психология, это подчёркивают великие классики педагогики, это подтверждается и нашими многочисленными наблюдениями. Характерными чертами этого возраста являются неутомимая активность, пытливость ума, стремление ребёнка к самостоятельности. Ребёнку важно самому увидеть, понять, сделать. «Почему?» и «Я сам» — замечательные лозунги дошкольника, которые никак не сочетаются с «умственной ленью».

Застои в развитии детского творчества бывают временные, кажущиеся, как периоды внутреннего накопления, которые затем дают скачкообразное движение вперёд; но бывают застои и как результат детской пассивности. Наблюдаются они чаще всего (если не считать причин болезни) в тех случаях, когда имеются серьёзные ошибки в воспитании и обучении ребёнка, когда многое делают за ребёнка, вводят шаблоны, готовые формы в его творчество, а ещё чаще, когда ребёнка не учат самостоятельно разрешать задачи.

Рутинёрством могут иногда казаться ценные свойства ребёнка активно утверждать добытое им знание, умение, энергично их отстаивать, пока на смену не приходит новое знание, умение, вносящие поправки в предшествующий опыт ребёнка, в преимуществе которых он убедится.

Убеждённость, уверенность в своей правоте и в своём умении являются необходимым проявлением активного, жизнедеятельного ребёнка-оптимиста, залогом усвоения новых знаний, умений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...