Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути развития человека в период кризиса сорока лет




 

Путь развития Характеристика пути
Путь трансце-дентно-генера-тивного человека Человек не испытывает кризиса середины жизни, поскольку нашел адекватные решения большинст­ва жизненных проблем
Путь псевдораз­витого человека Человек справляется с проблемами, делая вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем; на самом деле чувствует, что потерял направление в жизни и зашел в тупик
Путь человека в кризисе середи­ны жизни Человек находится в замешательстве и не в состоя­нии решать проблемы и удовлетворять предъяв­ляемые к нему требования. Для одних этот путь может быть временной фазой развития, для дру­гих — началом перехода к четвертому пути
Путь обездолен­ного судьбой человека Человек несчастен или отвергаем другими боль­шую часть своей жизни, проявляв! все признаки кризиса, не в состоянии справиться с проблемами


Возрастные кризисы


Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости



 


В случае возникновения кризиса сорока лет челове­ку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концеп-цию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные, перемены в жизни, вплоть до смены профессии и созда­ния новой семьи.

Пенсионный кризис

Старость, как и предыдущие стадии жизни, состоит из последовательных изменений статуса, включая соб­ственно наступление старости, выход на пенсию и час­то — вдовство. Эта стадия отличается от предыдущих тем, что не ведет к следующей стадии; окружающий мир, как физический, так и социальный, не расширя­ется, а сужается.

Для большинства людей уход на пенсиюэто одно из самых значительных изменений статуса, проис­ходящих в поздней взрослости. Работа обеспечивает человека структурой для планирования своих повсед­невных дел. Ею определяется круг регулярно встречае­мых людей, роли и функции человека. Она вносит вклад в формирование его идентичности. Поэтому уход на пен­сию может быть связан с необходимостью значи­тельной перестройки личности и всего образа жиз­ни. Время окончания профессиональной деятельности связано не только с появлением большого количества свободного времени. Людям необходимо вырабатывать способы совладания с трудностями, соответствующие их личной системе ценностей, решения проблемы создания собственной социальной реальности. Легкость, с кото­рой человек принимает новую роль, зависит от ряда факторов: физического здоровья, экономического по-


ложения, отношения окружающих, потребности в удовлетворении, даваемом работой, и др. Обычно, если уход на пенсию связан с резкими изменениями в жизни человека или если его идентичность тесно связа­на с профессиональной ролью, перемены переносятся тяжело.

Одним из важных факторов, определяющих отноше­ние человека к выходу на пенсию, является здоровье. Огромное количество пожилых людей, независимо от собственного желания, оставляют работу из-за проблем со здоровьем.

В наилучшем положении находятся здоровые люди, желавшие выйти на пенсию. Положение людей с плохим здоровьем — наихудшее, независимо от их желания или нежелания выходить на пенсию. Причина, возможно, в том, что люди с плохим здоровьем часто выходят на пен­сию внезапно, и потому в финансовом или психологичес­ком отношении хуже подготовлены к этому событию, чем люди, заранее планирующие свой выход на пенсию. Рас­ходы на лечение могут быть для людей со слабым здоро­вьем очень обременительными. Особенно тяжелыми они бывают для пенсионеров-инвалидов, которые гораздо больше зависят от социального обеспечения, чем другие группы пенсионеров. Часто люди, вышедшие на пенсию, в первые пенсионные годы меняют отношение к своему новому положению. Люди, не желающие выходить на пенсию, очень быстро начинают "чувствовать неудовлет­ворение; они замыкаются в себе и испытывают чувство горечи и раздражение. Через какое-то время, однако, они обычно приходят в себя, и отношение их к своему поло­жению постепенно становится таким же, как у людей, вышедших на пенсию добровольно. Отношение к своему положению тех, кто был болен в момент выхода на пен-



Возрастные кризисы


Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости



 


 


сию, улучшается мало, независимо от того, хотели ли они уходить на пенсию или нет.

