Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса
5. Изменение положения ребенка в семье — с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка — предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива. Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются в 8-11 раз утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков.
Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. Позитивная^фаза наступает постепенно, выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д. Возрастные кризисы Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста 81
С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса. Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами: • «эгоцентрическая доминанта» — интерес подрос • «доминанта дали» — установка подростка на обшир • «доминанта усилия» — интерес подростка к сопро • «доминанта романтики» — интерес к неизвестно
В течение подросткового кризиса ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Л.И. Божович [3] особо отмечает, что и в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности^ свя- занные с индивидуальным формированием психики человека. Кризис подросткового возраста, в отличие от кризисов других возрастов, более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в данный критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно. Кризис подросткового возраста отличается и еще в одном весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, неизменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность и т. п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и пр.), часто мешающие подростку достигнуть желаемого и прежде всего им самим избранного образца. Конечно, и внешние условия — особенно необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникло желание занять иной, более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного внешнего контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы, — имеют здесь большое значение, но не они являются решающими [3, с. 229].
Возрастные кризисы Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста
Точно так же не является сам по себе решающим и фактор биологического созревания. Происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность и пр., а быстрое возмужание усиливает ощущение своей «взрослости» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, в этот период впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность — половое влечение. Безусловно, депривация этого влечения может фру-стрировать подростка и тем самым объяснить некоторые особенности его самочувствия и поведения. Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер. Возникая в пубертальный период, оно входит в структуру уже существующих у. подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение, как правило, не занимает доминирующего положения. Поэтому депривация (в силу социальной незрелости подростка) этого влечения не является серьезным фрустрирующим фактором и не играет определяющей роли в кризисе подросткового возраста. Л.И. Божович считает несостоятельными попытки объяснить этот сложный по своей природе возрастной кризис, исходя из факта полового созревания, а также теории подросткового возраста, которые пытаются объяснить психологию подростка на основании внешних по отношению к психическому развитию факторов. Ведь фак- торы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо, они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований.
Автор полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста [3, с. 231]. Общими для всех подростков, независимо от различия в их социализации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т. е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенностей, специфичных для подросткового кризиса. Однако не все особенности кризиса переходного возраста связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, харак- Возрастные кризисы Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста
терное для каждого возрастного кризиса. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание era жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется. Та позиция («позиция школьника»), с которой ребенок вошел в школьную жизнь и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему его отношения к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять и его психическую жизнь, и его поведение. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в обыденной школьной жизни. Ни один подросток не согласится с тем, что систематическое соблюдение школьного режима характеризует и воспитывает волю, а открытое признание своих недостатков — независимость и храбрость. Им кажется, что проявление и воспитание ценимых им качеств личности требуют каких-то особенных, экстремальных условий.
Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Подросток в отличие от младшего школьника обращен в будущее, хотя это будущее представляется ему еще очень туманно. Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня [3, с. 238-240]. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю. Конечно, целенаправленность и другие указанные выше особенности личности могут возникнуть не только на основе насыщаемых интересов. Они возникают и в связи с другими устойчивыми мотивами, требующими целевой организации поведения, например с мотивами общественно-трудовой деятельности или с необходимостью поддержать семью, кого-либо из близких людей и пр. Иначе говоря, любые осознанные и устойчивые мотивы (мотивы «второго порядка») изменяют весь внутренний облик подростка. Они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы, таким образом подчиняя себе все другие его потребности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенден- Возрастные кризисы Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста
ций, характерных для кризиса переходного возраста, и делает подростка внутренне более гармоничным. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции [3, с. 241]. В подростковом кризисе проявляется дисгармония отношений в значимых содержательных областях — в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях. Ее совокупным результатом являются сложности при «врастании» в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам ч^5 ходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются. Противоречивое положение подростка внешне выражается в дисгармонии в значимых системах отношений (родители, учителя, сверстники, отношение к себе), внутренне— в трансформации «Я-концепции», колебании самоуважения, попытках достижения его внутренней регуляции, поиске внутреннего стержня, вокруг которого можно было бы интегрировать требования, исходящие из мира взрослых. За внешним разнообразием проявлений дисгармонии стоит общее основание — отсутствие конструктивных моделей (образов) поведения и отношений, что проявляется в неэффективности включения в новые содержательные области, прежде всего во взрослую. Рис. 7. Симптоматика кризиса подросткового возраста Кризис тринадцати лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключённости в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В подростковом кризисе происходит резкое изменение переживаний — как их структуры, так и содержания (рис. 7). Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и фор-мированием образа «Я», так и идентификацией с образом пола. Для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные с их отно- Возрастные кризисы I Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста
шением к себе, к собственной личности, процессом познания себя, и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания — пониженная самооценка. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя — ив плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих взрослых. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим. Вместе с тем подростку присущи и переживания, которые носят исключительно положительный характер, — это переживания, связанные с самореализацией, активной работой по развитию собственной личности. Изменившаяся система мотивов и переживаний провоцирует разного рода патологические реакции. Известно, что среди подростков наблюдается рост психопатий, переходящих в нарушения поведения, неврозы, шизофрению. Поведение подростков беспорядочно и неустойчиво: регрессивные тенденции, детские модели поведения (особенно в моменты стресса и замешательства) могут сменяться абсолютно зрелыми действиями. К новообразованиям кризиса тринадцати лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и самого себя. Потребность оценить себя с новой точки зрения и практическое отсутствие возможности ее удовлетворения во многом и порождают отмеченные особенности, тревожность и отчаянное желание «быть хоть кем, только не семиклассником». У подростка происходит смена социальной позиции, формируется отношение к себе как к члену общества. Социальная ориентация приводит, в свою очередь, к формированию социальных установок, осознанию себя частью социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения [28, с. 105-106]. Таким образом, самоопределение — центральная тенденция начала подросткового кризиса, а депривация этих тенденций является основой трудновоспитуемости подростков. Кризис семнадцати лет Кризис семнадцати лет является переходом к взрослости. Это время приходится на 10-11-е классы, если иметь в виду 11-летнюю общеобразовательную школу. В выпускных классах решается вопрос о дальнейшей жизни, встает проблема профессионального самоопределения, что является достаточно сложной задачей. При этом школьник должен разобраться в собственных способностях и индивидуальных особенностях, интересах, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной сфере трудовой деятельности. Многие из учеников тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Многим не вполне ясно, что их ждет впереди, и неопределенное будущее вызывает у них опасения. Возрастные кризисы Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста
В данный период повышается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям, в связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то теперь г— более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения. В кризисе семнадцати лет возрастает тревож? кость, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности вызвано, главным образом, особым положением выпускного класса, предстоящими экзаменами и началом нового жизненного пути. В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущая жизнь интересует старшеклассников в первую очередь с точки зрения профессиональной [20, с. 316]. Центральным психологическим процессом в указанный период является формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Кризис семнадцати лет, с данной точки зрения, можно назвать кризисом идентичности, который состоит из серии выборов (социальных, индивидуальных, личностных), идентификаций и самоопределений. Идентичность (тождественность) может быть понята в двух измерениях — временном и ситуативно-ролевом. В первом измерении — временном — идентичность обеспечивает преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего. В ситуативно-ролевом измерении идентичность составляет центральное образование, удерживающее в единстве многие ситуации и соответственно роли, в которых выступает человек. Человек, сформировавший идентичность, оказывается самотождественным, он остается самим собой независимо от ситуации действования, но он одновременно и адекватен ситуации, не теряет при этом своего лица. Формирование идентичности (кризис идентичности) требует иногда от человека переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Особенно важна реструктуризация отношений с родителями, поскольку взрослеющий человек не может далее довольствоваться ролью опекаемого и управляемого. Выделяют четыре основных варианта, или состояния, формирования идентичности: неопределенная идентичность, преждевременная идентичность, мораторий, зрелая идентичность (см. табл. 8). В случае неуспешного решения задач самоопределения возможно формирование неадекватной идентичности, развитие которой может пойти по следующим направлениям: • уход от психологической интимности, избегание близ • неспособность строить жизненные планы, страх взрос • неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и • отказ от самоопределения или выбор отрицательных Сложный процесс самоопределения перестраивает целостную систему отношений к себе, к другим людям, к Возрастные кризисы Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста 93
Таблица 8 Варианты формирования идентичности
