Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый пояс симптомов или «семизведие» кризиса трех лет




 

Симптом кризиса Характеристика симптома
Негативизм Проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реак­ция не на содержание действия, а на само пред­ложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака то, что ребе­нок не делает потому, что его об этом попросили
Упрямство Реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрям­ства является то, что ребенок связан своим пер­воначальным решением
Строптивость Безличная поведенческая реакция, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; выражается в своеобразном детском недовольстве; направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании
Своеволие Тенденция ребенка к самостоятельности, ребенок хочет все делать сам независимо от своих воз­можностей, умений и навыков
Протест-бунт Наличие в поведении ребенка отдельных прояв­лений протестующего характера. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окру­жающими, в постоянном конфликте с ними.
Обесценивание Резкое изменение отношения ребенка к игруш­кам, к близким взрослым, обесценивание их лич­ности
Деспотизм Стремление к деспотическому подавлению ок­ружающих, требование постоянного внимания к себе, ревность или агрессивность к младшему ребенку и др.


Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 57


 


на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрям­ством. Например, он любит кататься на санках и поэто­му будет стремиться целый день находиться на дворе. И второй момент. Если для негативизма характерна со­циальная тенденция, т. е. ребенок делает что-то наобо­рот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то при упрямстве характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аф­фекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собствен­ной личности, чем до наступления кризиса.

Третий симптомстроптивость. От негативиз­ма строптивость отличается тем, что она безлична. Не­гативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость — против норм воспитания, установлен­ных для ребенка, против образа жизни; она выражает­ся в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему пред­лагают и что делают. Здесь сказывается строптивая ус­тановка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к ин­тересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от уп­рямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением насто­ять на собственном желании.

От обычной недостаточной податливости ребенка строп­тивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее «да ну!» тенденциозно в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.


Четвертый симптом — своеволие, своенравие.

Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятель­ности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам.

Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Пер­вый — протест-бунт. Все в поведении ребенка начи­нает носить в виде отдельных проявлений протестую­щий характер, чего раньше не могло быть. Все поведе­ние ребенка приобретает черты протеста, как будто ре­бенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ребенок старается обесце­нить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не прино­сят. И наконец, указывают еще на двойственный симп­том, обнаруживающийся в различных семьях по-разно­му. В семье с единственным ребенком встречается стрем­ление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окру­жающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок сейчас старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В се­мье же с несколькими детьми этот симптом называется


 

Возрастные кризисы

симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тен­денция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям.

Таковы основные симптомы кризиса трех лет. Нетруд­но видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис прояв­ляется главным образом в таких чертах, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ре­бенка, требующего самостоятельности, переросше­го те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против воспи­тателя, что это отмечают все исследователи.

Эти симптомы характеризуют ребенка как трудно­воспитуемого. Ребенок, раньше не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому со­здается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Из «беби», которого носили на руках, он превратился в существо стропти­вое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотическое.

Нетрудно увидеть, что намечаются также и какие-то изменения в социальных отношениях ребенка с ближай­шими людьми. Все симптомы говорят об одном и том же: в отношениях ребенка с ближайшим семейным ок­ружением, с которым его связывают аффективные при­вязанности, вне которого его существование до того было бы немыслимым, что-то резко изменяется.

Ребенок в раннем детстве — это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффек­тивных отношений с окружающими, с которыми он свя-


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 59

зан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок мо­жет ругать мать, игрушки, предложенные в неподходя­щий момент, он может разломать их со злости, проис­ходит изменение аффективно-волевой сферы, что ука­зывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы находятся вокруг оси «Я» и ок­ружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяется отношение ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.

В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: раньше взрослые «водили его за руку», а теперь у него появилась тенден­ция «ходить самостоятельно».


внешние и внутренние конфликты, > невротические реакции, ночные страхи, неспокойный сон

резкие затруднения в речи, заикание, > крайнее обострение негативизма, упрямства, гипобулические припадки

Рис. 5. Второй пояс симптомов кризиса трех лет

Л.С. Выготский описал также второй пояс симпто­мов, т. е. последствия основных симптомов (рис. 5). Вто­рой пояс симптомов, в свою очередь, делится на две группы. Одна — это симптомы, которые вытекают как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребен-



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 61


 


ка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые силь­ные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невропа­тических детей именно в кризисе трех лет мы нередко видим проявления невротических реакций, например энурез, т. е. ночное недержание мочи. Ребенок, при­выкший к опрятности, при неблагополучном течении кризиса часто возвращается в этом отношении к ран­ней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затрудне­ния в речи, заикание, крайнее обострение негативиз­ма, упрямства, так называемые гипобулические при­падки, т. е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути дела не яв­ляются болезненными припадками в собственном смыс­ле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами), представляют собой крайне заострен­ные черты негативизма, упрямства, обесценивания, протеста [7, с. 368-373].

