Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность возрастного кризиса




Косякова О.О.

Возрастные кризисы / О. О. Косякова. — Рос­тов н/Д: Феникс, 2007. — 224 с. — (Высшее обра­зование).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................... 3

Глава 1

Сущность возрастного кризиса....................................... 6

1.1. Понятие о возрастном кризисе........................... 6

1.2. Отличия критических периодов развития

от стабильных периодов............................................. 13

1.3. Структура возрастного кризиса......................... 23

Выводы........................................................................ 30

Вопросы....................................................................... 32

Глава 2

Содержание кризисных периодов развития

в дошкольном возрасте................................................. 33

2.1. Кризис новорожденности.................................... 33

2.2. Кризис одного года.............................................. 39

2.3. Кризис трех лет................................................... 50

Выводы......................;...............................................64

Вопросы....................................................................... 67

Глава 3

Содержание кризисов

в развитии детей школьного возраста.......................... 68

3.1. Кризис семи лет................................................... 68

3.2. Подростковый кризис.......................................... 76

3.3. Кризис семнадцати лет........................................ 89

Выводы...........,........................................................... 95

Вопросы....................................................................... 97

Глава 4

Содержание возрастных кризисов взрослости.............. 98

4.1. Кризис тридцати лет............................................ 98

4.2. Кризис сорока лет............................................. 102

4.3. Пенсионный кризис.......................................... 106


4.4. Кризис смерти................................................... Ill

Выводы..................................................................... 116,

Вопросы.................................................................,. 118

Глава 5

Психологическое воздействие

на человека в период возрастного кризиса................. 119

5.1. Содержание коррекционной работы.

в кризисные периоды................................................ 119

5.2. Стратегии психологического консультирования в
период возрастных кризисов.................................... 132

5.3. Сущность психотерапевтических техник

и психосоциальных технологий.............................. 140

Выводы...................................................................... 161

Вопросы.................................................................... 162

Приложения................................................................. 164

Словарь....................................................................... 213

Список использованной

и рекомендуемой литературы..................................... 217


ПРЕДИСЛОВИЕ

В психологических теориях категория «возрастной кризис» используется в многочисленных контекстах, от­личается по своему содержанию и связывается с раз­личными характеристиками психического развития че­ловека. Проблематика возрастных кризисов в онтогене­зе является актуальной, чрезвычайно интересной и в то же время недостаточно разработанной в теоретическом и экспериментальном плане. Само понятие «возрастной кризис» является одним из наименее четко определен­ных и часто не имеет законченной формы. Темпе менее термин широко употребляется и среди психологов, и среди педагогов. С содержательной точки зрения пери­оды возрастных кризисов представляют интерес, по­скольку отличаются специфическими особенностями процесса психического развития (наличие резких изме­нений в психике, обострение противоречий, негативный характер развития и т. д.). Кризисный период оказыва­ется трудным для ребенка, а также для окружающих его взрослых — педагогов и родителей, которым стано­вится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком карди­нальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и пред­ставляет особую сложность для взрослых. Для того что­бы подобрать адекватные воспитательные меры, необ­ходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, ново­образования кризисного периода. Данные вопросы и


Возрастные кризисы


Предисловие


 


 


раскрываются в пособии. Возрастные кризисы харак­терны не только для детского возраста, выделены так­же нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы от­личаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека-и т. д. В пособии приведены общие характеристики изменений в период кризисов взрослости.

