6. Трудовые праздники и традиции школы, класса.
Умственное воспитание включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике. Умственное воспитание происходит в процессе приобретения знаний (обучение, самообразование), но, как видно из определения, не сводится к накоплению их объема. Знания – только инструмент познания окружающего мира. Процесс приобретения знаний становится фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, которые проявляются в идейной целеустремленности его жизни, в его труде, общественной активности, интересах. Основные задачи школы по формированию мировоззрения учащихся: 1) добиваться научно-рационального понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей; 2) убеждать учащихся в познаваемости мира, в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания людей; 3) вырабатывать у школьников мотивы и умения поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности; 4) научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, реакционной идеологии (фашизм, расизм, шовинизм, религиозное сектантство). Мировоззрение не формируется само по себе, нужна систематическая и целенаправленная работа семьи, школы, государства и общества, а также самих учащихся.
1. Формирование целостного, системного представления о природе и обществе, понятие о структурной организации материи, о наиболее общих законах их развития (законах диалектики). Каждый отдельный предмет отражает какую-то одну сторону жизни. Чтобы картина мира не была в сознании учащихся разорвана, необходима интеграция знаний, установление межпредметных связей. 2. Формирование у учащихся уверенности в истинности, достоверности изучаемых закономерностей. Этого можно достигнуть при помощи опытной работы, экспериментов, иллюстраций, демонстраций, экскурсий в природу, на производство, в научные лаборатории, в музеи и на выставки достижений народного хозяйства, обращения к первоисточникам, архивным материалам, документам и свидетельствам очевидцев. 3. Воспитание эмоциональной культуры и воли ученика. Соединяя эмоции, чувства учащихся с интеллектом, убеждения легче перевести в действенно-волевую сферу. Нередко разрыв между словом и делом объясняется именно невоспитанностью воли человека, знающего, как надо поступать, но неспособного действовать в соответствии с усвоенными принципами. 4. Формирование общей положительной направленности личности, общего положительного отношения к окружающей действительности – природе, обществу, государству, труду, учебе, собственности, коллективу, другим людям и самому себе. Благоприятные условия для этого складываются при проведении коллективных творческих дел. 5. Личная практика, личный опыт каждого учащегося. Учитель должен создавать условия для накопления учащимися социально-значимого личного опыта. Для этого необходимо усилить практическую ориентацию каждого учебного предмета, трудовую и общественную деятельность учащихся, чтобы, применяя знания на практике, они убеждались в их истинности. Продуктивный труд в школьных мастерских, ученических бригадах, школьных лесничествах, кооперативах и других объединениях, природоохранительные мероприятия, дела милосердия способствует осознанию социальной и личностной ценности гуманистических идей, которые прививаются учащимся.
Педагогу следует быть тактичным при оценке личного мнения каждого ученика и коллектива в целом. Средства формирования научного мировоззрения: 1. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Успех воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома. 2. Научно-предметные кружки, факультативы, клубы, научные общества учащихся. В Павлышской школе В. А. Сухомлинского работали следующие кружки: юных математиков (создали математическую шкатулку – прибор по арифметике), научно-химический кружок, литературно-творческий, библиотечный, кружок художественной (народной) вышивки, кружок художественного чтения, драмкружок (театр сказки), кукольный театр, общество любителей научной фантастики, кружок юных исследователей богатств родного края, клуб юных путешественников, кружок юных астрономов, зеленая лаборатория, кружок юных электротехников и радиотехников, кружок юных любителей автоматики и радиоэлектроники, кружок слесарей-моделистов, кружок юных мотористов, кружок юных строителей, кружок юных биохимиков, кружок юных цветоводов, научно-агротехнический кружок, кружок юных животноводов. В кружках работали секции (например, секция юных почвоведов научно-агротехнического кружка). Вообще многие кружки были с приставкой «научно-». 3. Интеллектуальные состязания: конкурсы юных математиков, физиков и т. д., олимпиады, турниры смекалистых, клубы любознательных, познавательные игры типа «В мире удивительных открытий», «В мире любопытных фактов», «В мире разгаданных и неразгаданных тайн». 4. Внеклассное чтение. Обзоры научно-популярной литературы: «Приключения великих уравнений», «О человеке и его крыльях», «Твои возможности, человек». Устные журналы: «Хочу все знать», «Патенты природы», «Над чем работают ученые», «Наука и космос».
5. Внеклассные мероприятия познавательного характера: беседы («Из истории открытий», «Власть над веществом»), диспуты, конференции, «круглые столы» («С какими знаниями ты уйдешь в жизнь? », «Хорошо учиться – твой долг или одолжение? », «Способности – от рождения, или они приобретаются? », «”Хочу” и “надо” в учебе», «Предметы нужные и ненужные», «Твои знания и будущая профессия»), вечера ответов на вопросы, предметные недели и декады, выпуск предметных стенных газет и печатных бюллетеней.