Автор приводит пример из собственных наблюдений над совершенно нормальным ребенком с очень трудным протеканием кризиса трех лет. «Ребенок на 4-м году жизни, сын трамвайного кондуктора. Деспотия прояв­лялась у ребенка чрезвычайно резко. Все, что он требо­вал, должно было полностью исполняться. Например, когда он по улице шел с матерью, он потребовал, чтобы она подняла лежащую на земле бумажку, хотя бумаж­ка была ему совсем не нужна. Ребенок был доставлен к нам с жалобой на приступы. Когда отказываются ис­полнить его желание, он бросается на пол. начинает дико


кричать, бить руками и ногами. Но это не патологичес­кие судороги, а форма поведения, которую некоторые авторы оценивают как возврат к реакции младенческо­го возраста, когда ребенок кричит и перебирает ручка­ми и ножками. У наблюдаемого нами ребенка это при­падки бессильной злобы, когда он не в состоянии иначе протестовать и устраивает скандал» [7, с. 373].

Так называемое семизвездие симптомов кризиса об­наруживает:'новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с дру­гими людьми. Если обобщить фактическую картину симптомов кризиса трех лет, то мы не сможем не согла­ситься с исследователями, которые утверждают, что кризис, в сущности говоря, протекает прежде всего как кризис социальных отношений ребенка. Существен­но перестраивается во время кризиса социальная пози­ция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис лич­ности — «Я», т. е. возникает ряд поступков, мотив ко­торых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференциро­ван от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личнос­ти ребенка и окружающих людей [7, с. 375].

К.Н. Поливанова на основе анализа данных о поведе­нии трехлетних детей выделяет следующие характе­ристики кризиса трех лет:

• в речи появляются символы, пока еще бессмыслен­
ные — «Я», «хочу — не хочу» (ряд конкретных при­
меров, видимо, может быть расширен);

• обнаружение собственного «Я» происходит в проти­
вопоставлении; ребенок сам строит ситуации, в кото-



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте


 


 


рых «Я» обнаруживается (независимо от поведения взрослого протестное поведение длится);

• в этом «длении» и обнаруживается собственное «Я»,
значение «хочу», т. е. бессмысленный символ превра­
щается в осмысленный, значащий; *

• амплификация смысла «Я» или «Я хочу» происходит
при варьировании и закреплении в субъекте выска­
зывания различных ситуаций действования [26, с. 125].
Можно заключить, что все вышеописанные симп­
томы отражают кардинальные изменения в отно­
шениях ребенка к себе и ко взрослым.
Происходит
психологическая эмансипация от взрослых. Появляет­
ся личное действие и сознание «Я сам», «Я хочу», «Я
могу», «Я делаю» (именно в этот период многие дети
начинают использовать в речи местоимение «я»), что
Д.Б. Эльконин [46] определил как новообразование кри­
зиса трех лет.

Л.И. Божович [3] считает основным новообразовани­ем кризиса трех лет появление «системы Я», в которой доминирует потребности в реализации и утверждении собственного «Я». Как следствие возникновения «сис­темы Я», появляются другие новообразования, самые значительные из которых — самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стрем­ления к концу третьего года жизни приводит к суще­ственному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмот­рению, с другой — соответствовать требованиям значи­мых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенден­ции в поведении, формируются новые отношения со взрослыми.

Е.О. Смирнова [38] указывает, что в период кризиса, трех лет возникает личностное новообразование, прояв-


ляющее себя в форме гордости за достижения. Оно

интегрирует сложившееся у детей на протяжении ран­него детства предметное отношение к действительнос­ти, взрослому как к образцу и отношение к себе, опос­редованное своим достижением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем.

Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию свое­го «Я», которое теперь может быть воплощено вов­не, а его мерой могут служить собственные конк­ретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утвержде­нием своего «Я», которое должно быть оценено не вооб­ще, а через его конкретное, материальное воплощение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки — взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одоб­рение и похвала взрослого рождают чувство гордос­ти и собственного достоинства. Признание окружа­ющих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения, от­того что что-то получилось или не получилось, эти чув­ства превращаются в переживания успеха или неуспе­ха. Он сам начинает смотреть на себя глазами друго­го — взрослого. Ведь успех (или неуспех) — это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это при­знание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 65


 


 


представляет, как его достижения будут оценены дру­гими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свиде­тельствует о том, что ребенок присвоил (интери-оризировал) отношение других людей к себе. Это «чу­жое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