окружающей действительности. Происходит становление человека как субъекта собственного развития. В этот период происходит установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках и др. Происходит своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием недоступных еще подростку противоречий жизни: между нормами морали, декларируемыми людьми и их поступками; между идеалами и реальностью; между потребностями и возможностями. Это период принятия ответственности за свою судьбу, начало адаптации к взрослой жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент. Расширяется диапазон социальных ролей, которые принимаются на себя. Психологические трудности взросления, противоречивость и нестабильность представления о себе приводят к эмоциональной напряженности. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в данное время — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких, как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т. п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Данный возраст представляет собой критический период для возникновения психопатий. В указанный период могут остро проявляться акцентуации характера. Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до Возрастные кризисы Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста
противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов. Первый вид — это безразличие и чувство пустоты. Самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Данный вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход. Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет, в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним — мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве. Причем значительное большинство самоубийств в юности совершается вследствие мгновенного порыва, а не после длительно поиска альтернативных решений сложной проблемы. Часто последней каплей становится потеря ощущения собственной ценности для родителей, друга, любимого человека и даже значимого учителя, что фиксируется в формуле: «Я никому не нужна(ен)!» К концу юношеского возраста на первый план выступают «кризис оторванности», чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно [28, с. 124]. Выводы Кризис семи лет — открытие значения новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Проявляется обобщение переживаний. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается -детская непосредственность. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривля-ние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. Новообразование — произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональ- Возрастные кризисы Глава 3. Содержание кризисов в развитии детей школьного возраста
ная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Кризис семнадцати лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится профессиональное и личностное самоопределение. Вопросы 1. Какие компоненты входят в «семизвездие» кризиса 2. Что является новообразованием кризиса семи лет? 3. Какие выделяют предпосылки к появлению подрост 4. Какие поведенческие реакции характеризуют подрос 5. В чем заключается сущность кризиса семнадцати лет? Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости
ГЛАВА 4 СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОСТИ Переходя к характеристике возрастных кризисов взрослости, следует отметить, что здесь наблюдается гораздо больше индивидуальных различий между особенностями развития разных людей по сравнению с пре-.дыдущими этапами онтогенеза. Развитие в основном определяется прошлым опытом человека, сферой его профессиональной деятельности, его индивидуальными психологическими особенностями, личными обстоятельствами жизни и т. д. Не все люди в зрелом возрасте достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу. Тем не менее определенные этапы онтогенеза во взрослом состоянии рассматриваются как время критической переоценки своей жизни, ее анализа. От тогр, каков будет результат этого переосмысления, и зависят особенности протекания кризисных периодов у человека. Поэтому при описании каждого кризиса взрослости мы, наряду с общей характеристикой содержания кризисного периода, указываем на различные варианты развития человека. 4.1. Кризис тридцати лет Приблизительно в возрасте тридцати лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в неко- торых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. По мнению И.С. Кона [16], никто не может реализовать себя полностью, и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереа-лизованность. В указанный период у человека самоанализ, рефлексия имеет большое значение. В результате самоанализа происходит переоценка ценностей и критический пересмотр собственной личности. Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как член семьи, профессионал, общественный деятель, человек вдруг приходит к осознанию, что стоит фактически перед той же задачей — найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь. Таким образом, кризис тридцати лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит переоценка ценностей и пересмотр собственной личности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность к определенной деятельности и определенным ценностям и ориентациям не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию. Кризис тридцати лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса тридцати лет (границы которого иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зре- Возрастные кризисы Глава 4. Содержание возрастных кризисов взрослости
лости. В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной развитости, даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.
Смысл как психологический феномен возникает тогда, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпадающие с мотивом. Операция — это действие, выполняемое определенным способом в зависимости от условий (ситуации). В отличие от деятельности, составляющие ее действия обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Достижение цели опосредствует достижение мотива. Смысл, таким образом, это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают). Отсюда следует, что проблема смысла во всех своих вариантах (от частных до глобального — смысла жизни) возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т. е. когда цель была поставлена невер
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|