Договор перевозки пассажиров и багажа
Этот договор наряду с гражданским кодексом и транспортным законодательством регулируется «Законом о защите правпотребителей». Особые права пассажира по договору. Право на одностороннее расторжение договора (возврат биле та) до начала поездки. По договору железнодорожной перевозки при возврате не позднее чем за 8 часов пассажиру возвращается полная стоимость, при возврате до 2 часов - стоимость билета и 50% стоимости плацкарты, при возврате менее чем за 2 часа до отправления поезда - стоимость билета без стоимости плацкарта. По договору воздушной перевозки допускается одностороннее расторжение договора, как по инициативе пассажира, так и по инициативе перевозчика. Перевозчик может расторгнуть договор (отказаться от перевозки) только в случаях прямо указанных в законе (нарушение паспортных, таможенных, санитарных и иных требований, по состоянию здоровья пассажира и др. - ст. 107 Воздушно го Кодекса). Пассажир вправе отказаться от договора независимо от мотивов при этом, если билет возвращается за 24 часа до поездки пассажир получает обратно утраченную за воздушную перевозку сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пасса жир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превысить 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку (ст. 108 Воздушного Кодекса). Пассажир имеет право занять место в соответствии с билетом. В случае не предоставления его, пассажир вправе занять другое место: более высокой категории - без доплаты, а при более низкой категории ему возвращается разница в цене. Пассажир имеет право на льготный провоз детей. На железнодорожном транспорте можно провозить бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет, на воздушном - до 2-х лет, а при международных перевозках со скидкой в размере 90 %, если ребенок не занимает отдельного места. Дети в возрасте от 5 до 10 лет - на железнодорожном, а на воздушном от 2-х до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельного места (ст. 106 Воздушного Кодекса, ст. 83 Устава железнодорожного транспорта).
Обеспечивается повышенная защита при нарушении прав пасса жира по договору. Так, при просрочке доставки пассажира ст. 120 Воздушного Кодекса устанавливает штраф в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более, чем 50% провозной платы, а по «Закону о защите прав потребителей» (ст. 28) в случае просрочки установлен штраф в размере 3% цены услуги, но не более цены услуги. Такую же неустойку (3% провозной платы за каждый час просрочки в доставке пассажира, но не более размера стоимости проезда) устанавливает ст.110 Устава железнодорожного транспорта. Кроме взыскания неустойки за просрочку доставки пассажира перевозчик должен возместить убытки. Взыскание неустойки и убытков с перевозчика в пользу пассажира производится при наличии вины перевозчика согласно ст. 795 ГК. Перевозчик также должен компенсировать пассажиру причиненный моральный вред. При причинении вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира вред возмещается по нормам деликтных обязательств, т.е. по ст. 1079 ГК, поскольку транспортная деятельность относится к источникам повышенной опасности. Перевозчик освобождается в этих случаях от обязанности возместить вред лишь в случаях умысла потерпевшего или действия непреодолимой силы. В отличие от ранее действовавшего правила Воздушный Кодекс 1997 года не делает исключения для воздушных перевозок и не возлагает обязанность на воздушного перевозчика по возмещению вреда, причиненного действием непреодолимой силы (ст. 117 Воздушного Кодекса).
Как во всех договорах между предпринимателем и потребителем, перевозчик обязан удовлетворить законные претензии пассажира во внесудебном порядке. А в случае его несоблюдения при обращении пассажира в суд, на перевозчика возлагается дополнительная санкция - штраф в размере 50% взысканной суммы в федеральный бюджет (а если иск предъявлялся обществом по защите прав потребителей, то 50% от этой суммы удерживается в пользу этой организации). Договоры перевозки грузов. Договор железнодорожной перевозки грузов. Особые юридические признаки: 1. В качестве перевозчика могут выступать не только государств венные юридические лица, но и частные, а так же индивидуальные предприниматели, (ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ 2003 г.), ибо Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003 г. предусмотрена его приватизация. 2. Договор оформляется транспортной накладной, которая является обязательной письменной формой этого договора, которая сопровождает груз на всем пути и выдается грузополучателю при получении груза, а также квитанцией о приёме груза. 3. Договор железнодорожной перевозки грузов - реальный договор: он возникает лишь после предъявления груза и подачи вагонов на основании определенных организационных предпосылок. Таковыми являются долгосрочные договоры об организации перевозок грузов, где указываются сроки предоставления транспортных средств, предъявления грузов, их объем (ст. 798 ГК) и заявок (заказов) на перевозки грузов, которые представляются грузоотправителями не менее чем за 10 дней. Начальник станции отправления за 3 дня уточняет количество вагонов, контейнеров по дням, видам грузов (ст. 11 Устава железнодорожного транспорта РФ 2003 г.) 4. Оплата по железнодорожным перевозкам грузов производится по тарифам, которые устанавливаются государством в соответствии с законом о естественных монополиях и лишь цена за дополнительные услуги может регулироваться договором. 5. Определение сроков доставки груза: дата приемки и доставки груза, указывается в квитанции, которая выдается грузоотправителю, исчисление срока доставки начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки. Груз считается доставленным в срок, если он до истечения установленного срока был выгружен железной дорогой либо был подан для выгрузки, а также, если груз прибыл вовремя, но был занят фронт разгрузки.
