Воспитание – это целенаправленное всестороннее формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личности.
Воспитание – это целенаправленное всестороннее формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личности. Все формируемые отношения можно поделить на 4-ре группы: 1 группу составляют отношения личности, определяющие ее мировоззрение и общественную направленность поведения. 2 группу составляют нравственные отношения. Они включают: отношение к родине, отношение к труду; отношение к общественному достоянию, природе и материальным ценностям общества, отношение к выполнению служебных обязанностей, отношение к другим людям и самому. 3группу составляют эстетические отношения(понимание искусства, художественный вкус, стремление к творчеству в области искусства и т. д. ). 4 группу составляют отношения, связанные с физической культурой личности. Процесс воспитания делится на 4 вида содержания воспитания: 1)нравственное в-ние, 2)эстетическое в-ние, 3)Умственное в-ние, 4)Физическое в-ние. Виды воспитания по инстутиональному признаку имеется ввиду социальный институт воспитания: 1) семейное в-ние, 2)школьное вос-ние, 3)конфенсиональное или религиозное вос-ние, 4) социальное воспитание (СМИ, неформальные движение). Основные функции воспитания: 1. Функция развития: в процессе воспитания происходит изменение направленности личности воспитанника, структуры его потребностей, мотивов поведения, характера, способностей и т. д. 2. Функция социализации: воспитание обеспечивает принятие и освоение личностью определенного набора социальных ролей и отношений. 3. Функция индивидуализации: в процессе воспитание происходит становления образа «Я», духовного мира личности. 4. Психотерапевтическая функция, предметом которой выступает процесс совместного с ребенком определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей.
Особенности воспитания как пед. процесса: 1. Многофакторность. На него оказывают влияние природная среда, иерархия общественных ценностей, государство, семья, школа, общественные организации, СМИ, искусство и т. д. 2. Диалектичность (динамичность, подвижность, изменчивость в зависимости от условий конкретной ситуации, возраста воспитанников, личности воспитателя и т. д. ). Противоречия, с одной стороны, являются движущей силой воспитания, а с другой, могут его тормозить (например, противоречие между словом и делом). 3. Длительность. 4. Непрерывность. 5. Комплексность. 6. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. 7. Двусторонний характер. Большое значение имеет обратная связь. В процессе воспитания меняется не только воспитанник, но и воспитатель. Структурные компоненты (звенья) процесса воспитания: 1. Овладение знаниями норм и правил поведения (просвещение, то есть ознакомление с общими нормами и требованиями, правилами поведения). 2. Формирование убеждений (знание должно перейти в убеждения – твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни). 3. Формирование чувств (только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатель достигает правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил). 4. Организация воспитательной деятельности (в том числе деятельности общения). Воспитательный процесс неизмеримо сложнее учебного, а его логика всегда является более тонкой и трудно уловимой по сравнению с обучением.
30)закономерности и принципы процесса воспитания.
Процесс воспитания имеет и свои специфические закономерности: 1. Эффективность воспитания зависит от сложившихся воспита-тельных отношений. Негативные отношения воспитателя и воспитанника
сначала нужно исправить на положительные, а затем уже осуществлять запланированное воспитательное воздействие. Важную роль играют и взаимоотношения (общение) между самими воспитанниками (взаимовоспитание влияет на развитие личности). 2. от соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть. Методы, средства и формы воспитания должны соответствовать поставленным целям воспитания. 3. от соответствия характера воспитательного влияния социальной практике. Воспитание не должно быть оторвано от жизни. 4. от совокупного действия объективных и субъективных факторов. Субъективные факторы – личность воспитателя и воспитанника, сложившиеся между ними отношения, психологический климат класса, семьи. Объективные факторы – социально-экономические, материально-технические и санитарно-гигиенические условия. В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию неповторимый характер. 5. от интенсивности воспитания и самовоспитания. 6. от активности участников процесса воспитания в педагогическом взаимодействии. 7. от эффективности процессов, сопутствующих воспитанию – обучения и развития. Воспитание улучшает развитие и обучение, а они, в свою очередь, способствуют успешному воспитанию. 8. от качества воспитательного воздействия. Воспитательное воздействие должно быть целенаправленным, разносторонним, планомерным, сознательным со стороны воспитанника. 9. от интенсивности воздействия на потребностно-мотивационную сферу личности воспитанника. Цели, которые ставит воспитатель, должны быть преобразованы в мотивы поведения воспитанника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|