Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над улучшением изображения предмета




Работа над улучшением изображения предмета, его усложнением являлась центральной.

Мы видели, что некоторые предметы дети либо вовсе избегают рисовать, либо изображают их чрезвычайно примитивно: дома одноэтажные с перекрещивающейся дверью; деревья в виде ствола с симметрично расположенными несколькими ветками; люди и животные почти отсутствуют, так как дети затрудняются их изображать.

Мы поставили себе задачей ввести эти предметы в детские рисунки, улучшить форму их изображения и тем самым обогатить содержание рисунков и удовлетворить стремление детей к более качественному изображению данных предметов.

Работу над формой мы строили на последовательном усложнении заданий. Например, в теме «Человек» сначала предлагали определённый размер изображения человека (достаточно крупный), затем обращали внимание на расположение частей тела, далее — на масштаб фигуры взрослых и детей и на относительную пропорциональность основных частей фигуры. Затем внимание детей останавливали на костюме людей различного пола, возраста, профессии; параллельно давались и сказочные образы («Дед-Мороз»). Наконец, детям предлагались задания на различный поворот фигуры: лицом к зрителю (фас спереди), спиной и с боковой стороны.

Данное задание является первым в задании на движение; его постепенно можно усложнять (в основном уже в работе со школьниками). Подобного рода усложнение следует применять в заданиях и по изображению других предметов.

Для улучшения передачи формы предмета следует проводить предварительную работу по накоплению детьми соответствующих впечатлений, по наблюдению данного предмета. Так, рассматривая с детьми рисунки на тему и рисунки по замыслу, мы обратили внимание на дома, которые дети изображают крайне схематично. Мы говорили об этих домах, спрашивали, похожи ли они на те, которые у нас в Москве на наших улицах: «Какие у нас дома на Кировской, на площади Дзержинского, а на площади Свердлова?» Оказывается, что почти все дети хорошо знают эти улицы и площади, Большой театр, Мосторг, Метрополь и другие здания. Затем дети рассматривали «красивые дома».

Предварительная живая беседа, чёткая интересная цель экскурсии обеспечивают активное внимание детей, обостряют их наблюдательность. Особенное впечатление производит на детей Большой театр, его мощная колоннада, украшения, бронзовые кони. Дети отметили «стеклянный» Мосторг с богатыми витринами и остроконечными башенками на крыше; обратили внимание на Дом союзов с колоннадой и купольным перекрытием. Дети были переполнены впечатлениями и, возвращаясь, говорили о том, что такие дома надо бы поучиться рисовать. На другой день дети рисовали по заданию «красивые дома», причём воспитатель не требовал копии виденного, он подчёркивал, что «можно придумать, кто какие хочет дома, какие видели и какие не видели, каких даже может быть нет, лишь бы они были большие и красивые».

Такое творческое задание облегчало задачу тем, которые затруднялись бы точно воспроизвести виденное. Важно было на этом примере показать детям красоту города, научить их видеть, замечать красивую, ритмически стройную форму, разнообразие архитектурных конструкций, украшений и т. д. Дети рисовали дома с большим интересом, а затем сами удивлялись, как это они «раньше рисовали такие некрасивые дома». При сравнении, действительно, разница оказалась существенная: дети изобразили и колонны, и украшения и узорные стены.

По ряду тем: «Домашние животные», «Звери», «Птицы», — помимо наблюдения (экскурсий в зоопарк, в уголок Дурова), дети были привлечены к устройству соответствующих небольших выставок. Дети (детский сад № 2 Дзержинского района) с увлечением собрали, например, игрушечных животных и устроили выставку в группе. Они приносили игрушки из дома, а также попросили на время в других группах. Получилась

довольно богатая выставка. Дети рассматривали животных, выбирали любимых, играли с ними, определяли, какие больше нравятся и почему.

Затем дети рисовали этих животных. Каждый выбирал объект по своему желанию и вкусу. Рисовали в крупном размере. В процессе рисования дети часто подходили к избранному объекту, поворачивали его в разные стороны и вновь рисовали. Деятельность с объектом (игра), ощупывание, рассматривание со всех сторон оказали большую помощь в понимании его формы. Эти рисунки оказались более сложными, чем предыдущие; схематических изображений почти не было.

