7. Трудовые объединения школьников.
Трудовые объединения школьников организуются на принципах добровольности и самоуправления для совместного производительного труда и активного отдыха. Они могут быть постоянными и временными, одновозрастными и разновозрастными. Наиболее распространенные виды трудовых объединений школьников: 1) ученическая производственная бригада или звено на шефском предприятии (заводе, фабрике, в колхозе, совхозе); 2) школьный кооператив (эта форма трудовых объединений была популярной в СССР в годы перестройки, сейчас школьных кооперативов практически не осталось); 3) лагерь труда и отдыха; 4) школьное лесничество; 5) станция юных натуралистов («юннатов»); 6) детская железная дорога (действует в Минске).
42)профессиональная деятельности учащейся молодежи.
Профессиональная ориентация – это система совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производ-ственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах. Назовем задачи и соответствующие им направления профориентационной работы школы, родителей и общественности. 1. Профессиональное просвещение, то есть информирование, расширение представлений учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях, о требованиях к кадрам, о потребностях в работниках местных предприятий и учреждений, о действующем рынке профессий и образовательных услуг. Просветительская работа необходима во всех возрастных группах учащихся, но особенно в средних и старших классах. Подростки с большим интересом пишут сочинения о своей будущей профессии и профессии своих родителей, оформляют бюллетени «О профессиях разных, нужных и важных», «Все работы хороши – выбирай на вкус».
Для старших школьников эффективными оказываются тематические вечера «Дорог много – выбирай одну», «В каких профессиях нуждается наш город (поселок)», «Рабочий будущего. Каков он? », конкурсы «Кто больше и лучше знает о профессиях», «Кем быть и каким быть? », «Шагаем в неизвестное завтра», читательские конференции «Образ рабочего и труженика села в художественной литературе», встречи поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям», встречи с работниками региональных центров занятости, дни открытых дверей в вузах, колледжах, ПТУ. В некоторых школах создан кабинет профориентации, работает совет по профориентации, в IX–X классах преподаются факультативные курсы типа: «Мое профессиональное будущее» или «Основы выбора профессии». Подобные курсы преподаются школьникам во многих странах мира. 2. Профессиональное убеждение: а) развитие познавательных интересов учащихся при изучении обще- образовательных предметов. С возрастом интерес к отдельным предметам и видам учебных занятий дифференцируется, приобретает специфическую, профессиональную направленность, и может стать основой выбора профессии. По мнению психологов, оптимальный возраст для развития профессиональных интересов – 7–11 лет (в этом возрасте происходит воображаемый выбор профессии в мечтах ребенка). Стойкие осмысленные профессиональные интересы появляются в 13–14 лет; тогда же начинается развитие профессионального самосознания; б) воспитание у учащихся установки на выбор профессий, нужных обществу; в) формирование мотивов выбора профессии с учетом интересов личности и общества; г) пропаганда нужных обществу профессий средствами массовой информации, литературы и искусства;
д) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения избираемой профессии; е) самовыражение и самоутверждение учащегося в выборе профессии, принятие решения. 3. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся: а) профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и выдача на этой основе профессиональных рекомендаций. Носит чаще всего индивидуальный характер и осуществляется медицинскими работниками, психологами, педагогами, специалистами региональных центров профессиональной ориентации; б) корректирование избираемой профессии с ограничениями по здоровью, а также с индивидуальными склонностями и способностями, психологическими особенностями (такими, как темперамент, характер); в) дифференцированная работа с учащимися в зависимости от восприимчивости к профориентации. 4. Практическая подготовка учащихся к выбору и получению профессии: а) формирование политехнических умений и навыков при изучении научных основ современного производства на уроках физики, химии, географии и других учебных предметов. Это, прежде всего, расчетно-вычислительные, контрольно-измерительные, технические, технологические, общетрудовые, конструктивно-экспериментальные умения и навыки; б) привитие профилирующих умений и навыков в процессе трудового обучения; в) развитие специальных склонностей и способностей во внеклассной работе (факультативы, кружки, школьные научные общества и т. п. ); г) реализация профессиональных склонностей в процессе разнообразной трудовой деятельности школьников; д) важной формой профориентации старшеклассников являются учебно-производственные комбинаты (УПК).
43)формирование эстетической культуры личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|