Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Временной игровой образ в лепке ребёнка




При анализе изображения предмета в детском рисунке мы указывали на значение проблемы времени в осуществлении образа. Если в рисунке ребёнок находил подчас сложные формы решения передачи действия во времени (многоэпизодность в одном рисунке), то в лепке нет надобности прибегать к такому способу изображения. Реальное создание формы (в объёме и пространстве) позволяет ребёнку просто, непосредственно или при помощи игры решать данную задачу. Мы заметили, что игра в лепке и временной принцип — разные процессы.

Так, например, различно решаются два сюжета: а) «дяденька живёт в доме», с которым ребёнок развернул подлинную игру (дяденька гулял, уходил в дом, спал, опять выходил из дому) и б) «корова прибежала, посадила девочку на рога, девочка плачет», с которым, по существу, никакой игры не было, но процесс лепки носил временной характер: девочка и скамеечка были вылеплены раньше, затем появилась корова, и девочка была снята со скамейки и посажена на рог коровы, далее девочка заплакала, и в глаза её были влеплены две длинные слезы. Ни малейшего игрового настроения и тенденции видоизменять, различно комбинировать это трагическое происшествие обнаружено не было. Да и тема, пожалуй, не располагает ребёнка к игровому настроению. Процесс же данной лепки был явно временной, построенный на игровом принципе (развёртывание реального хода действия).

Примеров двух типов решения при развёртывании действия (во времени) мы имеем большое количество, и, повидимому, оба они являются закономерными не только в лепке, но и вообще в изобразительном творчестве ребёнка. При этом мы заметили, что временной игровой принцип оказывается более устойчивым, чем непосредственное разыгрывание действия (игра): он сохраняется вплоть до перехода ребёнка к зрительным позициям изображения. Он сохраняется и в лепке взрослых, не обучавшихся лепке. Повидимому, этот путь является первичным и более простым для неумелого художника.

Тенденция реальной передачи действия (во времени) в двух вариантах в процессе развития видоизменяется. Принцип временной (игровой) в пластическом образе является её длительным спутником. Он возникает с первым ассоциативным появлением образа в доизобразительном периоде, где игровое действие ребёнка сливается с изображением. Но и здесь мы имеем два решения: либо ребёнок действует сам «за самолёт» (летает по комнате, держа изображение предмета в руке), или же он лишь содействует действию образа: сидя за столом, он заставляет «самолёт» летать над столом, «автомобиль» ездить по столу и т. п.

Наблюдая множество подобных игр с лепкой, мы не настаиваем на их обязательной последовательности в том смысле, что сначала ребёнок непременно действует за предмет («летает»), а затем при своём содействии заставляет сам предмет действовать. Эти разновидности в осуществлении действия во время наших наблюдений чаще определялись общей ситуацией процесса лепки; так, мы замечали, что когда лепка приходит к концу, дети с удовольствием развёртывают игру с личным участием (летают с «самолётом», пыхтят, двигаясь по комнате с комочком, обозначающим «машину», и т. п.); когда они увлечены ещё процессом лепки, то довольствуются движением руки (полёт «самолёта» над столом, движение «машины» по столу). Обычно и воспитатель несочувственно относится к беганию по комнате («с самолётом») во время лепки. И это законно.

Таким образом, если по психологической градации действие за предмет является первичным, а содействие движению самого предмета — вторичным, в жизненной ситуации эти близкие друг другу градации могут нарушаться, повидимому, без ущерба для процесса лепки. В дальнейшем, когда ребёнок переходит к изображению по замыслу, он целиком остаётся на позиции соучастника. Пример с «дяденькой», который живёт в «доме», и подобные ему иллюстрируют это положение.

Наблюдения показывают, что дальнейшее развитие детской лепки, сохраняя игровой (временной) принцип в показе действия, не переходит непременно в игру, а превращается в своеобразный «приём» ребёнка при осуществлении им пластического изображения предмета, который он продолжает мыслить живым, действующим во времени. Об этом говорит пример «корова посадила девочку на рога».

Иногда кажется, что ребёнок просто лепит ту или иную фигуру, предмет, как отдельный статический образ, и лишь по случайно брошенным репликам или пояснениям узнаёшь, что и эти отдельные фигуры мыслятся ребёнком в действии.

Так, Катя пяти с половиной лет отдавая воспитательнице слепленную ею девочку с цветочком, пояснила: «Она гулять ходила» (цветок сорвала). Витя семи лет слепил собачку. Никакого ни игрового действия, ни признаков временного образа не было, но когда ему предложили поставить собачку на общую доску рядом с Вериной кошкой, он наотрез отказался, пояснив: «Она не любит кошек, она не хочет». Подобные примеры можно было бы умножить. Они говорят о том, что предмет в сознании ребёнка оживает, действует во времени, проявляет своё отношение к окружающему. Даже неподвижные предметы (яблоки, грибы, баранки) связаны обычно с конкретной жизненной ситуацией: «яблочки, которые мама с рынка принесла»; «грибы мы собирали в лесу»; «баранки тётя подарила, из булочной принесла» и т. п. Эти факты — живая иллюстрация психологии детского мышления данного возраста, так ярко проявляемого в творчестве ребёнка.

Таким образом, проблема изображения предмета, действующего и переживающего, не покрывается игрой в процессе творчества ребёнка. Игра является лишь одной из форм проявления - «временного образа».

Временной образ в творчестве ребёнка может проявляться следующим образом: прямое развёртывание действия (игра); ход действия изобразительно фиксируется, но не разыгрывается («корова посадила девочку на рога»); действие лишь поясняется словами («она гуляла»); если это предметы неодушевлённые и действовать не могут, они связываются с действием, которое с ними производят («яблочки, которые мама принесла с рынка»; «грибы мы собирали в лесу» и т. д.); сигнализация о живых свойствах предмета без прямого обозначения временного признака, но при явной связи с жизненной ситуацией, происходящей во времени («она (собака) не любит кошек», «она не хочет» стоять рядом с кошкой — несомненно, ребёнок мыслит жизненные факты, свидетельствующие о нелюбви собаки к кошке).

Таким образом, нами обнаружено пять различных форм выявления временного образа в детском творчестве, и, по всей вероятности, они не исчерпывают их разновидности.

Игровая форма временного образа в лепке наиболее ярко проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда они ещё мало озабочены зрительным эффектом своей работы. Центром их внимания является живой предмет, который так конкретен в пластическом материале. Однако и в этом возрасте изобразительный процесс (создание формы, выражающей то или иное содержание, проблема техники) является ведущим; к нему направлен детский интерес. В данном периоде ребёнок продолжает с лёгкостью превращать одну форму в другую, один образ в другой, но качество этих превращений носит уже иной характер, более осмысленный, не случайный: налицо зрительное внимание к форме, находчивость ребёнка, более широкий кругозор. Проблема техники также начинает серьёзно интересовать ребёнка.

У детей шести-семи лет наблюдается дальнейшее усиление интереса к качеству формы; образ ещё мыслится во времени; игра убывает; речь изменяет свой характер — становится более комментирующей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...