В детском саду № 4 Куйбышевского района были устроены выставки на тему «Животные и их детёныши» и на тему «Зима». И здесь активное участие детей в создании выставки, пристальное рассматривание картинок, фотографий, отбор их, сравнение, выделение лучших — всё это обогатило и уточнило представления детей. Одним детям это облегчило придумывание содержания и процесс рисования, у других рисунки оказались более смелыми и богатыми.

Мы заметили, что рисунки, выполненные детьми до наблюдения живых объектов в зоопарке и устройства выставки игрушек, картинок, в подавляющем большинстве случаев отражали сказочный образ животного, а не реальный: мишка, зайцы оказывались человекоподобными, игрушечными, а не «настоящими». Объясняется это тем, что дети видели преимущественно игрушечных животных или как они изображаются в книжках, в аллоскопе. Оказалось важным дать детям подлинное представление о животных: были проведены экскурсии, прочитаны реалистические рассказы о животных. Всё это помогло уточнить представления детей о животных и нашло отражение в рисунках.

Так путём специальных наблюдений, рассматривания предмета и, когда это возможно, путём активного общения, действия с предметом (детская выставка игрушечных животных, картинки о животных) мы создаём в представлении ребёнка более ясный, чёткий образ, который ребёнок запечатлевает на рисунке значительно удачнее.

Остановимся на образе человека в рисунках наших детей. При отсутствии обучения обычно к шести-семи годам человек почти исчезает в рисунке ребёнка, так как появление критического отношения к своему рисунку, рост требований к изображению не всегда сочетаются с развитием качества рисунка; прежний примитивно-схематический образ человека уже не удовлетворяет ребёнка, а как нарисовать лучше — он не знает, не умеет. Между тем исчезновение человека в детском рисунке — большая потеря. Получается обеднение рисунка по содержанию и по форме. В связи с этим исчезает из детского рисунка тематика большого воспитательного значения. Вот почему так важно помочь ребёнку, указать ему путь для улучшения изображения человека.

Как мы подошли к осуществлению этой задачи?

Первым заданием по теме «Человек» было предложение нарисовать человека во весь лист на бумаге, размером примерно в страницу писчего листа. Для уточнения требований мы указали, где рисовать голову и где — ноги. Все дети отметили эти места, немного поговорили и, оглядев друг друга, сказали, из каких частей состоит тело человека. Затем мы предложили самим детям определить, кто кого будет рисовать: маму, папу, мальчика, девочку. Мы указали, что человека можно хорошо одеть и разрисовать цветными карандашами. Дети принялись за работу серьёзно. Важно было, чтобы дети справились с

основной задачей: дать крупное изображение человека, на котором заметнее все недочёты и удачи. Многие рисунки оказались по форме чрезвычайно примитивными, но мы подбадривали детей, находили в их рисунках хорошие стороны, давали незначительные указания, советы. Все дети старательно выполняли работу, многие увлекались разрисовкой костюмов. Вышло ярко, любопытно. Во всяком случае дети с интересом рассматривали нарисованное и находили с помощью воспитателя и удачи, и ошибки (в расположении рук, ног); у некоторых была излишне длинная шея, у других она вообще отсутствовала; толщина фигуры, размеры отдельных частей часто были непропорциональны. Дети это отмечали, но всё же рисунки в массе оказались крупными, смелыми, яркими. Это детям нравилось, и они видели, что воспитатели тоже довольны результатами.

Через некоторое время человек был повторён в вырезывании. Дети работали серьёзно, заинтересованно и самостоятельно; облик и наряды фигур были разнообразны; дети приложили много труда, чтобы вырезать и наклеить таких людей. Мы считали, что дети работали очень хорошо; недочёты формы были отмечены самими детьми.

Следующее задание было сложнее — «Семья на прогулке». Предварительно воспитатель объяснил, что надо подумать над тем, чтобы всё поместилось, чтобы рисунок был крупный, подумать, какого роста папа, мама и дети (задание на величины фигур и одежды). Это задание у детей быстро ассоциировалось с конкретной прогулкой, и они рисовали с удовольствием. Следующее задание — «Человек в маскарадном костюме» (на цветной бумаге). В данном задании мы преследовали цель — закрепить предыдущий навык, дать человека ещё крупнее, смелее и включить момент творческий — «разукрасить костюм». Дети придумали много разнообразных костюмов. Люди получились весёлые, красочные. Дети остались удовлетворены результатами своей работы.

Аналогичным творческим заданием была тема «Дед-Мороз» (после ёлки). Дети создали образ деда-мороза чрезвычайно выразительным, богато украсили его одежду, шапку, посох.

