Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризисных периодов развития в дошкольном возрасте




Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Рождение — это всегда резкий пере­ход к новому. Психоаналитики называют рождение трав­мой и считают, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.

Вот как описывает момент рождения Е.В. Субботе-кии [40, с. 37]: «"Тюрьма", доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стре'мясь раздавить. Голова упирается в стен­ку. Неведомая сила давит так, что смерть кажется не­минуемой... Страдание и боль достигают вершины. И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет боль­ше "тюрьмы", нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спи­ны, головы, ничто не поддерживает его... Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, — разве все это не говорит, не кричит нам: "Не трогай меня, не трогай меня!" — и в то же время: "Не бросай меня, не бросай меня!"... Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, не за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холо-



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 35


 


 


дильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? "Такое и в страшном сне не приснит­ся", — скажете вы. И тем не менее не то же ли испыты­вает ребенок, впервые увидевший свет?»

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери и попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. При пе­реходе к внеутробному существованию коренным об­разом меняются не только условия жизни, но и само физиологическое существование малыша. До рожде­ния ребенок и мать слиты в одно. Его температура рав­на температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самое первое из них — первый вдох.

Во внутриутробный период функции легких выпол­няет плацента — особая ткань, с которой тело эмбрио­на (фоэтуса) соединено пуповиной. Кровь обогащается кислородом в плаценте, но не входит в контакт с воз­духом: это делают легкие матери. Мать дышит за ре­бенка. В момент рождения ребенку грозит большая опасность — гипоксия (недостаток кислорода). Нервная система и мозг младенца очень чувствительны к ней. Малейший недостаток кислорода — и жизнь под угро­зой. Но природа предусмотрела специальное устрой­ство, чтобы избежать гипоксии. Малыш, рождаясь, получает кислород сразу по двум каналам — через пу­повину и легкие. После рождения пуповина продол­жает «работать» в течение 4-5 минут. Перерезать пу­повину в первую же минуту после рождения опасно для жизни младенца. В первые минуты кровеносная


система младенца готовится к тому, чтобы направить кровь по новому маршруту. Снабженный кислородом через пуповину, он начинает дышать. Конечно, пер­вый вздох — это всегда «ожог». Но после первого кри­ка дыхание обычно устанавливается, становится чаще, свободнее, глубже. Постепенно пуповина перестает пульсировать, она отслужила свое, теперь ее можно отрезать.

С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присут­ствие и внимание матери с первых минут жизни мла­денца. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, бивг ние ее сердца — все это связывает его с прежней жиз­нью и делает его приход в этот мир не таким резким, болезненным и травмирующим. Очень важно чувство­вать и видеть своего малыша с первой минуты его появ­ления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры. Между тем в отечественных роддомах новорожденного обычно отделяют от матери. Это объясняется чисто физиологическими причинами: матери нужен отдых после родов, молоко еще «не при­шло», ребенок еще слаб и сам сосать не может, его луч­ше искусственно подкармливать, защищать от инфек­ций и лишних впечатлений. Но помимо этих физиоло­гических причин есть еще органическая и психологи­ческая связь матери и младенца, которую нельзя пре­рывать в этот самый критический период их совмест­ной жизни. В последнее время многие родильные дома в нашей стране и за рубежом не разлучают младенца с матерью, и с первых мгновений своей жизни малыша встречают мягкие, нежные руки, знакомый голос, теп­ло родного тела. Здесь, на животе и на руках матери,



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте


 


все «пригнано» к ребенку, все «ждет» его, именно здесь его место в этом мире [38, с. 93-94].

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от мате­ри физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно. Такая беспомощность, полная зави­симость от взрослого человека составляют специ­фику социальной ситуации развития новорожденно­го. Приспособиться к новым, чуждым для него услови­ям ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмыбезусловные рефлексы: это, прежде всего, система пищевых рефлексов, а также защит­ные и ориентировочные рефлексы. Некоторые реф­лексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни (рис. 2).

После первого вздоха аппарат дыхания ребенка на­чинает работать автоматически. Несколько хуже обсто­ит дело с механизмом приспособления к холоду. Един-


ственный механизм, который работает, — принятие «внутриутробной» позы, если ребенка распеленать, т. е. не что иное, как уменьшение площади теплоотдачи.

Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижеле­жащих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. В данный период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребе­нок еще не обладает никакими способами взаимодей­ствия со взрослыми.

