Упражнение № 4. «Стили поведения и этика коммуникации»
Цель: Сформировать первичную установку на использование конструктивных стилей поведения и общения в межличностном взаимодействии. Тренер обращает внимание членов группы на то, что основной целью тренинга является приобретение навыков конструктивной коммуникации. Он говорит о том, что каждый в жизни выбирает определенный стиль поведения и общения в различных ситуациях взаимодействия с другими людьми. Существует пять основных коммуникативных стилей: сотрудничество, соперничество, компромисс, избегание (уход) и приспособление. Для анализа стилей общения личности в конфликтологи пользуются сеткой К. Томаса и Р. Килмена. Она дает возможность спрогнозировать исходы переговоров субъектов, остроту протекания возникшего противоречия (конфликта), возможные ресурсные потери сторон. Тренер демонстрирует таблицу №1 на флипчарте и комментирует ее.
Мера, в которой Вы стараетесь удовлетворить интересы другой стороны
Эта таблица (Сетка К. Томаса – Р. Килмена) отражает стили (стратегии) поведения субъектов не только конфликте, но и в любой ситуации субъект-субъектного взаимодействия. Уже в самой коммуникативной стратегии заложены основы этической культуры личности. Так например, сотрудничество – всегда проявление этического общения человека. Тот же, кто ориентирован на соперничество, уже изначально выражает свою конфликтную, неэтичную направленность в поведении и общении. В стратегическом плане представленные стили могут быть или позитивными (сотрудничество, компромисс) или негативными (соперничество, избегание). Однако если стиль является ситуативным, то есть представляет собой тактические действия субъекта, то нельзя его оценивать однозначно знаком «+» или «-». Каждая тактика может оказаться как положительной, так и отрицательной.
Для того, чтобы участники лучше усвоили суть коммуникативных и поведенческих стратегий, тренер предлагает членам группы заполнить индивидуальные таблицы (См. таблица №2). На работу отводится до 5 минут. Таблица № 2 Комплексная матрица анализа возможных типов поведения
После заполнения таблицы, тренер предлагает членам группы сравнить свои результаты и обсудить их. Таблица позволяет проанализировать ряд возможных тактик поведения в конфликтном взаимодействии, определить их целесообразность для выбора наиболее оптимальной стратегии с учетом конкретной ситуации. Осуществив такой анализ, тренер предлагает участникам заполнить таблицу проектов предложений. На работу отводится до 5 минут. Таблица № 3.
Читайте также: A) обоснованная, оправданная свобода или возможность поведения, которая признается в обществе Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|