Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере.




1. Возрастные и социально-демографические особенности организации педагогической работы в социально-культурной сфере.

Педагогическая деятельность – это система механизмов, состоящая из воспитательного, образовательного и организационного процессов, направленная на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.  

 Демография – это наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обусловленности. Различные признаки людей служат в Д. как для характеристики всего населения, так и для выделения конкретных его групп в качестве самостоятельного объекта исследования.

 Социокультурная сфера – это совокупность отраслей нематериального производства и услуг.
Сфера бытовых услуг, наука, культура, образование

Социальная диагностика – это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причин наследственных связей и взаимоотношений в обществе, которые характеризуют его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое, санитарно-экологическое состояние

Терапия – это целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных объединений, религиозных объединений: конфессий на контролирование формы социальных отношений или социальных действий, т. е. на лечение социума.

Групповая работа – это направление практической деятельности в СКС, которая распространяется на различные области человеческой деятельности: от благосостояния и образования до социальной адаптации и социокультурной реабилитации


Возрастные категории:

1. Дети (до 15 лет)

а. дети дошкольники, младшие школьники

б. подростки

2. Молодёжь (16-30 лет)

3. Люди среднего возраста (30 –50 лет)

4. Люди пожилого возраста

Социально-демографические характеристики:

1. Возраст

2. Пол / устойчивый признак

3. Уровень образования

4. Социальный статус

5. Территориальный статус

6. Национальная принадлежность / устойчивый признак 

Социальные системы:

— Неформальные / естественные

Семья

Друзья

Творческие компании и т. д.

Формальные

Политические партии

Трудовые коллективы

Профсоюзные организации и т. д.

Учреждения, существующие в виде ведомств

Школы

ВУЗы

Игровые клубы

Государственные учреждения и т. д.

Направления педагогической работы

— Социальная диагностика

— Просветительская работа

— Организационно-воспитательная работа

— Коррекционная работа

— Профилактическая работа

— Терапевтическая работа

— Частная работа (работа в группах, объединённых по общим признакам)


Василькова Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – 7 –е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 448 с.

Гальцева И. А. Педагогическое обеспечение социально-культурного развития молодёжи в сельской местности / И. А. Гальцева // Вестник МГУКИ. – 2010. - № 3. – С. 111-114

Ковальчук А. С. Педагогические ресурсы образования в системе социально-культурной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13. 00. 05 / А. С. Ковальчук; С- Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2007. – 45 с.

Организационно-педагогические и идеологические основы работы с молодёжью в высшей школе / под ред. И. И. Калачёвой, С. А. Кулеш. – Минск: РИВШ, 2006

2. Сущность и особенности социально- культурной деятельности с детьми и подростками.

 

Культурно-воспитательная деятельность-это процесс формирования всесторонне развитой личности по средствам приобщения детей и подростков к культуре и самодеятельности т. е. это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.
Дети - лица, не достигшие совершеннолетия. Период детства подразделяется на следующие возрасты: младенческий — до 1 года, преддошкольный (ясельный) — от 1 года до 3 лет, дошкольный — от 3 до 7 лет, младший школьный — от 7 до 12 лет, средний школьный — от 12 до 14 лет, старший школьный — от 14 до 17 лет.
Подростки - это еще не взрослый, но уже не ребенок, некое переходное состояние, с трудом умещающееся в возрастные рамки от min – 11, max – 19 лет, либо пока сам себя им осознаешь, и, таким образом, это состояние может продолжаться всю жизнь.

Специфика культурно-воспитательной деятельности с детьми определяется теми психологическими, возрастными особенностями, которые характерны для этого периода (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и т. д. ), а так же тем социальным положением в которое поставлен ребенок. Перед детскими внешкольными учреждениями и учреждениями культуры встает прежде всего задачи:

· в оказании помощи семье и школе,

· в формировании готовности к учебе (развитие устойчивого внимания, усидчивости, дисциплинированности, любознательности, памяти, творческой фантазии, добросовестности, аккуратности, умственных способностей, навыков и привычек к умственному труду).

Подростковый период характеризуется бурным становлением характера и самоутверждением личности. В этот период формируется представления о мире, происходит нравственное становление личнсти, всего духовного мира. Быстро растет самосознание и самоутверждение подростка, которую он ревниво охраняет. Появляются негативные моменты. Этот период называется трудным, чувства маскируются внешней грубостью. Эмоции неустойчивы. Возрастает интерес к вопросам пола, который связан с половым созреванием. Затрудняется обучаемость. Наблюдается систематическая неуспеваемость, трудная воспитуемость, систематическое нарушение дисциплины и отрицательное влияние на сверстников. Меняется отношение к жизни происходит определение интересов и склонностей.

В структуру культурно-воспитательной деятельности входит:

· Продуктивная деятельность

· Репродуктивная деятельность

· Познавательная деятельность

· Эмоционально-комуникативная деятельность

· Физически активная деятельность

Культурно-воспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях основывается на досуге и носит сугубо добровольный характер в отличии от обязательных школьных занятий. Ребята могут проявлять свою инициативу и самодеятельность, свободный выбор занятий делают эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей и подростков. Они могут выбирать занятия по душе и снять психологическое напряжение в процессе учебных занятий в школе.

Культурно-воспитательная деятельность выполняет следующие функции:

Воспитательная функция.

Культурно-творческая функция

Разносторонняя образовательная деятельность.

Организация отдыха

Реабилитационная функция

 

На сегодняшний день в России сложилась разветвленная сеть детских культурно-воспитательных учреждений и организаций:

 


· Общеобразовательные школы

· Школы-интернаты

· Детские сады

· Детские дома

· Дворцы молодежи

· Лагеря отдыха

· Спортивные площадки

· Детские библиотеки

· Дома и дворцы культуры

· Кинотеатры

· Театры

· Цирки

· Детские городки

· Парки

· Зоопарки

· Музыкальные студии и школы искусства



Ерошенков И. Н. «культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков». – М., 2004г.
«Организация и методика культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками», Пермь, 1997г.
Олиференко Л. Я. «Социальная поддержка детей», М., 2007г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...