Отношение человека к работе на протяжении всей жизни также влияет на его отношение к уходу на пен­сию. В некоторых слоях нашего общества существует почти религиозная преданность своему делу. Многие люди проводят за работой столько времени, что их са­моуважение неразрывно связано с их профессиональ­ной деятельностью. Все, чем они занимаются в свобод­ное время, не затрагивает их глубоко, и поэтому в их глазах не имеет значения. Выход на пенсию для них означает отказ от всего важного, ценного и продуктив­ного в жизни. Особенно тяжело приходится тем, кто никогда не находил удовлетворения ни в чем, кроме работы, — ни в хобби, ни в чтении, ни в получении дополнительного образования, ни в участии в каких-то организациях. Люди малообразованные, плохо обеспе­ченные и не имеющие общественных и политических интересов, оказываются в еще худшем положении; тем не менее у специалиста или руководителя тоже могут возникнуть проблемы с организацией свободного вре­мени. Это, вероятно, одна из причин, которая вынуж­дает значительное количество людей (хотя и меньшин­ство) продолжать, выйдя на пенсию, работать непол­ный рабочий день [19, с. 876-877].

При кризисе, связанном с уходом на пенсию, преж­де всего на состоянии человека негативно сказыва­ется нарушение привычного режима и уклада жиз­ни, нередко сочетающееся с острым ощущением про­тиворечия между сохраняющейся трудоспособнос­тью, возможностью принести пользу и их невост-ребованностъю. Человек оказывается как бы «выбро­шенным на обочину» текущей уже без его деятельного


участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизнен­ного ритма иногда приводят к резкому ухудшению об­щего физического и психического состояния, а в отдель­ных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить само­стоятельной жизнью второе поколение — внуки, что осо­бенно болезненно отражается на женщинах, посвятив­ших себя в основном семье.

С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ус­корением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, более уеди­ненный образ жизни. Кроме того, кризис может ос­ложниться смертью супруга (супруги), утратой неко­торых близких друзей.

При этом могут наблюдаться различные варианты раз­вития: доживание, смена ведущей деятельности, сохра­нение основного содержания жизни [20, с. 437-438] (табл. 10).

Старческие немощи и проблемы, связанные с орга­низацией жизненной среды, ложатся тяжелым пси­хологическим бременем на многих людей преклонно­го возраста. Пожилым людям приходится изменять свои «Я-концепции» по мере того, как они теряют пре­жнюю автономию и становятся более зависимыми от других в удовлетворении своих повседневных нужд. Одни приспосабливаются к этому легко, другие не могут приспособиться. Оценка человеком своего фи­зического состояния часто является надежным пока­зателем его психологического благополучия. Старея, люди начинают в своих мыслях исходить из того, сколько им осталось жить.



Возрастные кризисы


Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости



 


 


Таблица 10

Варианты развития в период пенсионного кризиса

 

Вариант развития Характеристика варианта
Доживание Характеризуется полной потерей психологи­ческого будущего, жизненных перспектив
Смена ведущей дея­тельности Может означать резкое сокращение, но не полную утрату психологического будущего, нахождение человеком нового занятия, позво­ляющего удовлетворить определенные по­требности
Сохранение основно­го содержания жизни Фактическое продолжение периода зрелости, оно присуще творческим людям, когда главной стороной жизни является семья или какое-либо увлечение, не связанное с профессией

Существует несколько теорий приспособления к ста­рению. Некоторые теоретики постулируют качествен­ные сдвиги в развитии, происходящие по мере старе­ния. Другие подчеркивают непрерывность и преемствен­ность в развитии личности и способов совпадающего поведения.

Одна из центральных задач развития в преклонном возрасте связана с тем, что к концу жизни люди долж­ны отказаться от старых связей и уступить власть дру­гим. Старики также испытывают потребность прово­дить много времени в размышлениях о том, как про­шла их жизнь, и в попытках оценить то, что они оста­вят после себя людям.

Индивидуальная реакция человека на старение, на окончание профессиональной деятельности может оп­ределять как степень последующего приспособления к новым обстоятельствам жизни, так и особенности раз­вития личности в преклонном возрасте.


Кризис смерти

Не так уж много в жизни человека событий, имею­щих столь огромное значение, как процесс умирания и смерть. Каждому приходится переживать кончину близ­ких родственников и, наконец, столкнуться с фактом собственной бренности и биологической смертности.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, транс­формируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтек­ста в контекст самой жизни, наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчет­ливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

В.А. Козлов [15] отмечает, что актуализация тана­тологических размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудше­нию здоровья и повышению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека. К последним можно отнести определенную монументаль­ность внутренней субъективности, дистанцированность от сиюминутных социальных раздражителей, существен­ное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры. Человек, освободившийся от всего триви­ального и поверхностного, может сконцентриро­ваться на сфере глубинного и существенного. В на­шей культуре люди только начинают осознавать, что есть нечто, постигаемое через контакты с престарелыми и умирающими.