Многие психофизиологические исследования посвяще­ны срокам появления у новорожденного ребенка первых условных рефлексов. Вместе с тем остается спорным воп­рос о том, когда кончается период новорожденности [46, с. 45]. Существуют три точки зрения (рис. 3).

Мозг ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана глав­ным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожден­ного недифференцированы и неразрывно слиты с эмо-


 



Рис. 2. Становление индивидной организации в период новорожденности


Рис. 3. Позиции относительно границ новорожденности


 

Возрастные кризисы

циями, что дало возможность Л. С. Выготскому [7] го­ворить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события в психической жизни ребенка — воз­никновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе, зрительное — на 3-5-й неделе.

Новорожденный проводит время во сне или дремот­ном состоянии. Постепенно из этого дремотного состоя­ния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосре­доточение придают бодрствованию активный характер [20, с. 173-174].

Первичными формами взаимодействия со взрослыми служат специфические выразительные движения ребен­ка, которые для взрослых являются сигналами, при­глашающими их совершить какие-то действия по отно­шению к ребенку, и таким первым выразительным дви­жением считается появление у ребенка улыбки при виде человеческого лица. Одни психологи полагают, что это импринтинт, другие видят здесь некоторую «соци­альную потребность». Д.Б. Эльконин [46] утверждает, что это неверные предположения. Единство со взрос­лым представляет для ребенка ситуацию максимально­го комфорта. Сигнал о некомфортности вызывает соот­ветствующие действия у взрослого. Причем сигналы могут подаваться как в связи с отсутствием комфорта, так и его наличием. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние «блаженства» — он улыбается.

Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,5-2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 39

всего развитие средств его общения со взрослыми. То, что в критический период вызывает появление соответ­ствующего новообразования, и представляет собой ге­неральную линию последующего развития в стабильном периоде. Появляется комплекс оживления. Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движения­ми всего тела. Младенец все время находится в движе­нии, он откликается эмоционально. Комплекс оживле­ния включает четыре основных компонента:

• замирание и зрительное сосредоточение — долгий,
пристальный взгляд на взрослого;

• улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

• двигательное оживление — движения головы, вски­
дывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.

• вокализации — вскрики (громкие отрывистые звуки),
гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.),
гуление (протяжные звуки, напоминающие пение
птиц — «гуулллиии» и пр.).

Дети, отстающие в развитии, прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. Комплекс оживления, как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего пос­ледующего его психического развития. Он является пер­вым актом общения ребенка со взрослым и свидетель­ствует о переходе в новый стабильный период — период младенчества [46, с. 44-45].

Кризис одного года-

Суть любого кризиса в детском развитии, по Л.С. Вы­готскому [7], состоит в следующем: новообразования возраста, которые складываются к концу возраст­ного периода, вступают в противоречие со старой



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 41


 


социальной ситуацией развития. Так, возросшая, бла­годаря ходьбе и первому слову, самостоятельность ре­бенка делает рамки единства матери и ребенка слиш­ком узкими. О ребенке этого возраста нельзя сказать, ходящий он или неходящий. Речь может идти в данном случае, по мнению Л.С. Выготского, о самом становле­нии ходьбы. Это и есть первый момент в содержании данного кризиса. Второй момент, описывающий суть кризиса первого года жизни, относится к речи. И здесь мы не можем сказать, является ли ребенок говорящим или нет. Однако именно здесь можно говорить о нали­чии латентного периода в становлении речи, который длится, по Л.С. Выготскому, примерно три месяца. В качестве третьего момента, характеризующего кризис первого года жизни, Л.С. Выготский называет особен­ности проявления аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим (рис. 4).

Рис. 4. Явления, характеризующие кризис одного года, по Л.С. Выготскому

При неправильном воспитании такие реакции ребен­ка могут проявляться с особой интенсивностью. Обыч­но у ребенка, которому в чем-нибудь отказано или ко-


торого не поняли, наблюдается резкое нарастание аф­фекта, заканчивающегося часто тем, что ребенок ложит­ся на пол, начинает кричать, отказывается ходить, бьет ногами об пол. Это реакция, направленная против зап­ретов, отказов и т. д. и выражающаяся в том, что ребе­нок как-бы возвращается к более раннему периоду, но использует он это, конечно, совершенно иначе [7, с. 319].

