Изменения в поведении ребенка в период кризиса одного года
Возрастные кризисы Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 49
во на самостоятельность проявляются и в повышенной обидчивости ребенка, я в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний [38, с. 141]. К.Н. Поливанова рассмотрела действия взрослых в ситуации развертывания «негативного» поведения ребенка. Автор отмечает, что до кризиса взрослый остается источником (и условием) удовлетворения всех желаний ребенка. В кризисе же он впервые становится «между» ребенком и предметом его желаний, взрослый противостоит удовлетворению желдния ребенка. Это противостояние и есть момент эмансипации ребенка от взрослого, их противостояние становится и условием обнаружения взрослого, так же как неисполнение желания есть условие его обнаружения. Эта ситуация заставляет взрослого изменить воспитательные воздействия. С одной стороны, родители вынуждены теперь все время предвосхищать возможные стремления ребенка, стараясь максимально расширить его поле безопасного действования; с другой — они вынуждены всячески разнообразить репертуар своих взаимодействий с ребенком, вводя в него первые совместные действия. Иными словами, родители должны признать своеобразное «чувство взрослости», возникающее у ребенка, и снять некоторые запреты, потерявшие уже свою актуальность, но также предложить ребенку некоторые новые формы сотрудничества [26, с. 119].
Прежде всего, родители пытаются обогатить предметную среду ребенка: в доме появляются новые игрушки, простейшие книжки с картинками и т. д. При этом само предъявление нового предмета занимает ребенка лишь на несколько минут, поэтому с необходимостью возникает простейшее «занятие» с ребенком- Ему показыва- ют, например, что куклу можно положить в коляску, что ее можно покачать и т. д. Кроме этого, родители вынуждены теперь постоянно и подконтрольно включать ребенка в собственные бытовые действия. Так, мать, готовя обед, дает ребенку то ложку, то еще что-то, просит ребенка отнести ложку в комнату, дать кусочек морковки кукле и т. п. Таким образом, мать отвлекает ребенка от нежелательного стремления к чему-то небезопасному и неподконтрольному в данный момент. Все это меняет ситуацию взаимодействия, создавая условия для формирования предметно-манипулятивной деятельности. Родители не просто не уступают ребенку в его стремлении достичь чего-то объективно нежелательного (опасного), но меняют собственные действия во взаимодействии с ребенком, развивают себя, начинают иначе относиться к возросшей самостоятельности своего ребенка. Фактически речь идет о новом отношении к ребенку, не просто личностном, но отношении к его действию, и, следовательно, об организации действия.
Вместе с тем далеко не все требования ребенка удовлетворяются. В нашем примере у ребенка остались недоступными опасные, с точки зрения взрослых, пространства и предметы. Ребенок стремится максимально увеличить пространство своего физического пребывания, взрослый же — изменить содержание пребывания ребенка в относительно небольшом подконтрольном пространстве, предлагая новое действие. Таким образом, в своем развитии в период около одного года ребенок проходит несколько этапов (табл. 4). Можно заключить, что содержание развития в кризисе описывается посредством термина субъектива-ция — обнаружение самим субъектом собственного желания или действия (в другие критические перио- Возрастные кризисы Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 51
Таблица 4 Этапы кризиса одного года
ды). Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды. Это расчленение обеспечивает стремление, которое, в свою очередь, приводит к субъективации желания — к появлению желания для самого ребенка; к разрушению «пра-мы», становлению новой формы «Я» («Я-же-лающий») как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем (к трем годам) возникнет «Я-действующий» [26, с. 120]. Новообразованиями кризиса одного года являются — овладение ходьбой, автономная речь и гипобулические аффективно-волевые реакции. Кризис трех лет Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным возрастом — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его
самостоятельности и активности требуют от близких взрослых перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками). Л.С. Выготский [7] выделил симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, — первый пояс симптомов, или семизведие, кризиса трех лет (табл. 5). Первый симптом, который характеризует наступление кризиса, — возникновение негативизма. Его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка. Негативизмом Л.С. Выготский называет такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака то, что ребенок не делает что-либо потому, что его об этом попросили. Ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то, что мать его об этом просит. А если бы попросила о другом, Возрастные кризисы Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 53
он сделал бы то, что ему было приятно. При реакции негативизма ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.
Автор приводит типичный пример поведения из своих наблюдений: «Девочка на 4-м году жизни, с затянувшимся кризисом трех лет и ярко выраженным негативизмом, хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Девочка даже собирается туда идти. Я приглашаю девочку. Но так как я зову ее, она ни за что не идет. Она упирается изо всех сил. «Ну, тогда иди к себе». Она не идет. «Ну, иди сюда» — она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли» [7, с. 369]. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Девочке хотелось бы пойти, но потому, что ей предложили это сделать, она никогда не согласится. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. У ряда авторов красиво описаны подобные эксперименты. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», — и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно — белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реак- ция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент — новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследователей, полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями. Если отказ ребенка, мотивировка отказа находится в рамках конкретной ситуации, если он не делает потому, что ему не хочется этого делать или хочется делать что-либо другое, то это еще не будет негативизмом. Негативизм — такая реакция, такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации. Л.И. Божович приводит примеры проявлений упрямства и негативизма: «Нам пришлось наблюдать ребенка (около четырех лет), который так читал стихотворение: «И не по синим, и не волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах». И другого ребенка того же возраста, который захотел рисовать, но когда взрослые стали одобрять его намерение, расплакался и стал требовать: «Скажите, чтобы я не рисовал» — и только после исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок» [3, с. 211].
Из этих примеров видно, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект — непосредственное эмоционально- Возрастные кризисы Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 55
напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне конкретной ситуации. Конечно, негативизм — кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии. Второй симптом кризиса трех лет — упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством. Два момента отличают упрямство об обычной настойчивости. Первый момент общий с негативизмом — имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает Таблица 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|