Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия разрешения кризисов дошкольного возраста




 

Возрастной кризис Условия разрешения кризиса
Кризис новорожденное™ Активное эмоциональное общение с ребенком с самых первых дней его жизни, разговоры, улыбки
Кризис одного года Жесткое разделение взрослым про­странства на разрешенное и запрещае­мое, отвлечение ребенка, переход к другим привлекательным предметам при аффективных вспышках
Кризис трех лет Четкое выделение ситуации запрета, отсутствие реакции на провоцирующее поведение ребенка, эмоциональное принятие, совместные игры

на себя какие-то новые обязанности. Если же ребенок через короткое время «забудет» о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, на­помните ему об этом, мягко подчеркните сложность взрослой позиции, но и выразите надежду на то, что ребенок может с этим справиться.

Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Поддержи­вайте интерес ребенка к широкому миру людей и ве­щей, давайте ему пищу для развития: водите ребенка в музеи, на экскурсии, не жалейте времени на разговоры об увиденном.

Как и в предшествующие кризисы развития, старай­тесь дифференцировать свое поведение в зависимости от требований ребенка. Не отказывайте ему в помощи, эмоционально поддерживайте, но останавливайте нега­тивные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая дифференциация помогает ребенку построить соб-


ственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

На протяжении подросткового кризиса в силу осо­бых социальных условий его проживания может быть. несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. В целом их протекание разнится у разных детей, на симптоматику критического периода влияют многие обстоятельства: отношения с родителя­ми, социальный статус в коллективе сверстников, акаде­мическая успеваемость, развитость познавательной сфе­ры, сформированность творческих интересов и даже фи­зиологические особенности (время начала пубертата).

Подростковый возраст (даже его стабильная фаза) ха­рактеризуется особым интересом взрослеющего челове­ка к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Современный социум не пре­доставляет ребенку адекватных, социально приемлемых «мест» взросления, что приводит, как правило, к за­тяжному характеру возрастного кризиса. Ребенок все больше стремится выглядеть как взрослый, его поведе­ние на виду у окружающих, особенно на виду у сверст­ников, теряет непосредственность: появляется нарочи­тая независимость, псевдовзрослость и т. п. В общении с родителями может еще некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения. Ребенок настаивает на новых правах, с разной степенью требовательности адресуясь к разным членам семьи (табл. 13).

Реакция родителей, как и при всяком кризисе, дол­жна сводиться к дифференциации ситуаций взаимодей­ствия с ребенком: при негативизме — твердый отпор и, если позволяют обстоятельства, обсуждение требования, включение его в более широкий контекст — личных,



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека.,.



 


 


Таблица 13

Условия разрешения кризисов школьного возраста

 

Возрастной кризис Условия разрешения кризиса
Кризис семи лет Вербальные формы помощи — беседы и разъяснения; предоставление возможно­стей для новых форм деятельности; по­ощрение расширения сферы интересов ребенка; эмоциональная поддержка и помощь
Подростковый кризис Эмоциональная поддержка и помощь; создание условий для расширения сфер общения и продуктивной деятельности; перевод споров в иной контекст — более общий, менее однозначный; осмыслен­ное обсуждение взаимных прав и обя­занностей, содержания требований и т д.; в отдельных случаях показана жесткая формализация отношений: четкая регла­ментация требований и соответствую­щих оценок; создание условий для сво­бодного авторского действия на учеб­ном, но привлекательном для подростка материале
Кризис семнадцати лет Эмоциональная поддержка, формирова­ние общей готовности к профессиональ­ному самоопределению и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане, психолого-педагогическая по­мощь в конкретных профессиональных выборах

семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Обдуманно построить разговор с подростком о правах родителей, о паритете прав и обязанностей чле­нов семьи и т. д.

Нельзя отказывать подростку в помощи и поддержке, если он в этом нуждается или сам просит об этом. Новые


формы поведения требуют от ребенка огромного эмоцио­нального напряжения, поэтому он нуждается в защите и помощи. Негативное, протестное поведение ни в коем случае не должно быть поводом для отказа в помощи. Взрослый должен приложить йсе усилия для того, чтобы подросток смог дифференцировать собственное отноше­ние к многообразным жизненным ситуациям, различать их смысл и различную эмоциональную окраску.

