Кризисных периодов развития в дошкольном возрасте
Кризис новорожденности Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Рождение — это всегда резкий переход к новому. Психоаналитики называют рождение травмой и считают, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы. Вот как описывает момент рождения Е.В. Субботе-кии [40, с. 37]: «"Тюрьма", доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стре'мясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила давит так, что смерть кажется неминуемой... Страдание и боль достигают вершины. И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше "тюрьмы", нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, головы, ничто не поддерживает его... Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, — разве все это не говорит, не кричит нам: "Не трогай меня, не трогай меня!" — и в то же время: "Не бросай меня, не бросай меня!"... Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, не за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холо- Возрастные кризисы Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 35
дильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? "Такое и в страшном сне не приснится", — скажете вы. И тем не менее не то же ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?» Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери и попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняются не только условия жизни, но и само физиологическое существование малыша. До рождения ребенок и мать слиты в одно. Его температура равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самое первое из них — первый вдох.
Во внутриутробный период функции легких выполняет плацента — особая ткань, с которой тело эмбриона (фоэтуса) соединено пуповиной. Кровь обогащается кислородом в плаценте, но не входит в контакт с воздухом: это делают легкие матери. Мать дышит за ребенка. В момент рождения ребенку грозит большая опасность — гипоксия (недостаток кислорода). Нервная система и мозг младенца очень чувствительны к ней. Малейший недостаток кислорода — и жизнь под угрозой. Но природа предусмотрела специальное устройство, чтобы избежать гипоксии. Малыш, рождаясь, получает кислород сразу по двум каналам — через пуповину и легкие. После рождения пуповина продолжает «работать» в течение 4-5 минут. Перерезать пуповину в первую же минуту после рождения опасно для жизни младенца. В первые минуты кровеносная система младенца готовится к тому, чтобы направить кровь по новому маршруту. Снабженный кислородом через пуповину, он начинает дышать. Конечно, первый вздох — это всегда «ожог». Но после первого крика дыхание обычно устанавливается, становится чаще, свободнее, глубже. Постепенно пуповина перестает пульсировать, она отслужила свое, теперь ее можно отрезать. С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие и внимание матери с первых минут жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, бивг ние ее сердца — все это связывает его с прежней жизнью и делает его приход в этот мир не таким резким, болезненным и травмирующим. Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры. Между тем в отечественных роддомах новорожденного обычно отделяют от матери. Это объясняется чисто физиологическими причинами: матери нужен отдых после родов, молоко еще «не пришло», ребенок еще слаб и сам сосать не может, его лучше искусственно подкармливать, защищать от инфекций и лишних впечатлений. Но помимо этих физиологических причин есть еще органическая и психологическая связь матери и младенца, которую нельзя прерывать в этот самый критический период их совместной жизни. В последнее время многие родильные дома в нашей стране и за рубежом не разлучают младенца с матерью, и с первых мгновений своей жизни малыша встречают мягкие, нежные руки, знакомый голос, тепло родного тела. Здесь, на животе и на руках матери,
Возрастные кризисы Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте
все «пригнано» к ребенку, все «ждет» его, именно здесь его место в этом мире [38, с. 93-94]. Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития новорожденного. Приспособиться к новым, чуждым для него условиям ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы: это, прежде всего, система пищевых рефлексов, а также защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни (рис. 2). После первого вздоха аппарат дыхания ребенка начинает работать автоматически. Несколько хуже обстоит дело с механизмом приспособления к холоду. Един-
ственный механизм, который работает, — принятие «внутриутробной» позы, если ребенка распеленать, т. е. не что иное, как уменьшение площади теплоотдачи. Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижележащих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. В данный период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослыми. Многие психофизиологические исследования посвящены срокам появления у новорожденного ребенка первых условных рефлексов. Вместе с тем остается спорным вопрос о том, когда кончается период новорожденности [46, с. 45]. Существуют три точки зрения (рис. 3). Мозг ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмо-
Рис. 2. Становление индивидной организации в период новорожденности Рис. 3. Позиции относительно границ новорожденности Возрастные кризисы циями, что дало возможность Л. С. Выготскому [7] говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе, зрительное — на 3-5-й неделе. Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер [20, с. 173-174]. Первичными формами взаимодействия со взрослыми служат специфические выразительные движения ребенка, которые для взрослых являются сигналами, приглашающими их совершить какие-то действия по отношению к ребенку, и таким первым выразительным движением считается появление у ребенка улыбки при виде человеческого лица. Одни психологи полагают, что это импринтинт, другие видят здесь некоторую «социальную потребность». Д.Б. Эльконин [46] утверждает, что это неверные предположения. Единство со взрослым представляет для ребенка ситуацию максимального комфорта. Сигнал о некомфортности вызывает соответствующие действия у взрослого. Причем сигналы могут подаваться как в связи с отсутствием комфорта, так и его наличием. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние «блаженства» — он улыбается.
Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,5-2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 39 всего развитие средств его общения со взрослыми. То, что в критический период вызывает появление соответствующего новообразования, и представляет собой генеральную линию последующего развития в стабильном периоде. Появляется комплекс оживления. Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении, он откликается эмоционально. Комплекс оживления включает четыре основных компонента: • замирание и зрительное сосредоточение — долгий, • улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; • двигательное оживление — движения головы, вски • вокализации — вскрики (громкие отрывистые звуки), Дети, отстающие в развитии, прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. Комплекс оживления, как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего его психического развития. Он является первым актом общения ребенка со взрослым и свидетельствует о переходе в новый стабильный период — период младенчества [46, с. 44-45]. Кризис одного года- Суть любого кризиса в детском развитии, по Л.С. Выготскому [7], состоит в следующем: новообразования возраста, которые складываются к концу возрастного периода, вступают в противоречие со старой
Возрастные кризисы Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 41
социальной ситуацией развития. Так, возросшая, благодаря ходьбе и первому слову, самостоятельность ребенка делает рамки единства матери и ребенка слишком узкими. О ребенке этого возраста нельзя сказать, ходящий он или неходящий. Речь может идти в данном случае, по мнению Л.С. Выготского, о самом становлении ходьбы. Это и есть первый момент в содержании данного кризиса. Второй момент, описывающий суть кризиса первого года жизни, относится к речи. И здесь мы не можем сказать, является ли ребенок говорящим или нет. Однако именно здесь можно говорить о наличии латентного периода в становлении речи, который длится, по Л.С. Выготскому, примерно три месяца. В качестве третьего момента, характеризующего кризис первого года жизни, Л.С. Выготский называет особенности проявления аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим (рис. 4).
При неправильном воспитании такие реакции ребенка могут проявляться с особой интенсивностью. Обычно у ребенка, которому в чем-нибудь отказано или ко- торого не поняли, наблюдается резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложится на пол, начинает кричать, отказывается ходить, бьет ногами об пол. Это реакция, направленная против запретов, отказов и т. д. и выражающаяся в том, что ребенок как-бы возвращается к более раннему периоду, но использует он это, конечно, совершенно иначе [7, с. 319]. Компоненты кризиса одного года содержательно раскрыты в работах К.Н. Поливановой [26]. Автор указывает, что в кризисе одного года социальная ситуация развития трансформируется: еще вчера безразличное (отсутствовавшее как элемент среды) становится привлекательным или отвергаемым (а значит, возникает как элемент среды). Возникает поле притяжений и отталкиваний — пространство отношения. На этом этапе среда, до этого являвшаяся как бы продолжением желаний (все, что хотелось — достигалось), делится на достижимое и недостижимое, поляризуется. Примерно до одного года мир ребенка постепенно увеличивается, расширяется, происходит эволюционное накопление возможностей ребенка. В это время все или почти все побуждения ребенка, его требования удовлетворяются. Более того, среда обогащается взрослыми как бы загодя, предметы, которые станут актуальными лишь через несколько недель, уже предоставляются в распоряжение ребенка. Но с развитием активного ползания (нового способа передвижения, а значит, способа достижения желаемого) возникают первые запреты. Это и есть тот кардинальный момент, который провоцирует сдвиг в развитии ребенка. С возникновением первого запрета, ограничения, у ребенка впервые возникает его собственное стремление как таковое. Пока любое требование удовлетво- Возрастные кризисы Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 43
ряется, само это требование для ребенка существует лишь как часть желаемого (или не существующее вовсе, что в данном случае — одно и то же). С появлением первого запрета ребенок начинает осознавать собственное побуждение, стремление. Невыполнение требования порождает «длит» стремление, последнее «зависает», ребенок эмоционально проживает его, тем самым узнавая. Фактически речь идет о моменте, который К.Н. Поливанова называет «объективация — субъектива-ция», — это целостное преобразование социальной ситуации развития. Расширение объективных возможностей ребенка провоцирует запрет со стороны взрослого; запрет делит окружающее ребенка пространство на доступное и недоступное. Желание ребенка не удовлетворяется, длится, возникает «стремление» как состояние желания, «дление» стремления приводит к его обнаружению; происходит субъективация стремления. Пока стремление и среда коллинеарны (однонаправлены), в сущности, нет ни того, ни другого; как только они оказываются не совпадающими, то взаимно обнаруживаются, т. е. возникают. [26, с. 114] В запрете впервые сам ребенок начинает «чувствовать» собственный аффект постольку, поскольку он остается аффектом и не разрешается в изменении ситуации — в получении желаемого. Когда ситуация (среда) начинает противостоять желанию, желание обнаруживается. Аффект (потребность) из компонента ситуации общения превращается в нечто самостоятельное, существующее само по себе, выделяющееся из целостной ситуации. К.