3. Метод соревнования. 4. Метод создания воспитывающих ситуаций. 6. Метод перспективы. 7. Метод контроля и самоконтроля за поведением учащегося.
3. Метод соревнования. 4. Метод создания воспитывающих ситуаций. 5. Метод переключение на другой вид деятельности («переключение страстей», по А. С. Макаренко). 6. Метод перспективы. 7. Метод контроля и самоконтроля за поведением учащегося. Выбор методов и приемов воспитания. В числе основных проблем воспитания В. А. Сухомлинский назвал проблему богатства и многогранности источников нравственного развития школьников. «Как добиться единства моральных убеждений и морального поведения? » – спрашивает он и отвечает: «Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить успех воспитания. Только единство многих условий, предпосылок, методов создает обстановку, благоприятствующую формированию нравственной полноценности» 1. Это же относится к средствам и организационным формам воспитания. К условиям эффективного применения методов воспитания относятся: а) учет возрастных особбенностей школьников (на младших школьников сильное воздействие оказывает замечание любимого учителя, выговор перед классом, приказание встать, в то время как подросток приказанию встать может и не подчиниться); б) хорошее знание учащихся, их прошлого опыта; в) педагогический такт; г) педагогический оптимизм (основанный на убеждении в том, что даже самый запущенный ребенок несет в себе много положительного).
35)средства и формы организации воспитания в современной школе.
Средства воспитания понимают в двух смыслах – узком и широком. В узком смысле средства воспитания – это средства-объекты, то есть природные и рукотворные предметы, технические устройства и приспособления, используемые в процессе реализации того или иного метода воспитания.
Средства-объекты в зависимости от выполняемой функции подразделяются на четыре группы: 1) инструментальные средства (краски, кисти, карандаши, ватманская бумага при создании стенгазеты; спортивные снаряды при проведении спортивных мероприятий и т. д. ); 2) средства наглядности (например, плакат «Режим дня школьника» или практический показ правил поведения за столом); 3) произведения искусства (книга, картина, кинофильм и др. ), возбуждающие духовную активность воспитанников, желание совершенствовать себя и окружающий мир; 4) символические средства (подчеркивают скрытую символику деятельности, например, цветы в День учителя, звонок на празднике первого и последнего звонка, каравай на празднике урожая). В широком смысле под средствами воспитания понимают средства разнообразные виды деятельности, участие в которых способствует формированию личности. К средствам – видам деятельности относятся: учение; труд; игра; общение; ценностно-ориентационная деятельность (например, обсуждение моральных проблем, беседы и диспуты на моральные темы); искусство; физкультура и спорт; туризм; природообщение и природоохранная деятельность; общественная работа; самоуправление; режим и др. Организационные формы воспитания – это конкретные воспитательные мероприятия, в ходе которых реализуются содержание и методы воспитания. В практике работы школы используется большое количество форм воспитательной работы. Они объединяются в три группы: 1. Индивидуальные. 2. Групповые. 3. Массовые (общеклассные или общешкольные). Согласно другой классификации, формы организации воспитания делятся на: 1. Воспитательные мероприятия (информационные часы, классные собрания, беседы, дискуссии, встречи с выдающимися людьми, экскурсии, выставки, конкурсы, утренники, вечера, дискотеки, кружки по интересам, общественные смотры знаний и др. ).
2. Воспитательные игры – мероприятия, характерными чертами которых являются имитация какой-либо деятельности или обстановки, соревновательность, развлекательность, зрелищность (например, КВН, спортивные игры и состязания, военно-спортивная игра «Зарница», «День самоуправления», игры с этико-психологическими правилами). 3. Коллективные творческие дела (КТД) – предполагают организацию совместной деятельности учащихся, в основу которой положены какие-то значимые общественные события или события из жизни коллектива школы, класса. Как правило, КТД предполагают более или менее длительную подготовку и приобретают характер традиции школы (класса). Автор термина «коллективное творческое дело» и создатель методики КТД – российский педагог Игорь Петрович Иванов. Рассмотрим более подробно информационный час как форму организации воспитания. Это форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской, правовой, нравственной позиции молодого человека, его социальной и политической зрелости, на формирование кругозора. Информационные часы желательно проводить еженедельно, в один и тот же день. По широте и глубине обсуждения они подразделяются на обзорные и тематические. Классные часы можно систематизировать следующим образом: ● классный час, организованный как способ коллективного планирования дела; ● классный час как разрешение возможного конфликта; ● классный час как плановый, для подведения итогов, например, успеваемости за четверть; ● классный час как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся; ● система классный часов для реализации определенной образовательной программы («Познай себя», «Общение и этикет», «Права гражданина и человека», «Основы семейного мира», «Азы рыночной экономики» и др. ). Педагогу важно помнить о необходимости комплексного применения методов, средств и организационных форм организации воспитания, чтобы не допускать того, что А. С. Макаренко назвал «ошибкой уединенного средства».
36)умственное воспитание и формирование научного мировоззрения учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|