Новое видение «Я» через призму своих достиже­ний кладет начало бурному развитию детского са­мосознания. «Я» ребенка, «опредмечиваясь» в резуль­тате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребенок уже спо­собен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оцен­ки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми. Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающи­ми, знаменует собой переход к дошкольному детству [38, с. 231-232]. Для изучения особенностей личности детей в этот период можно воспользоваться методиками Т.В. Гуськовой и М.Г. Елагиной: методика изучения от­ношения ребенка к себе в период кризиса трех лет, ме­тодика изучения проявления чувства гордости за соб­ственные достижения у детей в период кризиса трех лет (см. приложения 1, 2).

Выводы

Кризис новорожденности связан с резким изменени­ем условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий попадает в тяжелые (новое питание, дыхание).


Ребенок рождается слабым и совершенно беспомощным. Характерна незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижележащих физиологических механиз­мов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. Ребенок отделяется от матери физически, но биологически еще связан с ней. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни. Приспособиться к ним ребенку помогают безусловные рефлексы. Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорож-денности. С этого момента у него начинается индивиду­альная психическая жизнь (1,5-2,0 месяца).

Кризис одного года связан с увеличением возмож­ностей ребенка и появлением новых потребностей, всплеском самостоятельности, появлением аффектив­ных реакций. Аффективные вспышки появляются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Глав­ное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по зву­ковой форме. Слова становятся многозначными и си­туативными.

По мнению Д.Б. Эльконина, в кризисе трех лет про­исходит разрушение, пересмотр старой системы соци­альных отношений, кризис выделения своего «Я». Ре­бенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Кризис харак­теризуется появлением феномена «Я сам». Л.С. Выгот­ский описывает 7 характеристик кризиса трех лет. Не­гативизм — негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнять, а на требова­ние или просьбу взрослого. Главный мотив действия — сделать наоборот. Меняется мотивация поведения ре­бенка. В три года он впервые становится способен по-


 

Возрастные кризисы

ступать вопреки своему непосредственному желанию. ^Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, «данной» ре­бенку. Упрямство — это реакция ребенка, который на­стаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хо­чется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым, и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отноше­ний, против принятых в семье норм воспитания. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Во время кризиса гипер­трофированная тенденция к самостоятельности приво­дит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрос­лыми. У некоторых детей конфликты с родителями ста­новятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях гово­рят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как'источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание проявляется в том, что ребенок мо­жет начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую иг­рушку, предложенную не вовремя (обесцениваются ста­рые привязанности к вещам) и т. п. У ребенка изменя­ется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Кри-


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 67

зис трех лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может по­ступать вопреки своим желаниям.

Вопросы

1. В чем заключается сущность кризиса новорожденности?

2. Что является предпосылкой возникновения кризиса од-

ного года?

3. Как проявляется кризис одного года?

4. Что можно считать новообразованиями кризиса одно­
го года?

5. Какие выделяют симптомы в кризисе трех лет?

6. Что является новообразованиями кризиса трех лет?


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


ГЛАВА 3

СОДЕРЖАНИЕ КРИЗИСОВ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кризис семи лет

Л.Ф. Обухова [25, с. 255] в качестве основной симп­томатики кризиса семи лет отмечала следующее:

• потеря непосредственности: между желанием и дей­
ствием вклинивается переживание того, какое зна­
чение это действие будет иметь для самого ребенка;

• манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то
скрывает (уже душа закрыта);

• симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он
старается этого не показать. Возникают трудности
воспитания: ребенок начинает замыкаться и стано­
вится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение пере­живаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутрен­няя жизнь небезразлична для внешней, она на нее вли­яет. Возникновение внутренней жизни — чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осу­ществляться внутри этой внутренней жизни.

Кризис семи лет характеризуется прежде всего утратой детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности, как указывал Л.С. Выготский [7, с. 376], — недостаточная дифферен-цированность внутренней и внешней жизни. Пережи-


вания ребенка, его желания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, обычно представляют у дош­кольника еще недостаточно дифференцированное це­лое. В зрелом возрасте все это сильно дифференциро­ванно, поэтому поведение взрослого человека не про­изводит впечатления столь непосредственного и наи­вного, как поведение ребенка. Когда дошкольник всту­пает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наи­вность и непосредственность; в поведении, в отноше­ниях с окружающими он становится не таким понят­ным во всех проявлениях, каким был до этого. Все знают, что семилетний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Данный возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые на­блюдаются при кризисе трех лет.