Многие разновидности подросткового девиантного по­ведения возникают из-за отсутствия адекватных возра­сту форм досуга. Стремление к общению со сверстника­ми приносит пользу при условии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэто­му в период кризиса положительные результаты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Ре­бенок может посещать студии, кружки, секции. Частая смена видов внешкольной деятельности не только не вредна, но и может принести пользу. Ребенок при этом меняет коллективы сверстников, в зависимости от соб­ственной успешности в разных видах деятельности, мо­жет занимать различные социальные места в этих кол­лективах, следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего чело­века сфер (мест) общения и продуктивной деятельнос­ти, тем благополучнее прогноз разрешения подростко­вых возрастных кризисов.

Как правило, трудные ситуации возникают у детей подросткового возраста не только с родителями, но и с учителями, поскольку протестное поведение обнаружи­вает себя не только дома, но и в школе. К сожалению, практика показывает, что кризисное поведение стано­вится для учителей таким же испытанием, как и для родителей. Профессиональная подготовка оказывается



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


недостаточна или малоэффективна при общении с под­ростком.

Ребенок склонен «переходить на личности»: указы­вать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема — необъективность или несправедливость. Эти особенности не случайны, они весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критич­ности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учите­лей — не в последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внима­ние, узнать, что о нем думают, и в целом — составить представление о себе через взгляд окружающих.

Принципы ведения диалога с подростком учителя и родителей сходны. Абсолютно неэффективны диалоги в тематике, предлагаемой ребенком. Лучше, если это возможно, перевести спор в иной контекст — более общий, менее однозначный. Как и при негативизме в адрес родителей, разумнее обсудить взаимные права и обязанности, содержание требований и т. д. В отдель­ных случаях показана жесткая формализация отноше­ний: четкая регламентация требований и соответству­ющих оценок.

Подростковый возраст — время становления ответ­ственного действия. Поэтому подростковая школа дол­жна быть организована таким образом, чтобы ответствен­ное действие имело место в школьной жизни. Это обес­печивается особой, проектной формой деятельности под­ростков. Такие разработки существуют уже в практике образования. Их суть сводится к созданию условий для свободного авторского действия на учебном, но привле­кательном для подростка материале. При возможности


строить собственное авторское действие, т. е. осуществ­лять замысел и реализацию проектов, возникают наи­более адекватные условия для превращения исполни­тельского (результативного) действия в пробующее. Та­кое превращение обеспечивает полноценное и адекват­ное задачам возраста развитие в подростковом возрасте. При подобных условиях проба переводится из сферы социальной коммуникации в сферу продуктивной дея­тельности, общение со взрослым становится партнерс­ким, позиции взрослого и ребенка меняются. Это наи­более прогрессивное направление коррекции труд новое-питуемости подростков, но неприменимое в индивиду­альной коррекции [26, с. 173-177].

В период кризиса семнадцати лет основная про­блема заключается в профессиональном и личностном самоопределении. Поэтому на данном этапе необходима скоординированная помощь родителей, педагогов, пси­хологов, профконсультантов в решении данной пробле­мы. Важно обеспечить постепенное формирование об­щей готовности к профессиональному самоопределению и подготовку к будущей трудовой жизни в широком плане, психолого-педагогическую помощь в конкретных профессиональных выборах. При этом используют все методы психологического профессионального консуль­тирования: информационно-справочные и просветитель­ские (профессиограммы, справочная литература, про­фессиональная реклама, экскурсии и др.); диагности­ческие (наблюдение, беседы, опросники, тесты и др.); методы морально-эмоциональной поддержки (группы общения, тренинги, групповая и индивидуальная пси­хотерапия, профориентационные игры и др.); методы принятия решения и построения перспектив професси­онального развития и личностного роста (построение



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


различных вариантов действий, схемы альтернативно­го выбора, анализ ситуаций личностного и профессио­нального самоопределения и др.).

Кризисы взрослости существенно отличаются от дет­ских возрастных кризисов тем, что они в основном про­текают во внутреннем плане личности. Взрослый чело­век в период возрастного кризиса предпринимает дей­ствия по осознанию собственных позиций и установок, переоценке ценностей, поэтому в поведенческом плане кризис проявляется весьма разнообразно, характеризу­ется значительными индивидуальными различиями. Ви­димых изменений в поведении может не происходить, но может проявляться эмоциональная напряженность, повышенная тревожность, самокритичность, неустойчи­вость поведенческих реакций и настроения, симптомы депрессии и т. д. В этих случаях показаны различные формы психотерапевтической помощи, психологическое консультирование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...