Будущим специалистам в сфере образования необхо­димо проанализировать сложное и многоаспектное по­нятие «возрастной кризис», изучить содержание и на­правления коррекционной работы. Цель данного посо­бия — формирование представлений о возрастном кри­зисе как предмете психологического исследования. За­дачами являлись: раскрыть исследования критических возрастов, как общетеоретических, так и описывающих конкретные возрастные переходы; проанализировать содержание и структуру возрастных кризисов; изучить основные положения практической психологии возрас­тных кризисов. Данными задачами определена струк­тура пособия. Оно начинается с изложения общих воп­росов возрастной психологии, с краткого обзора отече­ственных исследований, посвященных возрастным кри­зисам (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, К.Н. Поливанова и др.), описывается структура возрас­тного кризиса, отмечаются основные отличия процесса психического развития в стабильные и критические пе­риоды. После изложения общих вопросов следует ха­рактеристика содержания возрастных кризисов в онто­генезе: кризисов в дошкольном возрасте, кризисов в школьном возрасте и кризисов взрослости. В конце по­собия раскрываются некоторые вопросы психологичес­кого воздействия на человека в период возрастного кри­зиса, приводятся обобщенные рекомендации, описыва-


 


ются особенности психологического консультирования людей, направления в психотерапевтической работе.

Фактический и теоретический материал изложен в рамках традиций отечественной психологической шко­лы и основан на идеях Л.С. Выготского, Д.Б. Элькони-на, Л.И. Божович и др. После каждой главы предлага­ются вопросы по изученному материалу. В приложени­ях приведены психодиагностические методики, которые могут быть использованы для изучения личностных осо­бенностей и особенностей поведения человека в различ­ные кризисные периоды. Включенные в приложения задания для самостоятельной работы призваны форми­ровать умения адекватно пользоваться понятийным ап­паратом возрастной психологии, самостоятельно исполь­зовать научную литературу для решения исследователь­ских, методических задач в обучении и воспитании, навыки анализа конкретных ситуаций.


Глава 1. Сущность возрастного кризиса


ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

1.1. Понятие о возрастном кризисе

Возрастные кризисы — это особые, относительно не­продолжительные по времени (до года) возрастные пе­риоды, характеризующиеся резкими психическими из­менениями. Возрастные кризисы возникают при пе­реходе от одной возрастной ступени к другой, свя­заны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его дея­тельности и сознания. Суть возрастных кризисов зак­лючается в изменении системы связей человека с ок­ружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они отно­сятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического раз­вития [37, с. 43].

В отечественной психологии термин «возрастные кри­зисы» введен Л.С. Выготским и определен как целост­ное изменение личности человека, регулярно возника­ющее при смене стабильных периодов [7, с. 52].

По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обуслов­лен возникновением основных новообразований пред­шествующего стабильного периода, которые приво­дят к разрушению одной социальной ситуации раз­вития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длитель-


I


ность этих периодов, а также острота протекания зави­сят от индивидуальных особенностей, социальных и мик­росоциальных условий.

Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, ре­зультат неправильного воспитания. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может от­рицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиа­лектически настроенные авторы признают необходи­мость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кри­зисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве [7, с. 249]. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не бу­дет полноценно развиваться дальше.

Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знамену­ют собой завершение предыдущего этапа развития и на­чало последующего [3, с. 198]. Каждое системное ново­образование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являюще­еся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси­хологического развития ребенка в соответствующий пе­риод, не остается нейтральным по отношению к даль­нейшему развитию, а становится исходным для форми-


Возрастные кризисы


i лава 1. Сущность возрастного кризиса


 


 


рования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве перелом­ных этапов онтогенетического развития личности, ана­лиз которых позволит вскрыть психологическую сущ­ность этого процесса.

Если рассматривать возрастные кризисы с точки зре­ния перемен, наступающих в поведении ребенка, то все они характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными: часто вступают в кон­фликт с окружающими взрослыми, особенно родителя­ми и воспитателями; у них возникает отрицательное от­ношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходя­щее до упрямства и негативизма.

