Типология феноменов межличностных отношений,
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Типология феноменов межличностных отношений, в которых доверие является фоновым условием (Т. П. Скрипкина, 2000)
Примечание: S1 и S2 — субъекты отношений. Как показано в таблице, возможны шесть позиций, занимаемых людьми по отношению друг к другу и одновременно по отношению к себе. Первая позиция — наиболее эффективная: человек относится к себе как к ценности и другому как равному себе. Такая позиция приводит к диалогу и является творчески продуктивной. Вторая позиция — каждый из взаимодействующих партнёров доверяет себе больше, чем своему партнёру. Это означает, что каждый относится к себе как к ценности, но занижает ценность и надёжность другого [73]. Результатом является соперничество, конфронтация, отсутствие доверия в отношениях.
Третья позиция — оба партнёра полагаются больше на другого, чем на самого себя. В этом случае возможно перекладывание ответственности на других u1083 людей, потеря аутентичности. Четвертая позиция предполагает, что один партнёр относится к себе и другому как к ценности, а другой — как к ценности относится лишь к себе. Результатом может стать манипулирование, принуждение. Пятая позиция — один партнёр по взаимодействию в равной мере относится к себе и другому как к ценности, а для другого первый — ценность более высокого порядка, чем он сам. Ситуация, когда второй партнёр доверяет первому больше, чем себе. Шестая позиция — сочетание, когда у одного партнёра доверие к себе больше, чем доверие к другому, а у другого доверия к партнёру больше, чем к себе. Результат — опасность впасть в зависимость от того, кто полагается лишь на себя, а другой позволяет использовать себя в качестве средства. Таким образом, «в каждый момент времени человек имеет две конкурирующие позиции — социальную и личностную, которые и определяют двойственную направленность психики человека, что предполагает, с одной стороны — доверие к миру как условие взаимодействия с ним, а с другой — доверие к себе как условие активности личности» [73, с. 97]. Доверие (или недоверие) - один из факторов, детерминирующих социально-психологическую дистанцию в межличностных отношениях; соответственно, чем больше уровень межличностного доверия, тем меньше дистанция в отношениях между людьми, и наоборот. Увеличение доверия к себе способствует увеличению дистанции между людьми, отдалённости людей друг от друга, при этом возрастает напряжённость отношений, которые приобретают черты дисгармоничности. Однако увеличение дистанции между людьми не всегда сопровождается чувством одиночества, вины, обиды, злости на других людей.
Наличие удовлетворённости, радости в отношениях пропорционально снижению уровня доверия к себе, и наоборот, чем более удовлетворяющие отношения, тем больше в них доверия к другому человеку. Увеличение доверия к себе, его чрезмерное преобладание над доверием к другим в межличностных отношениях приводят к увеличению социально- психологической дистанции между людьми, что может сопровождаться тоской, печалью, унынием, разочарованием, т. е. меланхолическими чувствами в отношениях, которые приобретают черты дисгармоничности. Увеличение доверия к другим в отношениях сопровождается такими чувствами, как единство, общность с другими людьми; дружелюбием, добросердечием, собственной достаточной значимостью, признательностью и уважением к другим людям. Таким образом, доверие, как к себе, так и к другим людям, является одним из условий, влияющих на характер межличностных отношений и на степень близости— отдалённости между субъектами отношений. Доверие выступает одной из детерминант гармонии отношений и психологической близости между людьми. Однако недоверие (равно как и гиперболизированное доверие) приводит к дисгармонии межличностных отношений, увеличению дистанции между субъектами отношений. Скрипкина Т. П. Доверие в социально-психологическом взаимодействии. Ростов- на- Дону: Издательство РГПУ, 1997. 356 с. Скрипкина Т. П. Психология доверия (теоретико- эмпирический анализ). Ростов- на- Дону: Издательство РГПУ, 1997. 250 с. Скрипкина Т. П. Скрипкина Психология доверия. М., 2000
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|