Л.С. Выготский выделил две черты, с которыми час­то приходится сталкиваться почти у всех семилеток, осо­бенно имеющих трудное детство и в сгущенном виде переживающих кризис. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В по­ведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искус­ственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоуна­да; ребенок строит из себя шута. Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ре­бенок смотрит на самовар, на поверхности которого по­лучается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребе­нок входит изломанной походкой в комнату, говорит писклявым голосом — это не мотивировано, это броса-



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


 


'ется в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, игра­ет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызыва­ет осуждение, а не смех, это производит впечатление немотивированного поведения [7, с. 377].

Указанные черты говорят о потере непосредствен­ности и наивности, которые были присущи дошколь­нику. Внешним отличительным признаком семилетне­го ребенка является утрата детской непосредственнос­ти, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натя­нутое поведение.

Самой существенной чертой кризиса семи лет Л.С. Вы­готский называет начало дифференциации внутрен­ней и внешней стороны личности ребенка. Наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне та­кой же, как и внутри. Одно спокойно переходит в дру­гое, одно непосредственно рассматривается нами как об­наружение второго. Утеря непосредственности озна­чает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между пережива­нием и непосредственным поступком, что являет­ся прямой противоположностью наивному и непос­редственному действию, свойственному ребенку. Это •не значит, что кризис семи лет приводит от непосред­ственного, наивного, недифференцированного пережи­вания к крайнему полюсу, но, действительно, в каждом переживании, в каждое его проявлении возникает не­который интеллектуальный момент.

В семилетнем возрасте появляется такая структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, а что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я доб­рый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ори-


ентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок трех лет открывает свои отношения с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих пере­живаний. Благодаря этому выступают некоторые осо­бенности, характеризующие кризис семи лет:

1. Переживания приобретают смысл (сердящий­
ся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому
у ребенка возникают такие новые
отношения к себе,
которые были невозможны до обобщения пережива­
ний.
Как на шахматной доске, когда с каждым ходом
возникают совершенно новые связи между фигурками,
так и здесь возникают совсем новые связи между пере­
живаниями, когда они приобретают известный смысл.
Следовательно, система переживаний ребенка к 7 годам
перестраивается.

2. К кризису семи лет впервые возникает обоб­
щение переживаний, или аффективное обобщение,
логика чувств.
Есть глубоко отсталые дети, которые
на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети
играют, ребенок с личностными проблемами пытается
присоединиться к ним, но ему отказывают; он идет по
улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каж­
дом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у
него есть реакция на собственную недостаточность, а
через минуту смотришь — он совершенно доволен со­
бой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей
малоценности нет, он не обобщает того, что случалось
уже много раз. У ребенка школьного возраста возни­
кает обобщение чувств, т. е., если с ним много раз слу­
чалась какая-то ситуация, у него возникает аффектив­
ное образование, характер которого так же относится
к единичному переживанию или аффекту, как поня­
тие относится к единичному восприятию или воспоми-



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


нанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших зап­росов к самим себе, к нашему успеху, к нашему поло­жению возникает именно в связи с кризисом семи лет. Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолю­бия как обобщенного отношения к самому себе, кото­рое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возни­кает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным об­разом меняются, они принципиально отличны от труд­ностей дошкольного возраста.

Такие новообразования, как самолюбие, самооцен­ка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, крив-ляние) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутренне­го и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба пережи­ваний. Ребенок, который не знает, какие взять конфе­ты— побольше или послаще, не находится в состоя­нии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внут­ренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна толь­ко теперь [7, с. 378-380].

Характеризуя кризис семи лет, Л.И. Божович ука­зывала, что здесь впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объектив­ным общественным положением и его внутренней позицией; и если переход к новому положению своевре­менно «е-наступает, то у детей возникает та неудовлет­воренность, которая и определяет поведение ребенка в


соответствующий критический период. Кризис 7 лет в основе своей также имеет депривацию потребности, ко­торая порождается возникающим в этот период психи­ческим новообразованием [3, с. 217].

К.Н. Поливанова [26] отмечала, что к концу дош­кольного возраста у ребенка возникает способность дей­ствовать произвольно относительно условий действова-ния в плане поведения (произвольность поведения) и в плане решения интеллектуальных задач (произвольность умственной деятельности, позиционность действия). Тра­диционно указанные характеристики полагаются необ­ходимыми условиями школьной зрелости (готовности к школе). Благодаря экспериментальным данным, накоп­ленным в отечественной психологии, можно утверждать, что формирование этих способностей связано с возник­новением сложного ряда расчленений в сознании ребен­ка. Возникает представление о новом, постороннем взрослом, умение действовать свободно относитель­но условий предъявления задания (позиционное дей­ствие), способность произвольно удерживать зада­ние (произвольное моторное действие), вычленять в целостной привлекательной школьной действи­тельности существенные ее характеристики (ста­новление позиции школьника), различение «Я-реаль-ного» и «Я-идеального» и т. д.

