Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Методы формирования сознания личности.




I. Методы формирования сознания личности.

1. Метод убеждения. Цель метода убеждения – психологически подготовить учащихся к осуществлению нравственных поступков.

Метод убеждения реализуется посредством следующих приемов: а) суждение педагога (это может быть сообщение об общепринятом в культуре, а может быть мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном

отношении и самочувствии); б) аргументация педагога, раскрытие им внутреннего скрытого смысла происшедшего (увиденного, деланного, прочтенного учащимся ); в) совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии;

г) диалог педагога с учащимися (например, обмен впечатлениями по восприятию художественного образа); д) дискуссия (спонтанная или специально организуемая педагогом).

2. Метод внушения. Внушение (суггестия) включает в себя различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции. Механизмы внушения изучены недостаточно. Предполагается, что в основе процесса внушения лежит

3. Метод положительного примера. Сущность метода состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и преодолению имеющихся недостатков. Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.

II. Методы стимулирования и коррекции поведения учащихся.

1. Метод требования. Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Приемы: а) требование-просьба, направленная в адрес учащегося;

б) тактичное указание и распоряжение педагога; в) формулирование правил поведения; г) требование-приказ (применяется, например, в экстренной ситуации, когда воспитанник может нанести вред себе или другим людям);

д) требование-намек; е) требование – выражение доверия (школьники, как правило, очень ценят то, что им доверяют); ж) требование – выражение недоверия;  з) делегирование полномочий; и) требование-одобрение; к) требование-осуждение; л) требование в игровом оформлении.

2. Метод поощрения. Приемы: а) одобрение (предельно лаконичная форма словесного, мимического, пластического характера); б) похвала (развернутая форма одобрения, раскрывающая основание оценки); в) благодарность (персональное либо коллективное признание значимости сделанного учащимся); г) награждение (подарок, символический знак отличия); д) присвоение звания (признание существенных качеств личности учащегося и выражение уверенности в достоинстве личности навсегда.; е) повышение отметки по поведению.

3. Метод наказания. Допустимые в школе приемы наказания: а) неодобрение (осуждение); б) замечание; в) выговор; г) снижение отметки по поведению; д) исключение из учебного заведения (в нашей стране эта крайняя мера может применяться только к учащимся X–XI классов); е) метод естественных последствий – демонстрация логически развернутой неизбежности обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя воспитанник (автор – Ж. Ж. Руссо).

III. Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения учащихся.

1. Метод упражнения заключается в неоднократном, планомерно организованном выполнении различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Оно направлено на приучение воспитанников к выполнению норм и правил общежития, на выработку и закрепление необходимых навыков, умений и привычек. Конечно, функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

Разновидности метода упражнения:

а) приучение (упражнение в реальных жизненных ситуациях, прежде всего в общественно полезном труде);

б) тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки в искусственно созданных ситуациях (например, игра с этико-психологическими правилами).

2. Метод увлечения – заключается в обращении к непосредственному чувству ребенка, возбуждении в нем интереса с целью вовлечения в деятельность, стимулирования активности.

3. Метод соревнования.

4. Метод создания воспитывающих ситуаций.

5. Метод переключение на другой вид деятельности («переключение страстей», по А. С. Макаренко).

6. Метод перспективы.

7. Метод контроля и самоконтроля за поведением учащегося.

 

 

32)методы формирования сознания личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...