Инновационные формы организации процесса обучения.
Термин «инновация» означает нововведение. Вся история школы и образования пронизана поиском инновационных форм организации обучения, стремлением педагогов к новизне и нестандартности в их проведении. С одной стороны, рождаются новые, нестандартные типы урока. Ниже приводится далеко не полный перечень инновационных видов урока, которые современный российский педагог А. В. Хуторской объединяет в четыре группы: креативные уроки (уроки творчества): урок составления и решения задач, урок-диалог, урок-парадокс, урок-фантазия, урок-сказка, урок моделирования, урок-сочинение, урок изменения истории, урок-олимпиада, урок защиты творческих работ, урок-игра, урок символотворчества, урок-путешествие, урок наоборот, урок в школе будущего; когнитивные уроки (уроки познания): урок-наблюдение, урок-эксперимент, урок-исследование, урок-поиск, урок-лабораторный практикум, урок конструирования понятий, урок-концепт, урок работы с первоисточниками, межпредметный урок, урок философского обобщения; уроки организационно-деятельностного типа: урок целеполагания, урок нормотворчества, урок разработки и защиты образовательных программ, урок с групповой работой, урок-проект, урок-самозачет, урок-рефлексия; коммуникативные уроки (предполагают интенсивное взаимодействие, сотрудничество участников процесса обучения): бинарный урок (проводят два учителя одновременно), урок рецензирования, урок взаимоконтроля, урок-вернисаж, урок-аукцион, урок-выставка, урок-соревнование, урок-КВН, урок-суд на явлением, урок-круглый стол, урок-панорама, урок-творческий отчет. С другой стороны, урок дополняется новыми, нетипичными для общеобразовательной школы организационными формами, такими как школьные лекции, семинары, консультации, зачеты, ученические конференции, научнные общества учащихся и т. п.
25)организация самостоятельной деятельности учащихся.
Самостоятельная работа учащихся – это учебная деятельность выполняемая учащимися непосредственного руководства педагога но по его заданию и консультативными поддержками. Уровни самостоятельной работы учащихся: 1)репродуктивный уровень(по образцу). 2)частично-поясковый или эвристический уровень (подготовка реферата). 3)Творческий или исследовательский (рисование).
Виды самостоятельной работы учащихся. Выделяются от места их проверки: 1)классная (аудиторная) производится в классе в присутствии учащихся. 2)внеклассная (внеаудиторная) проводят в библиотеке и дома и т. д. другими словами самостоятельная работа учащихся – это домашняя работа учащихся.
26)диагностика и контроль в процессе обучения. Принципы, виды, методы и формы организации контроля.
Педагогическая диагностика- это изучение хода результатов и условий протекания педагогического процесса. С целью выявления его сильных и слабых сторон и дальнейшей тяги совершенствования. Педагогической диагностикой называют также отрасль педагогики, изучающую принципы и методы диагностики. Целью педагогической диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ течения педагогического процесса в связи с продуктивностью последнего. Виды педагогической диагностики: 1. По объекту изучения: а) дидактическая (учебная); б) воспитательная; в) управленческая. 2. По продолжительности: а) кратковременная; б) лонгитюдная (продолженная). 3. По критерию системности: а) эпизодическая (ситуативная); б) системная. Системная лонгитюдная диагностика носит название «мониторинг» («отслеживание»).
4. По характеру выражения результатов: а) качественная; б) количественная (количественные измерения в педагогике, а также отрасль педагогической диагностики, которая их изучает, называется педагогическая квалиметрия). Процедура педагогической диагностики, независимо от изучаемого объекта, включает в себя: 1) контроль; 2) накопление статистических данных; 3) их анализ; 4) выявление динамики, тенденций. Учебный контроль – это деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе по наблюдению за качественным и своевременным усвоением содержания образования и методов их усвоения и применения их учащимися, их развития в соответствии с государственными учебными программами. Контроль – это часть диагностики. Есть 5-ть звеньев контроля – 1-проверка, 2-анализ, 3-оценка, 4-коррекция (работа над ошибками), 5-учет (выставление оценок). 4 вида контроля. 1)предварительный контроль. 2)текущий или поурочный контроль. 3)тематический контроль. 4)итоговый контроль ( в конце четверти, года, и конце обучения и 9, 11 классов) Принципы контроля: 1)объективность, 2)планомерность и систематичность, 3)гластность. Формы организации контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный. (см. вопрос 21. сравнить). Методы контроля: 1)устный опрос. 2)письменный опрос. 3)комбинированный опрос. 4)контрольная работа. 5)выставление поурочного балла. 6)тестирование. 7)проверка Д. З. 8)общественный смотр знаний. 9)защита творческих работ. 10)зачет. 11)экзамен.