Но все эти способности возникают не одномоментно, проходят в своем становлении ряд этапов. В целом же становление произвольности и утрата непосредственнос­ти воплощаются в разнонаправленные процессы диффе­ренциации практически всех сторон психической жизни ребенка. Обобщение переживаний и возникновение внут­ренней психической жизни являются показателями за­вершения критического возраста [26, с. 74-75].



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


На основе анализа поведенческого репертуара детей седьмого года жизни в домашней ситуации К.Н. Поли­ванова выделяет следующие особенности их отноше­ния к близким взрослым (рис. 6).

Автор подчеркивает, что отношение к близким взрос­лым претерпевает серьезные изменения. У ребенка воз­никает дифференциация ситуаций действования на внешне (взрослым) заданные и самостоятельно органи­зованные [26, с. 137].


Рис. 6. Отношения детей к близким взрослым при кризисе семи лет

Дифференциация ситуаций взаимодействия и разли­чие типов поведения в них свидетельствуют о дифферен­циации отношения к взрослому: возникает отвержение закрытого правила (правила с неясно установленными основаниями), заданного взрослым, и принятие ситуа­ции самостоятельного действования, т. е. опробование новых ситуаций и установление новых открытых правил (правил, регламентированных целостной ситуацией).


Неправомерно утверждать, что отношение к первым ситуациям (привычного действования) носит характер негативного проявления предшкольного кризиса, а от­ношение ко вторым — позитивного.

К.Н. Поливанова делает вывод о принципиальных характеристиках детского действия в критический пе­риод: конструктивная и деструктивная составля­ющие детского поведения представлены единым дей­ствием; результативное действие превращается в пробующее.

Таким образом, домашний негативизм может быть понят как особая форма построения нового поведения. Тогда необходимо дополнительно доказать, что дети с выраженным негативным поведением оказываются луч­ше готовы к школе, чем их сверстники со «стертыми» симптомами кризиса. Для доказательства этого предпо­ложения К.Н. Поливанова сопоставила характеристики готовности к школе с характеристиками домашнего по­ведения. Соотнесение результатов, полученных при изу­чении отношения к заданиям взрослого в ситуации де­лового взаимодействия, и результатов изучения домаш­него поведения детей 6-7 лет позволило автору сделать следующие выводы:

• выраженное негативное отношение к правилу, содер­
жащемуся в указаниях близких взрослых, а также
появляющаяся самостоятельность положительно кор­
релируют с нормальным ходом формирования ори­
ентации на правило, содержащееся в задании офи­
циального взрослого;

• «стертость» симптомов негативного поведения и от­
сутствие стремления к получению результатов соб­
ственных продуктивных видов деятельности в дело­
вых ситуациях проявляются в замедлении формиро-



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


вания ориентации на правило или замене подобной ориентации ожиданием точных инструкций;» дополнительные исследования школьной готовности, проведенные на том же контингенте испытуемых, об­наружили, что формирование готовности к школе свя­зано с дифференциацией ситуаций взаимодействия со взрослым на ситуации делового и личного обще­ния. Таким образом, ориентация ребенка на целост­ную ситуацию делового общения (возникновение пре-дучебного типа, отношения к заданиям), а также воз­никновение ориентации на содержательные аспекты предъявленного задания характеризуют более высо­кий уровень готовности к школе [26, с. 140]. В целом, как и любому другому, кризису семи лет при­суще так называемое семизвездие [28, с. 56] (табл. 6).

Вся совокупность изменений приводит к явлению, называемому кризисом личности, когда ребенок совер­шает ряд поступков, мотив которых связан с проявле­нием его личности, а не с мгновенным желанием, т. е. мотив дифференцирован от ситуации. В приложениях 3, 4 представлены методики изучения особенностей лич­ности и поведенческих реакций у детей в период кризи­са семи лет: методика изучения аффективного поведе­ния у детей Е.Б. Кравцовой и методика изучения новой внутренней позиции Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.

Подростковый кризис

Кризис подросткового возраста существенно отлича­ется от кризисов младших возрастов, описанных ранее. Этот кризис самый острый и самый длительный по срав­нению со всеми возрастными кризисами, знаменующи­ми собой переломные этапы в онтогенетическом форми-


ровании личности ребенка. По существу, весь подрост­ковый возраст— это затяжной переходный период от детства к зрелости.

Выделяют как внешние, так и внутренние (биологи­ческие и психологические) предп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...