Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения в поведении ребенка в период кризиса одного года




 

№ п/п Поведенческие из­менения Сущность изменений
  «Трудновоспитуе-мость» ребенка Упрямство, настырность, непослуша­ние, требование повышенного внима­ния и пр.
  Резкое увеличение положительных и отрицательных ново-приобретений Попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режим­ных процедур, овладение большим числом новых умений в игре и в дейст­виях по самообслуживанию
  Повышенная чувст­вительность к пори­цаниям и замечаниям взрослых Обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы
  Необычное и проти­воречивое поведение в затруднительных ситуациях Связано с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее), повышенная капризность ребенка


Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 49


 


 


во на самостоятельность проявляются и в повышенной обидчивости ребенка, я в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний [38, с. 141].

К.Н. Поливанова рассмотрела действия взрослых в ситуации развертывания «негативного» поведения ре­бенка. Автор отмечает, что до кризиса взрослый остает­ся источником (и условием) удовлетворения всех жела­ний ребенка. В кризисе же он впервые становится «меж­ду» ребенком и предметом его желаний, взрослый про­тивостоит удовлетворению желдния ребенка. Это про­тивостояние и есть момент эмансипации ребенка от взрослого, их противостояние становится и ус­ловием обнаружения взрослого, так же как неиспол­нение желания есть условие его обнаружения. Эта ситуация заставляет взрослого изменить воспитатель­ные воздействия. С одной стороны, родители вынужде­ны теперь все время предвосхищать возможные стрем­ления ребенка, стараясь максимально расширить его поле безопасного действования; с другой — они вынуж­дены всячески разнообразить репертуар своих взаимо­действий с ребенком, вводя в него первые совместные действия. Иными словами, родители должны признать своеобразное «чувство взрослости», возникающее у ре­бенка, и снять некоторые запреты, потерявшие уже свою актуальность, но также предложить ребенку некоторые новые формы сотрудничества [26, с. 119].

Прежде всего, родители пытаются обогатить предмет­ную среду ребенка: в доме появляются новые игрушки, простейшие книжки с картинками и т. д. При этом само предъявление нового предмета занимает ребенка лишь на несколько минут, поэтому с необходимостью возни­кает простейшее «занятие» с ребенком- Ему показыва-


ют, например, что куклу можно положить в коляску, что ее можно покачать и т. д. Кроме этого, родители вынуждены теперь постоянно и подконтрольно вклю­чать ребенка в собственные бытовые действия. Так, мать, готовя обед, дает ребенку то ложку, то еще что-то, про­сит ребенка отнести ложку в комнату, дать кусочек морковки кукле и т. п. Таким образом, мать отвлекает ребенка от нежелательного стремления к чему-то небе­зопасному и неподконтрольному в данный момент. Все это меняет ситуацию взаимодействия, создавая условия для формирования предметно-манипулятивной деятель­ности. Родители не просто не уступают ребенку в его стремлении достичь чего-то объективно нежелательно­го (опасного), но меняют собственные действия во взаи­модействии с ребенком, развивают себя, начинают ина­че относиться к возросшей самостоятельности своего ре­бенка. Фактически речь идет о новом отношении к ре­бенку, не просто личностном, но отношении к его дей­ствию, и, следовательно, об организации действия.

Вместе с тем далеко не все требования ребенка удов­летворяются. В нашем примере у ребенка остались не­доступными опасные, с точки зрения взрослых, про­странства и предметы. Ребенок стремится максимально увеличить пространство своего физического пребывания, взрослый же — изменить содержание пребывания ре­бенка в относительно небольшом подконтрольном про­странстве, предлагая новое действие.

Таким образом, в своем развитии в период около од­ного года ребенок проходит несколько этапов (табл. 4).

Можно заключить, что содержание развития в кри­зисе описывается посредством термина субъектива-цияобнаружение самим субъектом собственного желания или действия (в другие критические перио-



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 51


 


 


Таблица 4

Этапы кризиса одного года

 

Этапы Содержание этапов
  У ребенка появляются устойчиво привлекательные пред­меты и ситуации
  Новый способ передвижения на короткое время попадает в центр внимания ребенка, становится особым опосре­дующим предметом потребности
  Запрет (или отсрочка) удовлетворения желания приводит к гипобулической реакции (в поведении) и к появлению стремления (как характеристики психической жизни)
  Слово взрослого означивает удерживаемый аффект

ды). Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной сре­ды. Это расчленение обеспечивает стремление, которое, в свою очередь, приводит к субъективации желания — к появлению желания для самого ребенка; к разруше­нию «пра-мы», становлению новой формы «Я» («Я-же-лающий») как основы для развития предметной мани­пуляции, в результате которой в дальнейшем (к трем годам) возникнет «Я-действующий» [26, с. 120].