Тем не менее старение, смертельные болезни и уми­рание воспринимаются не как составные части процес­са жизни, а как полное поражение и болезненное непо-



Возрастные кризисы


Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости



 


 


нимание ограниченности наших возможностей управ­лять природой. С точки зрения философии прагматиз­ма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Отношение современной медицины к престарелым и умирающим определяется непреклонным стремлени­ем всеми возможными средствами побороть смерть и отсрочить ее наступление. В этой борьбе за механичес­кое продление жизни любой ценой очень мало внима­ния обращается на то, каковы последние дни умираю­щего. Многих из них окружают капельницы, кисло­родные подушки, приборы контроля за важнейшими функциями организма. Часто медицинский персонал и члены семьи отвлекают больного от проблем, непос­редственно связанных с ситуацией, обольщая его не­сбыточными надеждами. Все это еще больше усилива­ет чувства изоляции и отчаяния, испытываемые уми­рающими, многие из которых инстинктивно ощущают окружающую их ложь.

Религия, способная быть значительной поддержкой для умирающего, в значительной степени утратила смысл для обычного человека. Западные религии низ­ведены до уровня формализованных обрядов и утратив­ших внутренний смысл церемоний. Взгляд на мир, вы­работанный наукой, базирующейся на материалистичес­кой философии, усиливает тяжесть положения умира­ющего. Ведь, согласно такому подходу, за пределами материального мира ничего не существует. Физическое уничтожение тела и мозга есть необратимый конец че­ловеческой жизни.

Сейчас наша социальная структура, равно как и фи­лософия, религия и медицина, почти ничего не может предложить для облегчения душевных мук умирающе-


го. Пожилые и престарелые люди, как правило, опаса­ются не самой смерти, а возможности лишенного вся­кого смысла чисто растительного существования, а так­же страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих ус­тановок в их отношении к смерти: во-первых, неже­лание обременять своих близких, во-вторых, стрем­ление избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, пережива­ют глубокий и всеохватывающий кризис, затраги­вающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни. Однако пси­хиатры, психологи, социальные работники, как ни уди­вительно, до недавнего времени не называли эту катего­рию людей в числе остро нуждающихся в квалифици­рованной помощи.

Непонимание проблем, связанных с отношением к смерти, эмоциональные барьеры и даже сам характер социальных и медицинских учреждений предопределя­ют невозможность для большинства членов нашего об­щества осознанно принимать участие в процессе кончи­ны. Это равно относится к умирающим и к их друзьям и близким.

Часто люди, находящиеся на смертном одре, ос­тро нуждаются в искренних человеческих контак­тах и психотерапевтической помощи, им необходи­мо открытое и честное общение, они проявляют готовность обсуждать любые психологически близ­кие им темы. В результате подобного подхода они мо­гут научить остающихся в живых важным вещам, от­носящимся не только к заключительным фазам жизни, но и проблемам работы человеческого сознания, а так­же к некоторым редким аспектам нашего существова-



Возрастные кризисы


Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости



 


 


ния вообще. Кроме того, данный процесс морально обо­гатит его участников и, возможно, снизит уровень их тревоги относительно собственной смерти.

Г. Крайг приводит несколько стадий в процессе при­способления человека о смерти, отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие [19, с. 902] (табл. 11).

Важным представляется осмысление социально-пси­хологических механизмов адаптации человека к фе­номену смерти. Речь идет и о системе психологичес­кой защиты, определенных моделях символического бессмертия, и о социальной апробации смерти

Таблица 11 Стадии приспособления к мысли о смерти

 

Стадия Характеристика стадии
Стадия отрицания Человек отказывается признать возмож­ность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений и диагнозов
Стадия гнева Человек осознает, что он действительно умирает, его охватывает гнев, обида и за­висть к окружающим, состояние фрустра­ции, вызванное крушением всех его планов и надежд
Стадия торга Человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или об­легчить себе боль и страдание
Стадия депрессии Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувст­во безнадежности, он горюет о том, что уже потерял и'о предстоящей смерти и разлуке с родными и близкими
Стадия принятия Человек смиряется со своей судьбой и спо­койно ожидает развязки

культе предков, поминальных обрядах, похоронных и мемориальных службах и о просветительских про­граммах пропедевтического характера, в которых фе­номен смерти становится темой раздумий и духовных поисков. Культура сопереживания смерти другого че­ловека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры как личности, так и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что от­ношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизован­ности. Важно создать не только условия для поддер­жания нормальной физиологической жизнеспособно­сти, но и предпосылки для оптимальной жизнедея­тельности, удовлетворить потребность пожилых и пре­старелых людей в знаниях, культуре, искусстве, ли­тературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений.

