Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КЛЮЧ ПОДСЧЕТА. Результат. Анализ результата. Методика 21. Рефлексивный опросник уровня доверия к себе. (Т.П. Скрипкиной)




Ключ

Вы получаете по I баллу за следующие выборы, приведен­ные в ключе (первая цифра перед наклонной чертой означает номер строки, вторая цифра после наклонной черты - номер столбца, в котором нужное слова. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - " бдительный" ). Другие выборы баллов не получают.

КЛЮЧ ПОДСЧЕТА

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1Ц2/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/ 3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Анализ результата

Результат анализируется вместе с тестами " Мотивация к ус­пеху" и " Готовность к риску".

Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высо­ким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными слу­чаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, кото­рые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что уста­новка на защитное поведение в работе зависит от 3 факторов:

· степени предполагаемого риска;

· преобладающей мотивации;

· опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятель­ства:

· когда без риска удается получить желаемый результат;

·    когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю.
Достижение же безопасного результата при рискованном пове­дении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотива­цию к избеганию неудач.

 

Методика 21.

Рефлексивный опросник уровня доверия к себе

(Т. П. Скрипкиной)

Жизненные сферы

Я доверяю себе

Полностью Скорее доверяю Доверяю частично Не доверяю Скорее не доверяю Полностью не доверяю
1. В профессиональной деятельности            
2. В интеллектуальной деятельности            
3. В решении бытовых проблем            
4. В умении строить взаимоотношения с близкими людьми            
5. В умении строить взаимо- отношения с подчиненными            
6. В умении строить взаимо- отношения с вышестоящими людьми            
7. В умении строить взаимо- отношения в семье            
8. В умении строить взаимо- отношения с детьми            
9. В умении строить взаимо- отношения с родителями            
10. В умении нравиться пред- ставителям противоположного пола            
11. В умении интересно про- водить досуг            

Доверие к себе и к другим людям выступает фактором сближения— отдаления субъектов отношений. Сильно выраженное, гиперболизированное доверие к себе, граничащее (а иногда и приводящее) с самоуверенностью, автономностью, независимостью, может привести к увеличению дистанции в межличностных отношениях.

Недоверие к себе, сопровождающееся неуверенностью, ожиданием помощи и опеки со стороны других людей, приводит к нарастанию «сближающих» тенденций и связано с чрезмерным доверием к другим людям.

Доверие — способность человека априори наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надёжности) и ситуативной полезности (значимости) [73].

Доверие является условием, определяющим характер взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимодействию, т. е. активности.

Доверие, первоначально возникая в субъективном, внутреннем мире личности (как переживание или как особого рода отношение), может проявиться лишь посредством активности человека. В момент взаимодействия оно как бы выносится в сам акт взаимодействия и потому существует и в человеке, и между человеком и объектом взаимодействия. Акт взаимодействия служит опытной проверкой первоначально существующего доверия, и в зависимости от получаемого опыта уровень доверия постоянно корректируется человеком [73].

При анализе феномена доверия, в нем выделяют две стороны: «доверие к себе» и «доверие к миру». Доверие к миру специфический субъектный феномен, сущность которого состоит в специфическом отношении субъекта к различным объектам или фрагментам мира, заключающемся в переживании актуальной значимости и априорной безопасности этих объектов или фрагментов мира для человека [73].

В каждом акте взаимодействия человека с миром человек одновременно обращён и в мир, и в себя, благодаря чему становится возможным одновременное доверие к себе и к миру. Но его соответствие постоянно u1084 меняется вплоть до противоречивых отношений между ними.

Доверие в общении и взаимодействии людей может реализовываться в зависимости от прошлого опыта общения каждого из взаимодействующих субъектов, а также от ситуации или цели взаимодействия. Т. П. Скрипкина отмечает следующие характеристики доверия.

1. Доверие можно репрезентировать путём совершения определённых поведенческих актов.

2. Считается, что человек может верить или не верить в истинность получаемой информации от какого-то лица, и в этом случае существуют определённые связи между содержанием получаемой информации и отношением к ее источнику. Отношение к источнику получаемой информации базируется на доверии (определённой его степени), и этим отношением во многом детерминируются как содержание доверительной информации, так и ее количественные характеристики, а также эффективность совместно выполняемой деятельности или результативность совместно решаемых задач.

3. Доверие может реализовываться путём вовлечения другого лица в собственный внутренний мир, выступая как передача или обсуждение интимной, значимой, конфиденциальной информации с другим лицом.

В первом случае речь идёт не о подлинном доверии, а его демонстрации другому человеку (людям). В двух других — доверие непосредственно связано с отношениями между людьми. Так, в одном случае субъект отношений воспринимается как источник информации, а в другом — как близкое лицо, которое в зависимости от степени выраженности доверия впускается либо нет во внутренний, интимный мир.

Описанные три позиции говорят о зависимости характера отношений от уровня доверия. На этом основании делаем вывод о том, что доверительные отношения предполагают определённую степень близости между субъектами, тогда как недоверие приводит к увеличению дистанции в отношениях между людьми.

Под доверительными отношениями понимается внутреннее состояние готовности к проявлению доверия (преднастройку) хотя бы одного из двух взаимодействующих субъектов, внутренняя диспозиция личности на людей вообще (тогда это выглядит как доверчивость) и на определённый круг лиц в частности [73].

Количество доверия или его мера есть динамическая характеристика, определяющая качественную сторону отношений: чем выше уровень доверия, особенно взаимного, в отношениях между людьми, тем сильнее выражена связь u1084 между ними, тем ближе они друг к другу, меньше дистанция в отношениях между ними.

Доверие как относительно самостоятельное социально- психологическое явление можно рассматривать и изучать как феномен, порождаемый, проявляемый и динамично изменяемый в процессе взаимодействия людей, и как феномен внутриличностный, который, будучи порожден в межиндивидном пространстве, вновь и вновь выносится в пространство межличностных отношений, осуществляя функцию связи между людьми. В межличностных отношениях доверие формируется и существует.

В психологии принята следующая типология возможных стратегий поведения в зависимости от пропорции или уровня доверия к миру и к себе:

• равные пропорции доверия к себе и к миру, которые лежат в основе уже сложившихся известных форм поведения и обеспечивают относительно устойчивость как личности, так и деятельности;

• преобладание доверия к миру, являющееся основой адаптивных форм поведения, позволяющих человеку приспосабливаться к миру;

преобладание доверия к себе — основа неадаптивных форм активности, связанных как с риском, так и с творческой преобразующей деятельностью.

Преобладание доверия к себе по сравнению с доверием к миру предполагает самостоятельный целетворящий характер деятельности, который может быть как конструктивным, так и негативным. Отсутствие, потеря доверия к миру всегда сопряжены с потерей доверия к себе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...