27)оценка резальтатов учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа учащихся – это учебная деятельность выполняемая учащимися без непосредственного руководства педагога но по его заданию и консультациям. 1. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. " Об общем среднем образовании" в целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам базируются на планируемых результатах обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами, и направлены на осуществление единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся.
2. Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе (" 1", " 2", " 3", " 4", " 5", " 6", " 7", " 8", " 9" и " 10" баллов), основными функциями которой являются: диагностическая, контролирующая, социальная, При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется 0 (ноль) баллов. На I ступени общего среднего образования, в первом и втором классах, система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметки как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности. 3. В данном нормативном акте используются следующие основные термины и их определения: уровень усвоения учебного материала – характеристика учебных достижений учащихся, соотнесенных с основными функциями образовательного процесса – распознавания, описания, объяснения и преобразования объектов изучения; контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами; отметка – результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах. 4. Настоящие нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам распространяются на общеобразовательные учреждения независимо от их подчинения и форм собственности и определяют: -уровни усвоения учебного материала; -основные виды и формы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся; -общие требования к выставлению отметок за четверть, годовых и экзаменационных отметок;
-нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по каждому учебному предмету; -классификацию существенных и несущественных ошибок, погрешностей, которые учитываются при осуществлении контрольно-оценочной деятельности по каждому учебному предмету. 5. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности выделяются следующиепять уровней усвоения учебного материала: первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения), которые оцениваются от 1 до 2 баллов; второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти, которые оцениваются от 3 до 4 баллов; третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения, которые оцениваются от 5 до 6 баллов; четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи, которые оцениваются от 7 до 8 баллов; пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения, которые оцениваются от 9 до 10 баллов. 6. Основными показателями соответствия результатов учебной деятельности учащихся уровням усвоения учебного материала выступают мыслительные, словесно-логические, знаковые и предметные действия и операции по распознаванию, описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения. При этом распознавание, воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач. 7. Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический. 8. Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер. 9. Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определенной темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
10. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 11. Для осуществления контроля используются методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях. 12. Количество контрольных работ, которые проводятся в письменной форме по отдельным учебным предметам на протяжении учебного года, определяется Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь. 13. Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла. 14. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.
28)причины школьной неуспеваемости и формы педагогической помощи отстающим детям. Меры педагогической помощи отстающим и неуспевающим учащимся: 1. Меры непосредственной помощи: 1) своевременное выявление отстающих и неуспевающих учащихся; 2) проведение поддерживающих занятий; 3) увеличение доли индивидуальной работы отстающих в учебе учащихся под руководством учителя; 4) индивидуальные учебные поручения учащимся; 5) организация деятельности учащихся-консультантов по предметам; 6) правильная организация повторения и проверки учебного материала; 7) непротиворечивость требований к учащимся у разных учителей; 8) недопустимость формализма в оценке и т. д. 2. Меры опосредованной помощи: 1) дифференциация обучения, стимулирование познавательных интересов учащихся, вовлечение их во внеурочную работу (факультативные занятия, кружки); 2) повышение учебной репутации и самооценки отстающих учащихся; 3) гигиена и психогигиена учебного труда (профилактика утомляемости, здоровое питание, разумное чередование труда и отдыха и др. ); 4) соблюдение учителем педагогического таккта; 5) целенаправленная работа по формированию общеучебных умений и навыков учащихся и т. д.
29)воспитание как процесс формирования личностных качеств, его направления и звенья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|