Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса




 

 

Предпосылки подросткового кризиса  
Внешние Внутренние  
Биологические Психологические  
Изменение характера учебной деятельности. Процессы физическо­го роста и биологиче- ского созревания ор- ганизма. Изменения в моти-вационно-потреб- ностной сфере.  
Отсутствие единства требований.  
Формирование системы интере­сов: «эгоцентриче­ская доминанта», «доминанта дали», «доминанта уси- лия», «доминанта романтики»  
Введение общественно-полезного труда в школь­ное обучение. Физиологические изменения в крове­носной, костно- мышечнои системах.  
Появление новых требо­ваний в семье. Гормональная пере- стройка организма, половое созревание  
Изменение положения ребенка в семье.  
Расширение социальных связей подростка  

5. Изменение положения ребенка в семье — с ним

начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка — предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм челове­ка выходит на путь активной физиологической и биоло­гической перестройки. Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасывают­ся в кровь, оказывают будоражащее влияние на цент­ральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания раз­личных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кро­веносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы за­ставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая по­стоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются в 8-11 раз утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков.

Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, дисп­ропорции в физическом и психическом развитии, аг­рессивность, противоречивость чувств, снижение рабо­тоспособности, меланхолия и т. д.

Позитивная^фаза наступает постепенно, выражает­ся в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него по­является мир ценностей, потребность в интимной ком­муникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д.



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста 81


 


 


С точки зрения внутренних психологических пред­посылок ключевой является проблема интереса. Выде­лено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

«эгоцентрическая доминанта» — интерес подрос­
тка к собственной личности;

«доминанта дали» — установка подростка на обшир­
ные, большие масштабы, которые для него гораздо
более субъективно приемлемы, чем ближние, теку­
щие, сегодняшние;

«доминанта усилия» — интерес подростка к сопро­
тивлению, преодолению, волевым напряжениям, ко­
торые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве,
борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

«доминанта романтики» — интерес к неизвестно­
му, рискованному, к приключениям, к героизму.
Происходит и перестройка интересов сверху, со сто­
роны изменяющегося мировоззрения подростка. Инте­
ресы начинают перестраивать формы влечения, стано­
вятся внутренним составляющим личности [28, с. 86-87].

В течение подросткового кризиса ломаются и пере­страиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Л.И. Божович [3] особо отме­чает, что и в подростковом возрасте процесс формиро­вания личности не завершается. Весь период представ­ляет собой значительную перестройку ранее сложивших­ся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности^ свя-


занные с индивидуальным формированием психики че­ловека. Кризис подросткового возраста, в отличие от кризисов других возрастов, более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и ум­ственного развития у подростков возникает много та­ких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в данный критический период депривация по­требностей выражена значительно сильнее, и преодо­леть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.

Кризис подросткового возраста отличается и еще в одном весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, неизменившим­ся образом жизни ребенка, сковывающим его актив­ность и т. п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запре­ты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и пр.), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и прежде всего им самим избранного образца. Конечно, и внешние усло­вия — особенно необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникло желание занять иной, более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий под­ростку самостоятельно решать свои проблемы, — име­ют здесь большое значение, но не они являются реша­ющими [3, с. 229].



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста


 


 


Точно так же не является сам по себе решающим и фактор биологического созревания. Происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмо­циональную возбудимость подростка, его импульсив­ность, неуравновешенность и пр., а быстрое возмужа­ние усиливает ощущение своей «взрослости» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, в этот период впервые появляется и становится предме­том сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность — половое влече­ние. Безусловно, депривация этого влечения может фру-стрировать подростка и тем самым объяснить некото­рые особенности его самочувствия и поведения. Вмес­те с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Возникая в пубертальный период, оно входит в структуру уже существующих у. подростка психологических новообразований (разнооб­разных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение, как правило, не занимает доминирующего положения. Поэтому депривация (в силу социальной незрелости подростка) этого влечения не является се­рьезным фрустрирующим фактором и не играет опре­деляющей роли в кризисе подросткового возраста. Л.И. Божович считает несостоятельными попытки объяснить этот сложный по своей природе возрастной кризис, ис­ходя из факта полового созревания, а также теории подросткового возраста, которые пытаются объяснить психологию подростка на основании внешних по отно­шению к психическому развитию факторов. Ведь фак-


торы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо, они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компо­нентами возникающих при этом психологических новообразований.