37)формирование нравственной культуры личности учащихся.
38)воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма и культуры межнациональных отношений.
39)правовое воспитание. Причины и профилактика правонарушений среди школьников.
40)воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
41)система трудового воспитания в школе.
Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. В результате трудового воспитания у учащихся формируется важнейшее качество личности – трудолюбие. Трудолюбие – это сложное (интегративное) нравственное личностное качество, которое характеризуется: – прочной потребностно-мотивационной сферой, потребностью в созидательно-трудовой деятельности, ее здоровыми социальными и личными мотивами; – глубоким пониманием большой преобразующее-воспитательной силы труда, его пользы для общества, его нравственной благотворности; – наличием разнообразных трудовых умений и навыков, их постоянным совершенствованием; – достаточно прочной волей личности, умением проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности; – трудовой и производственной дисциплиной; – уважением к людям труда, заботливым и бережным отношением к общественному достоянию и природным объектам.
Другие личностные качества, формирующиеся в труде: бережливость, готовность к длительному напряженному труду, умение рационально органи-зовать свой труд и отдых, профессиональное и жизненное самоопределение. Система трудового воспитания в школе включает следующие направления: 1. Трудовое обучение – специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами различных видов труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков. Трудовое обучение предполагает: ручной труд в начальных классах, занятии в учебных мастерских в средних классах, занятия в УПК или в учебном цехе базового предприятия в старших классах. 2. Трудовая деятельность школьников, связанная с учебными занятиями. Начиная с I класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных пособий – таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах создают различные механизмы, действующие модели, стенды и т. д. При изучении природоведения, ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и саду, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, подкармливают птиц и диких животных. 3. Внеклассная учебно-профессиональная деятельность учащихся: кружки и факультативы, клубы науки и техники, малые академии и тимирязевки, ученические конструкторские бюро и т. д. Наиболее распространенной формой внеучебных занятий являются кружки. Они могут быть предметными, тематическими и межпредметными, теоретического, экспериментального и прикладного направления. Увлекательными для учащихся являются техническое творчество (в частности, авто-, судо- и авиамоделизм, электро- и радиотехника), сельскохозяйственное опытничество (станции юннатов, опытные участки, овощеводческие плантации, парниковые хозяйства). Хорошо, если к творческой кружковой деятельности с учащимися привлекаются специалисты народного хозяйства, научные работники. 4. Ежегодная летняя трудовая практика учащихся. В V–VII классах она должна не должна превышать 10 дней (по 3 часа в день), в VIII–IX классах – 16 дней (по 4 часа), в X(XI) классах – 20 дней (по 6 часов). 5. Общественно-полезный труд учащихся: а) хозяйственно-бытовой труд по самообслуживанию: уход за своими вещами, уборка классов и кабинетов, ремонт книг, наглядных пособий, мебели и инвентаря, художественное оформление учебных кабинетов, благоустройство школы и пришкольной территории (например, в ходе субботников), сбор вторичного сырья, озеленение улиц в населенных пунктах, дорог и т. д.
б) производительный труд: связан с оказанием посильной помощи предприятиям, совхозам и колхозам, другим организациям народного хозяйства в выполнении производственных заданий и, как правило, является оплачиваемым; в) бескорыстный труд в форме добротворческой (милосерднической) деятельности: бескорыстная трудовая помощь пожилым, больным и одиноким людям, ветеранам и т. д. 6. Трудовые праздники и традиции школы, класса. В качестве примера приведем некоторые трудовые традиции Павлышской школы В. А. Сухомлинского: наглядные пособия — в подарок школе (перед летними каникулами); изготовление в летнее время пособий для биологического кабинета; украшение перед началом учебного года и перед началом экзаменов классов и школьного двора (венки на портретах, живые цветы, аллеи, клумбы); труд во время осенней и весенней Недели сада, обмен саженцами; День первого снопа (днем бригадная работа в поле, вечером в школе сноп, выпеченный учащимися хлеб, песни, танцы); праздник первого хлеба (маленькие дети, убрав пшеницу на своих маленьких делянках, получают муку, матери помогают им выпечь хлеб, матерей приглашают в школу, угощают своим первым хлебом); · летний сенокос в начале июля: старшеклассники работают на лугах неделю, пионеры заготавливают витаминное сено для телят; живут там же, на лугах, пищу готовят на костре; благоустройство села (озеленение, разбивка нового парка, обсадка кладбища, два общественных плодовых сада, два виноградника); трудовая помощь классных коллективов родителям своих одноклассников, а также больным и одиноким односельчанам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|