Компоненты кризиса одного года содержательно рас­крыты в работах К.Н. Поливановой [26]. Автор указы­вает, что в кризисе одного года социальная ситуация развития трансформируется: еще вчера безразлич­ное (отсутствовавшее как элемент среды) становится при­влекательным или отвергаемым (а значит, возникает как элемент среды). Возникает поле притяжений и от­талкиванийпространство отношения. На этом этапе среда, до этого являвшаяся как бы продолжением желаний (все, что хотелось — достигалось), делится на достижимое и недостижимое, поляризуется. Примерно до одного года мир ребенка постепенно увеличивается, расширяется, происходит эволюционное накопление воз­можностей ребенка. В это время все или почти все по­буждения ребенка, его требования удовлетворяются. Более того, среда обогащается взрослыми как бы заго­дя, предметы, которые станут актуальными лишь через несколько недель, уже предоставляются в распоряже­ние ребенка. Но с развитием активного ползания (ново­го способа передвижения, а значит, способа достиже­ния желаемого) возникают первые запреты. Это и есть тот кардинальный момент, который провоцирует сдвиг в развитии ребенка.

С возникновением первого запрета, ограничения, у ребенка впервые возникает его собственное стрем­ление как таковое. Пока любое требование удовлетво-



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 43


 


ряется, само это требование для ребенка существует лишь как часть желаемого (или не существующее вов­се, что в данном случае — одно и то же). С появлением первого запрета ребенок начинает осознавать собствен­ное побуждение, стремление. Невыполнение требования порождает «длит» стремление, последнее «зависает», ребенок эмоционально проживает его, тем самым узна­вая. Фактически речь идет о моменте, который К.Н. По­ливанова называет «объективациясубъектива-ция», — это целостное преобразование социальной си­туации развития. Расширение объективных возможно­стей ребенка провоцирует запрет со стороны взрослого; запрет делит окружающее ребенка пространство на дос­тупное и недоступное. Желание ребенка не удовлетво­ряется, длится, возникает «стремление» как состояние желания, «дление» стремления приводит к его обнару­жению; происходит субъективация стремления. Пока стремление и среда коллинеарны (однонаправлены), в сущности, нет ни того, ни другого; как только они ока­зываются не совпадающими, то взаимно обнаружива­ются, т. е. возникают. [26, с. 114]

В запрете впервые сам ребенок начинает «чувство­вать» собственный аффект постольку, поскольку он ос­тается аффектом и не разрешается в изменении ситуа­ции — в получении желаемого. Когда ситуация (среда) начинает противостоять желанию, желание обнаружи­вается. Аффект (потребность) из компонента ситуации общения превращается в нечто самостоятельное, суще­ствующее само по себе, выделяющееся из целостной ситуации.

К.Н. Поливанова приводит данные наблюдения за по­ведением ребенка, сделанные в середине 12-го месяца. К этому времени девочка использовала все возможнос-


ти для вертикального передвижения (но самостоятель­ной ходьбы еще не было). Только участки, на которых совсем не было какой-то опоры, пересекались ползком. Ходьбу она явно предпочитала, однако самостоятель­ных шагов еще не делала. В это время ребенку дали весьма привлекательный яркий предмет. Девочка поиг­рала с ним, потом отвлеклась, и лишь спустя несколько часов этот привлекательный предмет вновь оказался в поле ее зрения. Она ловко прошла расстояние между собой и предметом вдоль мебели, но комната была вели­ка, и между последней опорой и предметом оставалось еще 1,5-2 метра. Девочка остановилась, держась за опо­ру. Далее она могла проползти оставшиеся несколько метров или пройти их с помощью взрослого. Девочка предпочла последнее: она протянула свободную руку к находившемуся рядом взрослому, призывая его помочь. Взрослый не откликнулся. Тогда ребенок начал требо­вать помощи, все более настойчиво. Эта сцена закончи­лась плачем [26, с. 115].

Автор поясняет, что в данном наблюдении речь идет о периоде, когда новый способ передвижения еще нахо­дится как бы в латентной стадии. Этот эпизод следует рассматривать как характерный для предкритической фазы переходного периода. Ребенок уже обнаружил для себя новую возможность,.новую культурную форму дей­ствия (в данном случае— способ передвижения). Эта форма еще не освоена, но уже сделала предшествую­щую (ползание) непривлекательной. В приведенном примере примечательно то, что безусловно привлека­тельный предмет оказывается достижим при самостоя­тельном действии ребенка (ползании), но этот способ не используется. Отказываясь ползти и не получив помо­щи от взрослого, ребенок лишился и желаемого пред-



Возрастные кризисы


Глава 2. Содержание кризисных периодов развития в дошкольном возрасте 45


 


 


мета. Таким образом, в этом примере видно, как жела­ние ребенка ставится в зависимость от способа достиже­ния, сам способ достижения оказывается небезразлич­ным для ребенка, т. е. предметом отношения ребенка становится ситуация действования.