Автор полагает, что кризис подросткового возрас­та связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которо­го является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, прису­щими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и само­воспитанию. Депривация указанных выше потреб­ностей и составляет основу кризиса подросткового возраста [3, с. 231].

Общими для всех подростков, независимо от разли­чия в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлек­сии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т. е. до­стигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологи­ческих особенностей, специфичных для подросткового кризиса.

Однако не все особенности кризиса переходного воз­раста связаны с неудовлетворенностью подростка, иду­щей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребнос­тями и обстоятельствами жизни, ограничивающи­ми возможность их реализации, расхождение, харак-



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


терное для каждого возрастного кризиса. Учение, шко­ла, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание era жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции под­ростка меняется. Та позиция («позиция школьника»), с которой ребенок вошел в школьную жизнь и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему его отношения к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять и его психическую жизнь, и его поведение. В связи с учени­ем, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возрас­та формируются новые, более широкие интересы, воз­никают различные увлечения и появляется стремле­ние занять иную, более самостоятельную, более «взрос­лую» позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажет­ся, не могут найти своей реализации в обыденной школьной жизни. Ни один подросток не согласится с тем, что систематическое соблюдение школьного режи­ма характеризует и воспитывает волю, а открытое при­знание своих недостатков — независимость и храбрость. Им кажется, что проявление и воспитание ценимых им качеств личности требуют каких-то особенных, эк­стремальных условий.

Расхождение между стремлениями подростка, свя­занными с осознанием и утверждением себя как лично­сти, и положением школьника вызывает у него жела­ние вырваться за рамки повседневной школьной жиз­ни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Подросток в отличие от младшего школьника обращен


в будущее, хотя это будущее представляется ему еще очень туманно.

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возника­ют относительно постоянные личностные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения.

Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщаемос­тью»: чем больше они удовлетворяются, тем более ус­тойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эстети­ческие потребности и пр. Удовлетворение таких инте­ресов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня [3, с. 238-240].

Наличие у подростка устойчивых личностных инте­ресов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю. Конечно, целенаправленность и дру­гие указанные выше особенности личности могут воз­никнуть не только на основе насыщаемых интересов. Они возникают и в связи с другими устойчивыми моти­вами, требующими целевой организации поведения, например с мотивами общественно-трудовой деятельно­сти или с необходимостью поддержать семью, кого-либо из близких людей и пр. Иначе говоря, любые осознан­ные и устойчивые мотивы (мотивы «второго порядка») изменяют весь внутренний облик подростка. Они стано­вятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы, таким образом подчиняя себе все другие его по­требности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенден-



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


ций, характерных для кризиса переходного возраста, и делает подростка внутренне более гармоничным.

Переходный критический период завершается воз­никновением особого личностного новообразования, ко­торое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характери­зуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой по­зиции [3, с. 241].

В подростковом кризисе проявляется дисгармония отношений в значимых содержательных областях в деятельности, поведении, общении, внутренних пере­живаниях. Ее совокупным результатом являются слож­ности при «врастании» в новые содержательные облас­ти. Дисгармония отношений возникает тогда, когда под­росток выходит из привычной, комфортной для него си­стемы отношений и не может еще войти (врасти) в но­вые сферы жизни. В таких условиях подросткам ч^5 ходимы те качества, отсутствием которых они и харак­теризуются.

Противоречивое положение подростка внешне выра­жается в дисгармонии в значимых системах отношений (родители, учителя, сверстники, отношение к себе), внут­ренне— в трансформации «Я-концепции», колебании самоуважения, попытках достижения его внутренней регуляции, поиске внутреннего стержня, вокруг кото­рого можно было бы интегрировать требования, исхо­дящие из мира взрослых. За внешним разнообразием проявлений дисгармонии стоит общее основание — от­сутствие конструктивных моделей (образов) пове­дения и отношений, что проявляется в неэффектив­ности включения в новые содержательные области, прежде всего во взрослую.


Рис. 7. Симптоматика кризиса подросткового возраста

Кризис тринадцати лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключённости в группу свер­стников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью ма­териальным интересам. Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического раз­вития. В подростковом кризисе происходит резкое изменение переживаний — как их структуры, так и содержания (рис. 7).