Н. Поливанова приводит данные наблюдения за поведением ребенка, сделанные в середине 12-го месяца. К этому времени девочка использовала все возможнос- ти для вертикального передвижения (но самостоятельной ходьбы еще не было). Только участки, на которых совсем не было какой-то опоры, пересекались ползком. Ходьбу она явно предпочитала, однако самостоятельных шагов еще не делала. В это время ребенку дали весьма привлекательный яркий предмет. Девочка поиграла с ним, потом отвлеклась, и лишь спустя несколько часов этот привлекательный предмет вновь оказался в поле ее зрения. Она ловко прошла расстояние между собой и предметом вдоль мебели, но комната была велика, и между последней опорой и предметом оставалось еще 1,5-2 метра. Девочка остановилась, держась за опору. Далее она могла проползти оставшиеся несколько метров или пройти их с помощью взрослого. Девочка предпочла последнее: она протянула свободную руку к находившемуся рядом взрослому, призывая его помочь. Взрослый не откликнулся. Тогда ребенок начал требовать помощи, все более настойчиво. Эта сцена закончилась плачем [26, с. 115]. Автор поясняет, что в данном наблюдении речь идет о периоде, когда новый способ передвижения еще находится как бы в латентной стадии. Этот эпизод следует рассматривать как характерный для предкритической фазы переходного периода. Ребенок уже обнаружил для себя новую возможность,.новую культурную форму действия (в данном случае— способ передвижения). Эта форма еще не освоена, но уже сделала предшествующую (ползание) непривлекательной. В приведенном примере примечательно то, что безусловно привлекательный предмет оказывается достижим при самостоятельном действии ребенка (ползании), но этот способ не используется. Отказываясь ползти и не получив помощи от взрослого, ребенок лишился и желаемого пред- Возрастные кризисы Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 45
мета. Таким образом, в этом примере видно, как желание ребенка ставится в зависимость от способа достижения, сам способ достижения оказывается небезразличным для ребенка, т. е. предметом отношения ребенка становится ситуация действования. Таким образом, данное наблюдение позволяет дополнить утверждение Л.С. Выготского о том, что автономная речь интересна именно фактом своей краткосрочности в общем русле возникновения новообразований. Отношение к способу передвижения можно также поставить в ряд подобных «летучих» новообразований. Тот факт, что и способ передвижения, пусть эпизодически, оказывается предметом отношения ребенка, говорит о том, что возникающая около одного года самостоятельная ходьба также может быть отнесена к разряду «переходных новообразований». Но не сама по себе ходьба, а ходьба в отношении к достижению желаемого. В момент своего возникновения ходьба, как новый способ передвижения, оказывается для ребенка сверхпривлекательной. Здесь следует различать предметы потребности. Во втором случае это возможность совершить обычно запрещаемое действие, в первом — передвигаться особым образом. Сама ходьба в этот короткий отрезок времени становится «предметом потребности». Когда же самостоятельная ходьба уже возникла, способ передвижение вновь отходит на второй план, выбор между тем, как двигаться и что получить в результате движения, делается в пользу привлекательного объекта. Таким образом, сама по себе ходьба на короткий период становится предметом потребности ребенка, причем предметом, опосредующим иной предмет. Следовательно, можно говорить о первом (ситуативном) опосредовании одного предмета потребности (игрушки) другим (способом достижения). Все это свидетельствует о существенном усложнении мотивационно-потребностной сферы [26, с. 116]. При описании кризиса одного года Л.С. Выготский [7, с. 318-339] особое внимание уделяет феномену автономной речи. Он считал, что главное приобретение этого переходного периода — своеобразная детская автономная речь. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличаются от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых (например, «ика» — шкаф, «гилигилича» — карандаш); слова — обрывки слов взрослых («ка» — каша, «па» — упала); слова — искажения слов взрослых, сохраняющие тем не менее их фонетический и ритмический рисунок («тити» — часы, «ниняня» — не надо); звукоподражательные слова («ав-ав» — собака, «му-му» — корова). Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, «часы» — вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и настенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика и его слова становятся многозначными и ситуативными. Возрастные кризисы Отнесенность слова к разным, с нашей точки зрения, объектам называется многозначностью. Скольжение значений многозначных слов связано с их возникновением — с их ситуативностью; вплетенностью в эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще, автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому говорят, что образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер. Ещё одна особенность автономной речи — своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно. Хотя здесь могут помочь неязыковые средства — жесты и мимика ребенка, сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее [20, с. 182-183]. Е.О. Смирнова [38, с. 140-141] приводит результаты анкетирования родителей, в ходе которого было установлено, что в возрасте от 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, имеющие преходящий характер (табл. 3.) Автор делает вывод, что круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Глава 2. Содержание кризисных периодов развитая в дошкольном возрасте 47 Главная из них — сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами и главное — стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения со взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми; наблюдаются неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порою агрессивность в отношениях с близкими. И наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое пра- Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|