Смерть — это последнее критическое событие в жизни человека. На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жиз­ненных функций, на психологическом уровне она име­ет личную значимость для самого умирающего и его родных и близких. Смерть является также важнейшим компонентом культуры, и в этом качестве она получает отражение в коллективном сознании в виде относитель­но устойчивых значений. Независимо от особенностей культуры смерть или ее ожидание часто придают жиз­ни новое значение как в глазах отдельных людей, так и в сознании общества. Смерть человека может обострять восприятие личных и общественных ценностей, способ­ствовать определению собственных приоритетов, значе­ния мужества, верности, добродетели в личной и обще­ственной жизни [19, с. 918].



Возрастные кризисы


Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости



 


 


Выводы

Кризис тридцати лет называют кризисом смысла жиз­ни, он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. В результате са­моанализа происходит переоценка ценностей и крити­ческий пересмотр собственной личности. Кризисное со­стояние возникает вследствие нереализованное™ жиз­ненного замысла. Полная потеря смысла жизни («экзи­стенциальный вакуум») возможна тогда, когда в жиз­ненном мире нет ни одного значимого сущностного мо­тива. Потеря смысла жизни иногда влечет за собой дес­труктивные жизненные стратегии. В конце периода че­ловек подходит к решению экзистенциальных проблем, уяснению смысла своей жизни, подведению ее первых итогов.

Кризис сорока лет происходит тогда, когда кризис тридцати лет не привел к должному решению экзистен­циальных проблем. В этот период человек проходит че­рез период критической самооценки: анализируется аутен­тичность образа жизни; решаются проблемы морали; че­ловек испытывает неудовлетворенность брачным отноше­ниями, беспокойство о покидающих дом детях и недо­вольство уровнем служебного роста. Человек остро пере­живает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. Кризис среднего возраста также связан со страхом старения. К этому добавляется изменение отношения со стороны кол­лег по работе, обострение семейных отношений. Челове­ку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные переме-


ны в жизни, вплоть до смены профессии и создания но­вой семьи.

Пенсионный кризис связан с необходимостью значи­тельной перестройки личности и всего образа жизни. Легкость, с которой человек принимает новую роль, за­висит от ряда факторов: физического здоровья, эконо­мического положения, отношения окружающих, потреб­ности в удовлетворении, даваемом работой, и др. Обыч­но, если уход на пенсию связан с резкими изменениями в жизни человека или если его идентичность тесно свя­зана с профессиональной ролью, перемены переносятся тяжело. При кризисе, связанном с уходом на пенсию, прежде всего негативно сказывается нарушение привыч­ного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющей­ся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Снижение своего социально­го статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жиз­ненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в от­дельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти.

Смерть — это последнее критическое событие в жиз-. ни человека. Для пожилых и престарелых вопрос об от­ношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни, наступает время, когда в пространстве ин­дивидуального бытия начинает отчетливо звучать напря­женный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности. Актуализация танатологических размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудшению здоровья и повы­шению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека. Выделяют две ведущие уста­новки умирающих в отношении к смерти: во-первых, не-



Возрастные кризисы


 


желание обременять своих близких, во-вторых, стремле­ние избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновремен­но биологические, эмоциональные, философские и духов­ные стороны жизни. Смерть является также важнейшим компонентом культуры, и в этом качестве она получает отражение в коллективном сознании в виде относитель­но устойчивых значений.

Вопросы

1. Каково содержание кризиса тридцати лет?

2. Какие деструктивные жизненные стратегии могут воз­
никнуть в период кризиса тридцати лет?

3. В каких случаях наступает кризис сорока лет и чем
он характеризуется?

4. Какие выделяют варианты развития личности в кри­
зисе сорока лет?

5. С чем связан кризис ухода на пенсию?,

6. Какие выделяют варианты старения?

7. В чем заключается сущность кризиса смерти?


 

ГЛАВА 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...