Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегии психологического консультирования в период возрастных кризисов




Подробнее остановимся на принципах и методах ока­зания психологической помощи взрослым людям, пере­живающим возрастной кризис. Как правило, возраст­ной кризис у взрослых людей усугубляется определен­ными ненормативными факторами (сильные эмоциональ­ные переживания и крупные неудачи — потеря важ­ных родственных связей, смерть ребенка, родственни­ка, конец значимых любовных отношений, развод; фи­зический фактор — болезнь, несчастный случай, опера­ция, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычай­ное физическое напряжение, длительное лишение пищи,


чрезмерный сексуальный опыт и др.). На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные состояния, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменения­ми условий жизни (нестабильность общественных струк­тур, болезни, изменение социального окружения), с дру­гой— с определенным эволюционным этапом в разви­тии психики людей в целом.

Длительность кризисных переживаний, возможность конструктивного или деструктивного выхода из кри­зиса в значительной мере определяются типом совла-дания, отношения личности к неблагоприятной жиз­ненной ситуации. Наиболее типичные варианты отно­шений личности к кризисам: игнорирующее; преуве­личивающее; демонстративное; волюнтаристское; про­дуктивное.

Цель психологического консультирования в услови­ях кризиса — приведение личности к осознанию собы­тий, являющихся причиной состояния дисбаланса, к большей целостности, к меньшей конфликтности, раз­дробленности сознания, деятельности, поведения.

Перед психологом стоят следующие задачи:

• помочь клиенту пережить конфликты и иные психо-
травмирующие ситуации;

• помочь клиенту активизировать творческие, интел­
лектуальные, личностные, духовные и физические ре­
сурсы для выхода из кризисного состояния;

• способствовать укреплению самоуважения клиента и
его уверенности в себе;

• содействовать расширению у клиента диапазона со­
циально и личностно приемлемых средств для само­
стоятельного решения возникающих проблем и пре­
одоления имеющихся трудностей;



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


• смягчить воздействия стрессового события путем ока­зания непосредственной эмоциональной помощи и мо­билизации усилий клиента на преодоление кризиса. В то время как клиент полностью дезорганизован, не знает, что делать, как и зачем, работа с ним должна включать структурирование или переструктурирование жизненных целей. Выбор стратегии в качестве средства воздействия в кризисных состояниях зависит от харак­тера и идеологии учреждения, ориентации практиков и наличия необходимых ресурсов.

Психологическое консультирование клиентов, нахо­дящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на принципах экзистенциально-гуманистичес­кого и трансперсонального подходов; необходимо предо­ставить клиенту достаточное количество информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной ду­ховной эволюции. Стратегии профессионального вза­имодействия с клиентом, проявляющим признаки кризиса, должны учитывать следующие моменты:

• консультирование лиц, находящихся в кризисе, дол­
жно строиться на моделях, учитывающих духовные
изменения психики и ее потенциальную способность
к самоисцелению и самообновлению;

• учет интегративных возможностей и энергетических
ресурсов личности; длительно протекающий кризис,
особенно на фоне применения сильных психотроп­
ных средств, истощает потенциал личности и умень­
шает возможность позитивного преодоления психо­
патологических расстройств при применении интен­
сивной эмпирической психотерапии;

• готовность психолога столкнуться в ходе работы с
кризисной личностью с феноменами, находящимися
далеко за пределами сложившихся (в том числе и


профессиональных) представлений о психической норме, и способность расценивать их как потенци­ально целительные для личности в целом (рис, 11). В.А. Козлов [15] указывал, что основные принципы психологической работы с кризисными состояниями, применяемые на практике, могут быть суммированы в следующие положения:

Рис. 11. Цель и задачи психологического консультирования в период кризиса

1. Индивид (или семья, группа, сообщество) под­вержен периодам усиления внутреннего и внешнего стресса, что нарушает нормальный жизненный цикл и привычное состояние баланса с окружающей сре­дой. Такие ситуации обычно вызываются неким трав­мирующим событием, которое может быть как внешним



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


ударом, так и внутренним, все более усиливающимся напряжением. Событие может быть единичным катаст­рофическим происшествием или серией небольших не­удач, которые обладают кумулятивным эффектом.

2. Воздействие травмирующего события наруша­
ет баланс личности и ставит человека в уязвимое
положение, что находит проявление в усилении на­
пряжения и беспокойства.
На пути достижения равно­
весия человек проходит несколько стадий. Вначале пред­
принимается попытка использовать собственные привыч­
ные методы решения проблем. Когда это не помогает и
беспокойство усиливается, то мобилизуются ранее не ис­
пользовавшиеся резервные методы преодоления. Но, если
проблема и после этого сохраняется и ее невозможно ре­
шить, уклониться от ее решения или переформулиро­
вать, напряжение продолжает возрастать до предела.

3. В этот момент какой-нибудь катализирую­
щий фактор может стать «последней каплей», при­
водящей индивида в состояние активного кризиса,
сопровождающегося дезорганизацией и прекращением
сопротивления. Затем следует период постепенного вос­
становления, вплоть до достижения вновь состояния
равновесия.

4. В период развития кризисной ситуации инди­
вид может воспринимать первоначальные и после­
дующие травмирующие события либо как угрозу
своим инстинктивным потребностям, личностной
автономии и благополучию, либо как потерю себя,
своих атрибутов (роли или статуса) или своих способно­
стей, либо он стоит перед задачей выживания, роста
или совершенствования.