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и фор-мированием образа «Я», так и идентификацией с обра­зом пола. Для младших, и особенно для старших подро­стков характерны переживания, связанные с их отно-



Возрастные кризисы


I


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


шением к себе, к собственной личности, процессом по­знания себя, и преимущественно эти переживания от­рицательные. Один из первых результатов самопозна­ния — пониженная самооценка. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и не­гативных качеств, подросток во всем винит себя — ив плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому спо­собствует усвоение им представлений и оценок, кото­рые есть у окружающих взрослых. Исследования пока­зывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, кон­кретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.

Вместе с тем подростку присущи и переживания, которые носят исключительно положительный харак­тер, — это переживания, связанные с самореализаци­ей, активной работой по развитию собственной лич­ности. Изменившаяся система мотивов и пережива­ний провоцирует разного рода патологические реак­ции. Известно, что среди подростков наблюдается рост психопатий, переходящих в нарушения поведения, не­врозы, шизофрению. Поведение подростков беспоря­дочно и неустойчиво: регрессивные тенденции, детс­кие модели поведения (особенно в моменты стресса и замешательства) могут сменяться абсолютно зрелыми действиями.

К новообразованиям кризиса тринадцати лет можно отнести изменение взаимоотношений меж­ду ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и самого себя. Потребность оценить себя с новой точки


зрения и практическое отсутствие возможности ее удов­летворения во многом и порождают отмеченные особен­ности, тревожность и отчаянное желание «быть хоть кем, только не семиклассником».

У подростка происходит смена социальной пози­ции, формируется отношение к себе как к члену об­щества. Социальная ориентация приводит, в свою оче­редь, к формированию социальных установок, осозна­нию себя частью социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его дости­жения [28, с. 105-106].

Таким образом, самоопределение — центральная тен­денция начала подросткового кризиса, а депривация этих тенденций является основой трудновоспитуемости под­ростков.

Кризис семнадцати лет

Кризис семнадцати лет является переходом к взрос­лости. Это время приходится на 10-11-е классы, если иметь в виду 11-летнюю общеобразовательную школу. В выпускных классах решается вопрос о дальнейшей жизни, встает проблема профессионального самооп­ределения, что является достаточно сложной задачей. При этом школьник должен разобраться в собственных способностях и индивидуальных особенностях, интере­сах, иметь представление о будущей профессии и о кон­кретных способах достижения профессионального мас­терства в избранной сфере трудовой деятельности. Мно­гие из учеников тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Многим не вполне ясно, что их ждет впереди, и неопределенное будущее вызывает у них опасения.



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста


 


В данный период повышается значимость соб­ственных ценностей, хотя дети еще во многом под­вержены внешним влияниям, в связи с развитием само­сознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно пря­молинейно, то теперь г— более тонко. Появляются нео­пределенные, амбивалентные оценочные суждения.

В кризисе семнадцати лет возрастает тревож? кость, связанная с самооценкой. Дети чаще воспри­нимают относительно нейтральные ситуации как содер­жащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности вызвано, главным образом, осо­бым положением выпускного класса, предстоящими экзаменами и началом нового жизненного пути. В пере­ходный период притупляется острота восприятия свер­стников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущая жизнь интере­сует старшеклассников в первую очередь с точки зре­ния профессиональной [20, с. 316].

Центральным психологическим процессом в ука­занный период является формирование личной иден­тичности, чувство индивидуальной самотожде­ственности, преемственности и единства. Кризис семнадцати лет, с данной точки зрения, можно на­звать кризисом идентичности, который состоит из се­рии выборов (социальных, индивидуальных, личнос­тных), идентификаций и самоопределений. Идентич­ность (тождественность) может быть понята в двух из­мерениях — временном и ситуативно-ролевом. В пер­вом измерении — временном — идентичность обеспе­чивает преемственность, связь прошлого, настоящего


и будущего. В ситуативно-ролевом измерении иден­тичность составляет центральное образование, удер­живающее в единстве многие ситуации и соответствен­но роли, в которых выступает человек. Человек, сфор­мировавший идентичность, оказывается самотож­дественным, он остается самим собой независи­мо от ситуации действования, но он одновремен­но и адекватен ситуации, не теряет при этом своего лица.

Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда от человека переосмысления своих свя­зей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктуризация отношений с родите­лями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляемого.

Выделяют четыре основных варианта, или состояния, формирования идентичности: неопределенная идентич­ность, преждевременная идентичность, мораторий, зре­лая идентичность (см. табл. 8).