По этим и предыдущим рисункам видно было, какого успеха могут достичь дети при сочетании небольших чётких заданий с творческой деятельностью ребёнка: обнаружились смелость и богатая декоративность детского рисунка при всей его наивности. Новым заданием было изображение людей с разных сторон: лицом к зрителю, спиной и в профиль (сбоку). Дети с интересом выполняли это задание, поворачивали друг друга в разные стороны, смотрели, «как видно» и рисовали. Кое-кто из детей профильный поворот давал на рисунке и раньше, но человека сзади никто никогда не изображал. Выполнение такого задания заинтересовало детей. Они советовались с воспитателем, друг с другом, и все выполнили задание, причём изобразили различную обстановку. При просмотре рисунков дети выражали своё удовлетворение: «Раньше так никто не умел». Они детально рассматривали каждый рисунок, сравнивали, у кого какой человек вышел, отмечали, какой лучше, как можно нарисовать ещё правильнее.

В рисунках по замыслу детей и при тематических заданиях люди стали изображаться с разных сторон. Дети гордились своим новым достижением и с удовлетворением показывали воспитателю рисунки.

Тем же методом были проведены занятия по изображению домов, животных, птиц, деревьев.

Как видно из всех приведённых примеров и образцов детских рисунков, в работе над формой мы не ставили перед детьми проблем объёма и перспективы. Дети изображали пространство сначала фризовым построением, далее размеры «земли» увеличились, «чтобы уместить всё задуманное». Незаслоняемость предметов оставалась преобладающим способом изображения. Лишь при массовых сценах (таких, как «Праздник 1 Мая») у некоторых детей возникали сомнения. «Один стоит на голове другого. А как нарисовать, чтобы один за другим шёл?» В этих случаях воспитатель помогал ребёнку понаблюдать и сделать вывод, что может быть «не весь человек виден». «Так и можно нарисовать?» — спрашивали дети. После подтверждения педагога некоторые делали попытку изобразить заслонённые фигуры.

На многих рисунках мы видели окрашивание неба до земли. У детей более развитых это происходило осознанно; некоторые дети механически перенимали у них, но большая часть детей закрашивала небо, стремясь просто дать цветной фон. Быть может, сыграло свою роль и то обстоятельство, что дети любили рисовать красками на цветной бумаге, где фон неба всегда красочен. Эту привычку они переносили и на белую бумагу. Несомненно было одно — почти все дети и не думали о линии горизонта и о кажущемся соединении неба с землёй. В жизни, на прогулках такие разговоры возникали, и воспитатель их поддерживал, но вполне намеренно не требовал элементов перспективы при рисовании. Попытки, которые делают воспитатели в этом направлении, приводят к самым отрицательным результатам.

Задания широкой тематики.

Наряду с предметными заданиями в нашей работе большое внимание уделялось темам широкого сюжетного порядка. Сюда относятся рисунки на праздничные темы, об экскурсиях, на сезонные темы, темы, связанные с рассказыванием, просмотром кино и аллоскопа. Большое место занимали иллюстрации к сказкам. При выполнении этого типа заданий дети широко использовали те знания и умения, которые они приобретали в заданиях более узкого учебного порядка. Таким образом мы проверяли эффективность и усвояемость того, чему мы учили детей.

Руководство этими занятиями тщательно продумывалось как со стороны предварительного накопления впечатлений, так и помощи детям в процессе рисования. Помимо тщательной подготовки к занятию всего необходимого материала, мы считали важным короткое вступление воспитателя, цель которого вызвать в воображении детей те образы, которые являются ведущими в предложенной теме, и творчески настроить детей.

Эти занятия вызывали у детей положительное отношение; задания усваивались и выполнялись всё более качественно, удовлетворяли детей; они помогли полноценному развёртыванию детского изобразительного творчества и широко вошли в обиход детского рисования. Таковы темы: «Советская Армия», «1 Мая», «Зима», «Весна», «Про смешное», разнообразные иллюстрации к сказкам и другие.

Задания по композиции рисунка.

