Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация методов обучения по источнику знаний.




1)Словесные методы обучения делятся, в свою очередь, на монологические и диалогические. К монологическим относятся рассказ, объяснение, лекция. К диалогическим принадлежат беседа, дискуссия, работа с источниками (прежде всего, с учебником). Рассказ и объяснение учителя — наиболее распространенные методы организации учебной работы.

Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего рассказ используется при предъявлении учебного материала, который носит описательный характер.

Объяснение – это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения.

Лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. Лекция предполагает, что учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя при этом разнообразные приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Беседа. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих выводов и обобщений. По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы: 1) вводные или вступительные (организующие); 2) сообщения новых знаний; 3) закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные.

Учебная дискуссия. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулировать познавательный интерес, вовлекать учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждать их к осмысливанию существующих подходов, к аргументации чужой и своей позиции. Применение учебной дискуссии предполагает обстоятельную предварительную подготовку учащихся, а также наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

Работа с учебной книгой. Учащимся в процессе обучения очень трудно запомнить всю получаемою информацию. Им нужно запомнить фундаментальные положения, на которых основываются знания по тому или иному учебному предмету. Более частные положения школьники должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе; этому надо обучать на уроках.

2)К наглядным методам обучения относятся наблюдение, метод иллюстрации и метод демонстрации. Их главная особенность заключается в том, что основным источником информации при их использовании является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Эти методы часто сочетаются со словесными методами обучения. Их цель – подкрепление информации, данной учителем, но они могут быть использованы с элементами проблемного обучения, иметь творческий характер.

Метод наблюдения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться учащимися под руководством учителя на уроке, экскурсиях, а также самостоятельно по заданию учителя.

Метод иллюстрации предполагает применение в педагогическом процессе наглядных материалов: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков и т. д. На одном уроке рекомендуется использовать не более 4–5 иллюстраций (это же относится и к демонстрациям), так как чересчур большое их количество затрудняет понимание сути, рассеивает внимание обучаемых.

Метод демонстрации. Назначение метода – передача информации путем показа конкретных объектов, процессов или их изображений. Демон-стрируются: 1) натуральные объекты (коллекции, гербарии, чучела); 2) их изображения (фотографии, картины, рисунки, муляжи), если показ самих объектов невозможен, а без демонстрации учащимся трудно сформировать представление о них; 3) символы объектов (карты, чертежи, диаграммы, графики, схемы, таблицы); 4) опыты и эксперименты.

3) Практические методы. Их цель – сформировать у школьников практические умения и навыки. К практическим методам относятся: упражнения, лабораторные и практические работы.

Метод упражнений.. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Метод лабораторных работ способствует более глубокому усвоению теоретических знаний, приобретению умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы «добывания» знаний, ранее полученных наукой. Лабораторный метод предусматривает проведение работ творческого характера с получением совершенно новых результатов в науке и практике, что доказано практикой лабораторных работ, проводимых в школе.

Метод практических работ. Способствует углублению, закреплению и конкретизации приобретенных знаний, вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в учебных мастерских, ученических бригадах, производственной деятельности.

 

19)классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.

 

Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся. Советские дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин подвергли критике классификации методов обучения по источнику знаний и по дидактическим задачам. Они создали собственную классификацию, в которой методы обучения соответствуют предложенной этими же авторами структуре содержания образования как способы его усвоения. Всего они выделили пять методов обучения.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (его еще называют информационно-рецептивным). Формы реализации данного метода: рассказ, объяснение, традиционная лекция, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. п.

Не надо думать, что объяснительно-иллюстративный метод в современных условиях утратил свое значение. Его значение в большой мере возрастает в связи с достижениями современной техники и науки – применением на уроках кино, телевидения, магнитофона, использования современных станков, оборудования, инструментов обогащает и метод устного изложения знаний учителем. Расширяются границы и возможности непосредственного чувственного восприятия явлений и предметов.

2. Репродуктивный метод обучения предусматривает такую систему учебных занятий, при которой неоднократно воспроизводятся сообщены учащимся знания и способы их добывания. При этом учащиеся работают по образцу, схеме, алгоритму. Репродуктивный метод широко используются для выработки умений и навыков письма, чтения, решений задач и примеров, проведения повторных опытов, усвоения приемов работы на станках и т. д. Учащиеся воспроизводят и неоднократно повторяют в своей деятельности учебный материал по заданиям учителя.

3. Метод проблемного изложения. Учитель, ставит на уроке учебную проблему, создавая тем самым проблемную ситуацию поиска. При этом учитель показывает учащимся ход мыслительных операций в разрешении учебной проблемы, показывает возможные варианты, характеризует наиболее оптимальные из них. Учащиеся получают возможность убедиться в научной доказательности, обоснованности решения проблемы, они осваивают поэтапные решения целостной проблемы, которыми затем пользуются при самостоятельном проблемно-поисковом усвоении знаний.

Если учителю при этом хорошо и безусловно известны пути проблемного научного изложения материла, то для учащихся – они должны быть найдены как открытие, как научное познание истины.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод – такой метод обучения, при котором учащиеся самостоятельно выполняют лишь отдельные процедуры исследования (увидеть проблемы посредством постановки вопросов к изучаемому материалу; строить доказательство; делать выводы из представленных фактов; высказывать предположение; составлять план творческого решения проблемных задач). Здесь имеет место поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач.

5. Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное выполнение учащимися полного цикла исследовательских действий. Он способствует более глубокому усвоению опыта теоретической деятельности с попутным усвоением знаний, умений и навыков. Применение его связано с перспективой овладения учащимися методами научного познания.

Примеры темы учебного исследования школьников: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наш населенный пункт в прошлом, настоящем и будущем», «Механизаторы колхоза с момента его создания до наших дней» и т. п.

 

20)характеристика современных средств обучения.

 

Методы обучения реализуются с помощью определенных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...