Новообразованиями кризиса одного года являются — овладение ходьбой, автономная речь и гипобулические аффективно-волевые реакции.

Кризис трех лет

Кризис трех лет — граница между ранним и дош­кольным возрастом — один из наиболее трудных мо­ментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выде­ления своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пы­тается установить с ними новые, более глубокие отно­шения. Изменение позиции ребенка, возрастание его


самостоятельности и активности требуют от близких взрослых перестройки. Если же новые отношения с ре­бенком не складываются, его инициатива не поощряет­ся, самостоятельность постоянно ограничивается, у ре­бенка возникают собственно кризисные явления, про­являющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).

Л.С. Выготский [7] выделил симптомы кризиса, ко­торые выдвигаются на первый план, — первый пояс сим­птомов, или семизведие, кризиса трех лет (табл. 5).

Первый симптом, который характеризует на­ступление кризиса, — возникновение негативизма. Его надо отличать от обычного непослушания. При не­гативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сде­лать что-нибудь, потому что это неприятно ему (напри­мер, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это не бу­дет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивиру­ется сильным желанием ребенка. Негативизмом Л.С. Вы­готский называет такие проявления в поведении ребен­ка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только пото­му, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это ре­акция не на содержание действия, а на само предложе­ние взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака то, что ребенок не делает что-либо потому, что его об этом попросили. Ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зо­вут спать, но он не подчиняется, несмотря на то, что мать его об этом просит. А если бы попросила о другом,



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 53


 


 


он сделал бы то, что ему было приятно. При реакции негативизма ребенок не делает чего-нибудь именно по­тому, что его об этом просят. Тут происходит своеобраз­ный сдвиг мотивировок.

Автор приводит типичный пример поведения из сво­их наблюдений: «Девочка на 4-м году жизни, с затя­нувшимся кризисом трех лет и ярко выраженным нега­тивизмом, хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Девочка даже собирается туда идти. Я приглашаю девочку. Но так как я зову ее, она ни за что не идет. Она упирается изо всех сил. «Ну, тогда иди к себе». Она не идет. «Ну, иди сюда» — она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начина­ет плакать. Ей обидно, что ее не взяли» [7, с. 369]. Та­ким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Девочке хоте­лось бы пойти, но потому, что ей предложили это сде­лать, она никогда не согласится.

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на вся­кое предложение, сделанное авторитетным тоном. У ряда авторов красиво описаны подобные эксперимен­ты. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», — и полу­чает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно — белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по срав­нению с тем, что ему говорят, есть негативизм в соб­ственном смысле слова.

Негативная реакция отличается от обычного непослу­шания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реак-


ция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сде­лать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к че­ловеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент — новое отношение ребен­ка к собственному аффекту. Ребенок не действует непос­редственно под влиянием аффекта, а поступает напере­кор своей тенденции. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследователей, полное един­ство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, свя­занного с другими ситуациями. Если отказ ребенка, мо­тивировка отказа находится в рамках конкретной ситуа­ции, если он не делает потому, что ему не хочется этого делать или хочется делать что-либо другое, то это еще не будет негативизмом. Негативизм — такая реакция, та­кая тенденция, где мотив находится вне данной ситуа­ции. Л.И. Божович приводит примеры проявлений уп­рямства и негативизма: «Нам пришлось наблюдать ре­бенка (около четырех лет), который так читал стихотво­рение: «И не по синим, и не волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах». И другого ребенка того же возраста, который захотел рисовать, но когда взрослые стали одобрять его намерение, расплакался и стал требовать: «Скажите, чтобы я не рисовал» — и только после исполнения этого желания он с удовольствием при­нялся за рисунок» [3, с. 211].

Из этих примеров видно, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект — непосредственное эмоционально-



Возрастные кризисы



Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 55


 


напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Пове­дение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне конкретной ситуации. Конечно, негативизм — кризисное явление, которое дол­жно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в 3 года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а исходя из дру­гих, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Второй симптом кризиса трех лет — упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного уп­рямства, то упрямство надо уметь отличать от настой­чивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настой­чиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не уп­рямство, это встречается и до кризиса трех лет. Напри­мер, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу по­лучить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но пото­му, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом уп­рямства является то, что ребенок связан своим перво­начальным решением. Только это и будет упрямством.

Два момента отличают упрямство об обычной настой­чивости. Первый момент общий с негативизмом — име­ет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает


Таблица 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...