В случае неуспешного решения задач самоопределе­ния возможно формирование неадекватной идентично­сти, развитие которой может пойти по следующим на­правлениям:

• уход от психологической интимности, избегание близ­
ких отношений;

• неспособность строить жизненные планы, страх взрос­
ления и перемен;

• неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и
сосредоточиться на главной деятельности;

• отказ от самоопределения или выбор отрицательных
образцов для подражания [28, с. 114].

Сложный процесс самоопределения перестраивает це­лостную систему отношений к себе, к другим людям, к



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста 93


 


Таблица 8 Варианты формирования идентичности

 

Вариант идентичности Характеристика варианта
1. Неопределенная, раз­мытая идентичность Состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, свое­образное продление детства. Характери­зуется тем, что индивид не выработал четких убеждений
2. Досрочная, преждевре­менная идентичность Принятие на себя обязательств, не про­ходя через кризис идентичности. Таким образом можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость, включиться в соответствую­щую систему отношений не самостоя­тельно, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету
3. Мораторий Собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я. Индивид нахо­дится в процессе нормативного кризиса самоопределения
4. Зрелая идентичность Благополучное завершение кризиса иден­тичности - возникновение новой самото­ждественности. Переход от поиска себя к практической самореализации

окружающей действительности. Происходит становле­ние человека как субъекта собственного развития. В этот период происходит установление психологической не­зависимости во всех сферах: в моральных суждени­ях, политических взглядах, поступках и др. Происхо­дит своеобразный переворот в психологии человека, свя­занный с осознанием недоступных еще подростку про­тиворечий жизни: между нормами морали, деклариру­емыми людьми и их поступками; между идеалами и


реальностью; между потребностями и возможностями. Это период принятия ответственности за свою судьбу, начало адаптации к взрослой жизни, вклю­чая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент. Расширяется диапазон социальных ролей, ко­торые принимаются на себя. Психологические труд­ности взросления, противоречивость и нестабиль­ность представления о себе приводят к эмоциональ­ной напряженности.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, ха­рактерны различные страхи. Ответственность перед со­бой и своими родными за выбор, реальные достижения в данное время — уже большой груз. К этому прибавля­ется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юно­шей — перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникнове­нию невротических реакций, таких, как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т. п. Может начаться обо­стрение гастрита, нейродермита или другого хроничес­кого заболевания.

Данный возраст представляет собой критичес­кий период для возникновения психопатий. В ука­занный период могут остро проявляться акцентуации характера. Отмечается появление депрессивного состо­яния, которое продуцируется часто возникающим чув­ством печали, безнадежности, самоуничижения. Юно­шеская депрессия скрывается за показной скукой, аг­рессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


противоправных поступков. Депрессия в этом возрас­те бывает двух видов.

Первый вид — это безразличие и чувство пустоты. Самочувствие таково, что возникает ощущение, что дет­ство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Данный вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скор­би по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благопри­ятный исход.

Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие про­блемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Воз­можно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет, в какой поддержке он нуждается. Тогда при­ходит осознание, что его или ее потенциальные возмож­ности ограничены, а вместе с ним — мысль о самоубий­стве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве. Причем значительное большинство само­убийств в юности совершается вследствие мгновенного порыва, а не после длительно поиска альтернативных решений сложной проблемы. Часто последней каплей становится потеря ощущения собственной ценности для родителей, друга, любимого человека и даже значимого учителя, что фиксируется в формуле: «Я никому не нужна(ен)!»

К концу юношеского возраста на первый план вы­ступают «кризис оторванности», чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно [28, с. 124].


Выводы

Кризис семи лет — открытие значения новой соци­альной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной ра­боты. Формирование соответствующей внутренней по­зиции коренным образом меняет его самосознание. Это период рождения социального «Я» ребенка. Измене­ние самосознания приводит к переоценке ценностей. Проявляется обобщение переживаний. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавлива­ются связи, становится возможной борьба пережива­ний. Начавшаяся дифференциация внешней и внут­ренней жизни ребенка связана с изменением структу­ры его поведения. Появляется смысловая ориентиро­вочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Смыс­ловая ориентировка в собственных действиях стано­вится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредствен­ность поведения ребенка. Благодаря этому механиз­му утрачивается -детская непосредственность. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривля-ние, манерность, искусственная натянутость поведе­ния. Эти внешние особенности так же, как и склон­ность к капризам, аффективным реакциям, конфлик­там, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. Новообразова­ние — произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Подростковый возраст иногда называют затянувшим­ся кризисом. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональ-