Все эти особенности детей, переживающих крити­ческий период, говорят об их фрустрированности. Фрустрация же, как известно, возникает в ответ на депривацию каких-то существенных для человека по­требностей. Поэтому можно сделать вывод, что на сты­ке двух возрастов такую реакцию дают дети, у кото­рых не удовлетворяются или даже активно подавля­ются те новые потребности, которые появляются в кон­це каждого этапа психического развития вместе с цен­тральным, т. е. личностным, новообразованием соот­ветствующего возраста. При этом Л.И. Божович под­черкивала, что следует различать фрустрацию потреб­ности, связанную с ее насильственным подавлением социальными требованиями (от кого, бы они не исходи­ли — от окружающих людей или от самого субъекта), и те случаи, когда потребность не удовлетворяется в результате отсутствия у субъекта соответствующих способов ее удовлетворения. Противоречие между субъектом и его возможностями не является конфлик-


том, оно выступает в качестве основной движущей силы психического развития [3, с. 199].

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертат­ный кризис; кризис семнадцати лет; кризис трид­цати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и опи­сан кризис семи лет (7-й год в жизни ребенка — пере­ходный между дошкольным и отроческим' периодом). Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в вос­питательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, на­строения и т. д. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограничен­ный коротким промежутком времени, личность ребен­ка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребе­нок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строп­тивость, упрямство, негативизм, капризность, своево­лие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровож­дают весь период.

Еще позже был изучен кризис тринадцати лет, кото­рый описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчер­пывающим весь смысл развития в этот период. Падение



Возрастные кризисы


Глава 1. Сущность возрастного кризиса



 


успеваемости, снижение работоспособности, дисгармо­ничность во внутреннем строении личности, свертыва­ние и отмирание прежде установившейся системы ин­тересов, негативный, протестующий характер поведе­ния позволяют характеризорать этот период как ста­дию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я» и мир разделены более, чем в иные периоды.

Сравнительно недавно было теоретически осознано то положение, что хорошо изученный с фактической стороны переход от младенческого возраста к раннему детству, совершающийся около одного года жизни, представляет собой в сущности тоже критический пе­риод со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития. Чтобы получить законченную цепь крити­ческих возрастов, Л.С. Выготский [7] предложил вклю­чить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского разви­тия, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожа­луй, самым ярким и несомненным кризисом в разви­тии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попа­дает в совершенно новую среду, которая меняет весь строй его жизни, характеризует начальный период вне-утробного развития. Кризис новорожденности отделя­ет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трех лет — переход от ран­него детства к дошкольному возрасту. Кризис семи лет является соединительным звеном между дошкольным


и школьным возрастом. Наконец, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, раскрывается закономерная картина: критические пе­риоды перемежают стабильные и являются перелом­ными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектичес­кий процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революцион­ным путем [7, с. 251-252].

К.Н. Поливанова дала следующее определение по­нятию «возрастной кризис»: это преобразование соци­альной ситуации развития, при котором старая соци­альная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержа­ние возрастного кризиса состоит в том, что происхо­дит субъективация новообразования предшествующе­го стабильного периода, т. е. превращение новообразо­вания стабильного периода в субъектную способность индивида [26, с. 179].

Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно пережива­ет человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофун-кциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых соци­альных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисные дисфункции (нарушение, разлад функций) могут иметь непродолжительный характер, иногда ос­таваясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведен-



Возрастные кризисы


Глава 1. Сущность возрастного кризиса



 


ческих реакциях, а могут быть достаточно затяжны­ми, длительными.

В период возрастных кризисов резко изменяется эмо­циональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженно­сти, снижения работоспособности, дезадаптированнос-ти и т. д. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний лич­ности: человек не может обеспечивать продуктивное вы­полнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий.

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологи-ческих детерминант: темперамента, характера, осо­бенностей эмоционально-мотивационной сферы и др. На­чало кризисного периода знаменуется конфликтом меж­ду желаемым и доступным, т. е. рассогласованием реф­лексивных моделей (представления человека о собствен­ной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация пре­жней ведущей деятельности в новых возрастных усло­виях затруднена, невозможна, возрастная детерминан­та исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздра­жители неадекватно интенсивными реакциями, что при­водит к существенным изменениям в поведении, появ­лении трудновоспитуемости.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...