5. Каждая из этих ситуаций вызывает соответ­
ствующую эмоциональную реакцию, которая отра-


жает субъективную значимость события для инди­вида. Угроза влечет за собой усиливающееся состояние беспокойства; «потеря себя» усиливает изначальные ощу­щения депрессии, депривации и скорби: в то же время постановка задачи выживания вызывает умеренное воз­растание беспокойства плюс пробуждение надежды и ожидания, стимулируя таким образом новые усилия для решения проблемы.

6. Хотя кризисная ситуация не является ни бо­
лезнью, ни патологией и отражает реальную борь­
бу индивида с текущей стрессовой ситуацией, она
может оказаться связанной с ранее неразрешенны­
ми или лишь частично разрешенными конфликта­
ми, порождая в результате неадекватную реакцию.
Вмешательство в такую ситуацию может предполагать
разрешение настоящих трудностей, преодоление пре­
жних конфликтов или разрушение связи между ними и
нынешним стрессом.

7. Каждая специфическая кризисная ситуация
(такая, например, как смерть любимого человека,
или ситуация, в которой человек стал жертвой на­
силия) влечет за собой специфическую последова­
тельность состояний, которые могут быть зара­
нее предсказаны и реакция на которые может быть
спланирована.
Определение того, в каком конкретном
состоянии на пути к новому балансу произошла «фик­
сация» индивида, может дать ключ к пониманию того,
где индивид «застрял» и что лежит за его неспособнос­
тью справиться с ситуацией.

8. В период осознания и прояснения кризисной си­
туации люди особенно чувствительны к помощи.
Привычные защитные механизмы ослаблены, обыч­
ные модели поведения представляются неадекват-



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека...



 


 


ными, и человек становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период часто может дать максимальный эффект, и соответствую ющим образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсив­ная помощь в периоды меньшей эмоциональной воспри­имчивости.

9. В течение фазы восстановления могут появиться новые механизмы разрешения конфликта и развивать­ся новые адаптивные способы, которые помогут челове­ку в будущем более эффективно справиться с такой же или подобной ситуацией.

В психологической работе может быть гибко и диф­ференцированно использована модель решения проблем, которая является одним из вариантов применения на практике подхода, ориентированного на решение конк­ретной задачи в течение непродолжительного времени. Эта модель состоит из трех фаз (табл. 14).

Начальная фаза предполагает определение и оцен­ку ситуации: установление контакта, выяснение, что про­исходит; определение, имеет ли место действительно ос­трый кризис, и установление рабочего контакта для даль­нейшей деятельности. Помня о составных элементах об­щей кризисной ситуации, психолог, ведущий прием, со­средоточивается вначале на факторе, событии или про­исшествии, которое вынудило клиента обратиться за по­мощью в данный момент, затем старается выявить пер­воначальное психотравмирующее событие, положившее начало стрессу и приведшее к состоянию психического дисбаланса, которое может включать в себя как субъек­тивные реакции на событие, так и более'ранние попыт­ки справиться с ситуацией. Оценивается также настоя­щее кризисное состояние клиента и степень его неспо-


Таблица 14 Фазы психологического консультирования

 

Фаза консультирования Содержание фазы
Начальная фаза Определение и оценка ситуации; установление контакта, выяснение, что происходит; опреде­ление, имеет ли место действительно острый кризис, и установление рабочего контакта для дальнейшей деятельности; оценка настоящего кризисного состояния клиента и степени его неспособности к привычной жизнедеятельно­сти; определение диагноза текущего состоя­ния; представление оценки ситуации клиенту и совместная разработка дальнейшей совмест­ной деятельности, включающей основные цели, задачи и график ближайших встреч
Средняя фаза Решение специфических проблем кризисной ситуации; оказание помощи клиенту в осозна­нии нижних неадекватных образцов поведения и предложение использования новых моделей; построение новых взаимоотношений клиента с окружающими, поиск возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях
Последняя фаза Обсуждение прогресса, повторение основных задач адаптации и анализ происшедших изме­нений в поведении; составление (при необхо­димости) плана дальнейшей деятельности.

собности к привычной жизнедеятельности. Наконец, ставится диагноз текущего состояния и определяется тот аспект, на котором следует сконцентрироваться. Клиенту представляют оценку ситуации и вместе с ним разрабатывают дальнейшие шаги совместной деятель­ности, включающей основные цели, задачи и график ближайших встреч.

Средняя фаза сосредоточена на решении специфи­ческих проблем кризисной ситуации. Клиенту оказыва-



Возрастные кризисы


Глава 5. Психологическое воздействие на человека..



 


 


ют помощь в осознании нижних неадекватных образ­цов поведения и предлагают попытаться использовать новые модели. По мере того как клиент становится все более активным в решении поставленных задач (и та­ким образом постепенно теряет ощущение, что нахо­дится под контролем), ведущий прием занимает более пассивную позицию, выступая по преимуществу в ка­честве слушающего и поддерживающего.

Особое внимание уделяется построению новых взаи­моотношений клиента с окружающими, а также поис­ку возможностей оказания поддержки со стороны лю­дей со сходными проблемами или находящимися в ана­логичных ситуациях.

Последняя фаза — это обсуждение прогресса, кото­рый достигнут со времени первого посещения, повторе­ние основных задач адаптации и анализ происшедших изменений в поведении. Если проблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и чувствует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, со­ставляется (при необходимости) план дальнейшей дея­тельности [47, с. 110 -117].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...