Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исходные позиции в обучении рисованию детей дошкольного возраста




Исходными позициями в учебном руководстве детским творчеством являются два момента, которые мы выдвигаем как основные:

1. Принцип жизненности, понимаемый как обучение рисованию на важнейших жизненных предметах.

2. Осуществление единства руководства учебным и самостоятельным рисованием, единство учебных и творческих задач.

Эти положения требуют раскрытия:

1. История использования некоторых методов убедительно свидетельствует о том, что причина неудач заключается именно в игнорировании указанных двух положений.

Рисование геометрических линий, форм или мёртвых геометроподобных предметов уводит ребёнка от живой темы, имеющей большое воспитательное значение, и разочаровывает ребёнка в рисовании. Абстрактность такого рисования непонятна и трудна детям лет до восьми-девяти. Об этом свидетельствует практика и многочисленные высказывания самих учеников такой школы. Как же осуществить принцип постепенного усложнения учебных задач при рисовании жизненных явлений?

Мы предлагаем принцип постепенности осуществлять не только в подборе объектов для рисования, но и в постепенном нарастании требований к выполнению изображаемых предметов. Человека, животных, дома, природу и прочее рисуют дети всех возрастных групп, но учебные требования к содержанию, форме и к методике руководства будут различными.

2. Применение на практике положения о единстве руководства учебным и самостоятельным рисованием, единстве дидактических и творческих задач требует уточнения двух моментов: а) определения правильных взаимоотношений между учебными и творческими задачами и б) определения качественного различия в руководстве разными типами детского рисования.

Какое соотношение между дидактическими и творческими задачами можно считать «правильным»? Исследование данного вопроса показало, что чем менее усвоено новое учебное задание, тем более на нём следует фиксировать внимание ребёнка, отводя моменту творческого порядка незначительное место. Чем лучше усвоено учебное задание, тем чаще его можно включать в широкие творческие задачи. Такая взаимосвязь между учебными и творческими задачами оказывается наиболее продуктивной, концентрирующей детское внимание на основной задаче, не допускающей его раздвоения.

Небольшой творческий элемент при новых учебных задачах оказывается чрезвычайно целесообразным: определённая, хотя и небольшая доля детской инициативы и наличие предмета делают дидактическую задачу более осмысленной, интересной, дидактические результаты более продуктивными.

Например, учить детей штриховке целесообразнее не на геометрических формах, а на предмете, который иногда можно предложить ребёнку нарисовать по собственному выбору. Смысл такого пути не только в проявлении инициативы и повышении интереса к занятию: отвлечённую форму ребёнок штрихует механически. Когда же ему нужно заштриховать домик, цветок, бабочку и т. п., приходится думать, как лучше направлять штрихи в соответствии с формой. Осмысленная штриховка подчёркивает форму, учит ребёнка понимать её; механическая штриховка геометрической формы этому не учит.

Качественное различие в учебном руководстве различными типами детского рисования определяется взаимозависимостью задач, содержания и методических приёмов. Так, учебное рисование по заданию на занятии требует фронтального задания и руководства всей группой (при индивидуальном подходе); рисование по свободному замыслу на занятии требует частично фронтального указания, но в большей мере индивидуального учебного руководства.

Важнейшими предпосылками к руководству детским творчеством являются:

1. Систематическое обогащение детского эстетического восприятия путём наблюдения природы, быта, общественной жизни, восприятия разнообразных видов искусств. Хорошее качество наблюдений создаёт благоприятную почву для успешного развития детского рисунка, лепки, для осуществления учебной работы. Поэтому воспитатель проявляет особую заботу о культуре детского наблюдения, о систематическом обогащении ребёнка новыми впечатлениями, а также повторными, закрепляющими, углубляющими первоначальные.

2. Второй предпосылкой является забота воспитателя о предоставлении ребёнку необходимых изобразительных материалов, достаточно разнообразных, в достаточном количестве и хорошего качества.

Материал обеспечивает творческую практику, без которой никакое ученье не принесёт плодов. Отсутствие материала часто приводит к тому, что дети оказываются лишёнными того или иного вида изобразительной деятельности, и изобразительные способности их гаснут.

 

3. Важной предпосылкой для успешного руководства детской творческой деятельностью является творческая и в то же время деловая учебная атмосфера, которая обеспечивает непринуждённость и заинтересованность в работе детей. Эта атмосфера обеспечивается прежде всего интересом педагога к занятиям, верой в силы ребёнка, основанной на знании детских возможностей, и дружескими взаимоотношениями между ним и детьми, а также детей между собой. Требовательность педагога в сочетании с уважением к ребёнку и мягкостью, приветливостью в общении с ним создают благоприятные условия для смелого проявления ребёнком своих замыслов, интересов, умений. Сухая требовательность, неверие в силы детей тормозят проявления детей, стесняют их в творческой деятельности; особенно страдают застенчивые дети.

В руководстве изобразительными занятиями важно чётко определять основные и попутные задачи. Неудача занятий происходит иногда от спутанности и перемещения задач, что приводит к неясности целевой установки и направленности детского внимания. Мы наблюдали, как педагог, предполагая дать детям рисование или лепку на свободную тему, в своём вступлении фиксировал внимание детей более всего на дисциплине, аккуратности, гигиене. Педагог долго, иногда и раздражённо говорил о поведении детей, одёргивал то одного, то другого ребёнка. Он предупреждал, что у того, кто будет мазаться глиной или пачкать стол, он отберёт глину и т. д. Творческую же задачу он лишь назвал: «Лепите, кто что хочет». Понятно, что, не получив соответствующей установки внимания на главной, творческой задаче, многие дети воспринимали её с трудом, напрасно теряли время. Другие вообще работали без интереса и непродуктивно. Несомненно, что вопросы дисциплины, гигиены, аккуратности существенны, но они не должны подменять основной задачи творческого порядка. При заинтересованности детей творческой задачей проблема дисциплины во время объяснения не была бы в центре внимания воспитателя.

Руководствуясь выдвинутыми нами гипотезами и предпосылками, мы строили нашу экспериментальную работу, продумывая и выдвигая в руководстве и обучении детей рисованию, лепке конкретные задачи, намечали программу действий на каждое занятие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...