1. Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере.
Стр 1 из 22Следующая ⇒ 1. Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере. • Педагогическая деятельность – это система механизмов, состоящая из воспитательного, образовательного и организационного процессов, направленная на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. • Демография – это наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. Различные признаки людей служат в Д. как для характеристики всего населения, так и для выделения конкретных его групп в качестве самостоятельного объекта исследования. Социокультурная сфера – это совокупность отраслей нематериального производства и услуг. Социальная диагностика – это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причин наследственных связей и взаимоотношений в обществе, которые характеризуют его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое, санитарно-экологическое состояние Терапия – это целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных объединений, религиозных объединений: конфессий на контролирование формы социальных отношений или социальных действий, т. е. на лечение социума. Групповая работа – это направление практической деятельности в СКС, которая распространяется на различные области человеческой деятельности: от благосостояния и образования до социальной адаптации и социокультурной реабилитации Возрастные категории: 1. Дети (до 15 лет) а. дети дошкольники, младшие школьники
б. подростки 2. Молодёжь (16-30 лет) 3. Люди среднего возраста (30 –50 лет) 4. Люди пожилого возраста Социально-демографические характеристики: 1. Возраст 2. Пол / устойчивый признак 3. Уровень образования 4. Социальный статус 5. Территориальный статус 6. Национальная принадлежность / устойчивый признак Социальные системы: Неформальные / естественные Семья Друзья Творческие компании и т. д. Формальные Политические партии Трудовые коллективы Профсоюзные организации и т. д. Учреждения, существующие в виде ведомств Школы ВУЗы Игровые клубы Государственные учреждения и т. д. Направления педагогической работы Социальная диагностика Просветительская работа Организационно-воспитательная работа Коррекционная работа Профилактическая работа Терапевтическая работа Частная работа (работа в группах, объединённых по общим признакам) Василькова Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – 7 –е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 448 с. Гальцева И. А. Педагогическое обеспечение социально-культурного развития молодёжи в сельской местности / И. А. Гальцева // Вестник МГУКИ. – 2010. - № 3. – С. 111-114 Ковальчук А. С. Педагогические ресурсы образования в системе социально-культурной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13. 00. 05 / А. С. Ковальчук; С- Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2007. – 45 с. Организационно-педагогические и идеологические основы работы с молодёжью в высшей школе / под ред. И. И. Калачёвой, С. А. Кулеш. – Минск: РИВШ, 2006 2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.
Культурно-воспитательная деятельность-это процесс формирования всесторонне развитой личности по средствам приобщения детей и подростков к культуре и самодеятельности т. е. это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.
Специфика культурно-воспитательной деятельности с детьми определяется теми психологическими, возрастными особенностями, которые характерны для этого периода (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и т. д. ), а так же тем социальным положением в которое поставлен ребенок. Перед детскими внешкольными учреждениями и учреждениями культуры встает прежде всего задачи: · в оказании помощи семье и школе, · в формировании готовности к учебе (развитие устойчивого внимания, усидчивости, дисциплинированности, любознательности, памяти, творческой фантазии, добросовестности, аккуратности, умственных способностей, навыков и привычек к умственному труду). Подростковый период характеризуется бурным становлением характера и самоутверждением личности. В этот период формируется представления о мире, происходит нравственное становление личнсти, всего духовного мира. Быстро растет самосознание и самоутверждение подростка, которую он ревниво охраняет. Появляются негативные моменты. Этот период называется трудным, чувства маскируются внешней грубостью. Эмоции неустойчивы. Возрастает интерес к вопросам пола, который связан с половым созреванием. Затрудняется обучаемость. Наблюдается систематическая неуспеваемость, трудная воспитуемость, систематическое нарушение дисциплины и отрицательное влияние на сверстников. Меняется отношение к жизни происходит определение интересов и склонностей. В структуру культурно-воспитательной деятельности входит: · Продуктивная деятельность
· Репродуктивная деятельность · Познавательная деятельность · Эмоционально-комуникативная деятельность · Физически активная деятельность Культурно-воспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях основывается на досуге и носит сугубо добровольный характер в отличии от обязательных школьных занятий. Ребята могут проявлять свою инициативу и самодеятельность, свободный выбор занятий делают эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей и подростков. Они могут выбирать занятия по душе и снять психологическое напряжение в процессе учебных занятий в школе. Культурно-воспитательная деятельность выполняет следующие функции: Культурно-творческая функция Разносторонняя образовательная деятельность. Организация отдыха Реабилитационная функция
На сегодняшний день в России сложилась разветвленная сеть детских культурно-воспитательных учреждений и организаций:
· Общеобразовательные школы · Школы-интернаты · Детские сады · Детские дома · Дворцы молодежи · Лагеря отдыха · Спортивные площадки · Детские библиотеки · Дома и дворцы культуры · Кинотеатры · Театры · Цирки · Детские городки · Парки · Зоопарки · Музыкальные студии и школы искусства
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|