Прибывшие грузы хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов, за хранение сверх указанного срока берется сбор по тарифу. Договор морской перевозки. Виды: внутренние (между портами России) и заграничные, внутренние подразделяются на договоры малого каботажа (между портами России одного моря) и договоры большого каботажа (между портами России разных морей). Кроме того, договоры перевоза различаются на чартерные и коносаментные. По договору чартера предоставляется все судно или его конкретная часть на один или несколько рейсов определенному лицу. Коносаментный договор - это договор без предоставления конкретной части или всего судна, он является реальным договором и применяется при перевозках небольших по объем) партий грузов. Коносаментом в морской перевозке называется также документ, которым оформляется морская перевозка грузов. Коносамент – документ, являющийся ценной бумагой. Особенности ответственности и возмещения убытков по договорам морской перевозки. — Не считается нарушением и не влечет применение гражданско-правовых санкций отклонение в пути с целью спасения (жизней, судов, грузов), а равно иное разумное отклонение. — При морских перевозках действуют специальные способы распределения риска убытков, которые называется «авария». «Авария» в морском праве - это убытки, возникшие в результат, наступления тех или иных опасных обстоятельств в процессе перевозки. Различаются «общая авария» и «частная авария». «Общая авария» - это убытки, которые причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников пере возки («в интересах судна, груза и фрахта»). Условиями применения принципа общей аварии является наличие чрезвычайных обстоятельств, создающих угрозу опасности всем участникам перевозки.
К общей аварии, например, относится: уничтожение части груза или судового имущества и расходы с целью снятия судна с мели, расходы в связи с вынужденным заходом судна в место убежища из-за шторма и др. Сущность общей аварии - распределение убытков между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза, платы за перевозку. Расчет распределения убытков называется «диспаша», он составляется работниками Торгово - промышленной палаты Российской Федерации. «Частная авария» - это возложение убытков при опасности, угрожавшей одному из участников перевозки, только на него. Условия применения «частной аварии»: опасность не была общей; причиной опасности не являлись чрезвычайные обстоятельства. Пример «частной аварии»: испортившееся мясо выбросили за борт - понесенные убытки падают только на владельца груза. Особенностью ответственности по договорам морской перевозки являются различные правила ответственности по внутренним и заграничным перевозкам. При внутренних перевозках (между портами Российской Федерации) - перевозчик отвечает на общих основаниях: как за коммерческие ошибки, так и за навигационные. При заграничных перевозках - морской перевозчик отвечает по нормам международного права только за коммерческие ошибки, а за навигационные не отвечает. Договор воздушной перевозки грузов. Виды: — по территории - внутренние и международные (если хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства); — по способу - обычные и чартерные. Субъекты перевозки: авиационное предприятие, эксплуатант, перевозчик. Авиационное предприятие - юридическое лицо любой формы собственности, которое может осуществлять воздушные перевозки или выполнять авиационные работы, имеющее лицензию. Эксплуатант - юридическое лицо или физическое лицо, являющееся собственником воздушного судна или имеющее иной законный титул на воздушное судно и имеющее особый сертификат для совершения полетов. Перевозчик - этоэксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздушных перевозок грузов, пассажиров, багажа, почты и осуществляющий перевозки по договорам. Оформление договоров воздушной перевозки: перевозка багаж - квитанцией, перевозка груза - накладной. РАЗДЕЛ 15
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|