Таким образом, данное наблюдение позволяет допол­нить утверждение Л.С. Выготского о том, что автоном­ная речь интересна именно фактом своей краткос­рочности в общем русле возникновения новообразо­ваний. Отношение к способу передвижения можно так­же поставить в ряд подобных «летучих» новообразова­ний. Тот факт, что и способ передвижения, пусть эпизо­дически, оказывается предметом отношения ребенка, говорит о том, что возникающая около одного года са­мостоятельная ходьба также может быть отнесе­на к разряду «переходных новообразований». Но не сама по себе ходьба, а ходьба в отношении к достиже­нию желаемого.

В момент своего возникновения ходьба, как новый способ передвижения, оказывается для ребенка сверх­привлекательной. Здесь следует различать предметы по­требности. Во втором случае это возможность совершить обычно запрещаемое действие, в первом — передвигаться особым образом. Сама ходьба в этот короткий отрезок времени становится «предметом потребности». Когда же самостоятельная ходьба уже возникла, способ передви­жение вновь отходит на второй план, выбор между тем, как двигаться и что получить в результате движения, делается в пользу привлекательного объекта. Таким образом, сама по себе ходьба на короткий период стано­вится предметом потребности ребенка, причем предме­том, опосредующим иной предмет. Следовательно, мож­но говорить о первом (ситуативном) опосредовании


одного предмета потребности (игрушки) другим (способом достижения). Все это свидетельствует о су­щественном усложнении мотивационно-потребностной сферы [26, с. 116].

При описании кризиса одного года Л.С. Выготский [7, с. 318-339] особое внимание уделяет феномену авто­номной речи. Он считал, что главное приобретение это­го переходного периодасвоеобразная детская ав­тономная речь. Она значительно отличается от взрос­лой речи и по звуковой форме (фонетическому строе­нию), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрос­лые», иногда резко отличаются от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых (например, «ика» — шкаф, «гилигилича» — карандаш); слова — обрывки слов взрослых («ка» — каша, «па» — упала); слова — искажения слов взрослых, сохраняю­щие тем не менее их фонетический и ритмический ри­сунок («тити» — часы, «ниняня» — не надо); звукопод­ражательные слова («ав-ав» — собака, «му-му» — коро­ва). Еще более интересны семантические различия. Ма­ленький ребенок вкладывает в слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно фун­кциональному признаку. Так, «часы» — вещь, с помо­щью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и большие, и маленькие, и круглые, и квад­ратные, и ручные, и настенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика и его слова становятся многозначными и ситуативными.


 

Возрастные кризисы

Отнесенность слова к разным, с нашей точки зрения, объектам называется многозначностью. Скольжение зна­чений многозначных слов связано с их возникновени­ем — с их ситуативностью; вплетенностью в эмоциональ­но насыщенную ситуацию. Вообще, автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому говорят, что образова­ние многозначных слов имеет эмоционально-действен­ный характер. Ещё одна особенность автономной речи — своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в пред­ложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна толь­ко близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозмож­но. Хотя здесь могут помочь неязыковые средства — жесты и мимика ребенка, сопровождающая непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает обще­ние, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка по­зднее [20, с. 182-183].

Е.О. Смирнова [38, с. 140-141] приводит результаты анкетирования родителей, в ходе которого было уста­новлено, что в возрасте от 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, имеющие прехо­дящий характер (табл. 3.)

Автор делает вывод, что круг показателей кризис­ного периода охватывает все сферы жизни ребенка.


Глава 2. Содержание кризисных периодов развитая в дошкольном возрасте 47

Главная из них — сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игро­вых и предметных действий, их разнообразие и овладе­ние новыми способами и главное — стремление все де­лать самому, даже при отсутствии соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симпто­мов являются отношения со взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с различ­ными взрослыми; наблюдаются неприязнь и недоверчи­вость к посторонним взрослым, повышенная требова­тельность и порою агрессивность в отношениях с близ­кими. И наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное стремле­ние отстоять свою независимость и утвердить свое пра-

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...