В работе с детьми старшей группы крайне существенным является вопрос о композиции рисунка. Первая элементарная стадия относится к задаче — подумать, чтобы всё поместилось, или чтобы не осталось пустой части листа. Эта задача оказалась для детей вполне доступной, однако и её приходилось обдумывать, прежде чем начинать рисовать. Это заинтересовало детей. Многие дети, приступая к рисованию, обдумывали, что и где они нарисуют (элемент плановости) и даже как бы набрасывали в воздухе предметы по листу. Конечно, мы знали, что ребёнок не всё может предвидеть, так как творческое развёртывание, содержания в значительной мере происходит и в процессе рисования. Однако учить ребёнка думать предварительно о главном в рисунке и определять его место мы считали полезным.

В работе над композицией рисунка большое значение имеет декоративное рисование и рассматривание декоративных предметов. Помним, как дети, восхищённые узором узбекского сюзене, который им был показан, отмечали: «Как хорошо! Красиво! Смотрите, ещё такой цветок, ещё и вот ещё!» (повторяемость), или: «Два с одной стороны и два с другой!» (симметрия). «А в середине, какая большая красивая звезда!» (чувство центра). «Как. краешки хорошо расшиты узором! А по углам маленькие звёзды!»

На таком композиционно убедительном материале дети с лёгкостью отметили все основные закономерности ритмического построения: центр, симметрическое равновесие боковых сторон, выделение углов, краёв и т. д. Воспитателю легко было закрепить в сознании детей замеченное ими структурное расположение форм и правила композиций. От первых, довольно беспорядочно расположенных пятен, линий, штрихов дети переходили к всё более стройному, ритмическому расположению форм и большему его усложнению. В процессе рисования иногда слышались возгласы: «Ой, я забыла про середину, и всё вышло на боку!» Или: «Нет, я ещё такую нарисую с другой стороны, тогда будет лучше» (симметрия).

Чувство центра, сторон, углов, верха и низа, уяснённое детьми, отразилось и в сюжетных композициях: они стали богаче и стройнее, меньше наблюдалось случайное заполнение листа.

Задания технического порядка.

К заданиям технического порядка мы относим упражнения по штриховке цветными карандашами, по технике работы с краской. Элементарные умения обращения с материалами у большинства детей старшей группы имелись. Их приходилось лишь уточнять, закреплять в процессе работы, без специальных заданий.

Рассматривая с детьми их рисунки ещё в начале эксперимента, мы обратили внимание на большое неряшество в раскрашивании: цветной карандаш заходил за контур формы, закрашено было неровно, оставалось много белых мест. Дети согласились, что их работы сделаны плохо, и решили «поучиться» хорошо раскрашивать свои рисунки. Однако не каждый рисунок годен для этой цели. Рисунок со множеством мелких предметов не даёт возможности поучить хорошей штриховке. Поэтому мы предложили каждому нарисовать один-два предмета, какие он хочет, достаточно крупного размера, а затем показали положение руки и карандаша, какие части в каком направлении штриховать и т. п. Впоследствии мы не требовали при штриховке одинакового нажима, так как заметили, что одинаковый нажим засушивает окраску, делает её излишне однообразной. Но и эта ровная окраски детям нравилась. Сразу рисунки детей стали выглядеть иначе, они оказались более яркими, выразительными и аккуратными. Это задание периодически повторялось, и данный навык быстро вошёл в практику рисования. Качество всех карандашных рисунков значительно повысилось.

Также успешно прошло занятие по технике рисования красками (гуашь). Детям было показано, как следует пользоваться кистями, как прокладывать цвет, как избежать затёков одной краски в другую. По данному заданию детям было предложено нарисовать один предмет, который можно раскрасить в разные цвета. Кто-то из детей предложил: «Бабочки, их можно раскрасить разными красками». И многие дети рисовали бабочек. Они оказались разнообразные, крупные, яркие, узорные и совершенно оригинальные. Дети и взрослые были довольны удачной работой.

Параллельно было обращено внимание детей на важность подбора красок и на их сочетания. На ряде рисунков краски сливались, мало выделялись, так как подбирались несознательно. Правило «Так крась, чтобы каждая краска была видна» оказалось понятным и быстро освоенным; дети стали обдумывать, прежде чем брать ту или иную краску. Часто слышались указания друг другу: «Возьми другую, а то незаметно будет». Мальчик, нарисовавший зелёный автомобиль на фоне зелёной травы, сам ахнул и сказал: «Неверно покрасил — зелёный на зелёном не видно», — и стал тотчас же его перекрашивать.

Выполнение детьми заданий по технике рисования показало, что наша гипотеза о правильном взаимодействии технических и творческих задач вполне себя оправдала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...