Возрастные кризисы


Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста



 


ная нестабильность усиливает сексуальное возбужде­ние, сопровождающее процесс полового созревания. По­ловая идентификация достигает нового, более высоко­го уровня. Благодаря бурному росту и перестройке орга­низма в подростковом возрасте резко повышается ин­терес к своей внешности. Формируется новый образ фи­зического «Я». Из-за его гипертрофированной значи­мости ребенком остро переживаются все изъяны вне­шности, действительные и мнимые. Появляется чув­ство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

Кризис семнадцати лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятель­ности, общение с новыми людьми вызывают значитель­ную напряженность. Новая жизненная ситуация требу­ет адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основ­ном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. В это время складывается сис­тема устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании сво­ей точки зрения. Центральным новообразованием пери­ода становится профессиональное и личностное самооп­ределение.


Вопросы

1. Какие компоненты входят в «семизвездие» кризиса
семи лет?

2. Что является новообразованием кризиса семи лет?

3. Какие выделяют предпосылки к появлению подрост­
кового кризиса?

4. Какие поведенческие реакции характеризуют подрос­
тковый кризис?

5. В чем заключается сущность кризиса семнадцати лет?


Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости



 


ГЛАВА 4

СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОСТИ

Переходя к характеристике возрастных кризисов взрослости, следует отметить, что здесь наблюдается гораздо больше индивидуальных различий между осо­бенностями развития разных людей по сравнению с пре-.дыдущими этапами онтогенеза. Развитие в основном определяется прошлым опытом человека, сферой его про­фессиональной деятельности, его индивидуальными пси­хологическими особенностями, личными обстоятельства­ми жизни и т. д. Не все люди в зрелом возрасте достига­ют одинаковых успехов или устраивают жизнь по еди­ному образцу. Тем не менее определенные этапы онто­генеза во взрослом состоянии рассматриваются как вре­мя критической переоценки своей жизни, ее анализа. От тогр, каков будет результат этого переосмысления, и зависят особенности протекания кризисных периодов у человека. Поэтому при описании каждого кризиса взрос­лости мы, наряду с общей характеристикой содержа­ния кризисного периода, указываем на различные ва­рианты развития человека.

4.1. Кризис тридцати лет

Приблизительно в возрасте тридцати лет, иногда не­сколько позже, большинство людей переживают кризис­ное состояние. Оно выражается в изменении представ­лений о своей жизни, иногда в полной утрате инте­реса к тому, что раньше было в ней главным, в неко-


торых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. По мнению И.С. Кона [16], никто не может реа­лизовать себя полностью, и свойственный сложившему­ся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереа-лизованность. В указанный период у человека самоана­лиз, рефлексия имеет большое значение. В результате самоанализа происходит переоценка ценностей и кри­тический пересмотр собственной личности.

Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как член семьи, профессионал, общественный деятель, человек вдруг приходит к осознанию, что стоит факти­чески перед той же задачей — найти себя в новых об­стоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае мас­штаб своей личности с новыми перспективами и новы­ми ограничениями, которые он увидел только теперь.

Таким образом, кризис тридцати лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит переоценка ценностей и пересмотр собственной личности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязан­ность к определенной деятельности и определенным ценностям и ориентациям не ограничивает, а, наобо­рот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степе­ни отвечают особенностям человека и его личностному развитию.

Кризис тридцати лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кри­зиса тридцати лет (границы которого иногда могут сдви­гаться в ту или другую сторону) обычно связаны поис­ки смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зре-



Возрастные кризисы


Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости



 


лости. В то же время проблема смысла жизни возника­ет не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной развитости, даже в подростко­вом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

Рис. 8. Показатели кризисного состояния в период кризиса тридцати лет

Смысл как психологический феномен возникает тог­да, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпадающие с мотивом. Операция — это действие, выполняемое определенным способом в зависимости от условий (ситуации). В отли­чие от деятельности, составляющие ее действия обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Дости­жение цели опосредствует достижение мотива. Смысл, таким образом, это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).


Отсюда следует, что проблема смысла во всех своих вариантах (от частных до глобальногосмысла жизни) возникает тогда, когда цель не соответству­ет мотиву, когда ее достижение не приводит к дости­жению предмета потребности, т. е. когда цель была по­ставлена невер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...