Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исполнительский аппарат музыканта-духовика.




Средства музыкальной выразительности музыканта-духовика.

Обычно к выразительным средствам исполнителя на духовых инструментах относят такие понятия: звук, тембр, интонация, штрихи, вибрато, ритм, метр, темп, агогика, артикуляция, фразировка, динамика, нюансировка. Агогика - это небольшое отклонение от темпа. Вокалисты и исполнители на духовых инструментах относят сюда так же: исполнительское дыхание. Пианисты относят: педаль, туше. Туше - это определенный способ исполнения. Струнники относят: штрихи, вибрато, аппликатуру, технику пальцев. Исполнители на духовых инструментах к этим средствам причисляют так же: технику губ, языка, двойное стаккато, фрулято, глиссандо. Хотя двойное стаккато - это технический прием. А фрулято и глиссандо относится уже к штрихам. Все это говорит, что к понятиям исполнительские средства или выразительные средства нет единого четкого и ясного подхода их определения. Исполнительские средства и выразительные средства - это две стороны единого творческого процесса. К исполнительским средствам причисляем все, что связано с технологической стороной исполнительства. Технологическая сторона - это состояние инструмента, мундштука, трости; постановка корпуса, головы, рук, амбушюра; техника исполнительского дыхания, техника языка (твердая, мягкая, вспомогательная атака); артикуляция - это произношение гласных, согласных во время игры; техника пальцев (беглость, четкость, согласованность); знание аппликатуры (основной, вспомогательной, дополнительной). К выразительным средствам относиться все, что является художественным результатом применения перечисленных исполнительских средств. Одним из важнейших исполнительских средств является звук. Выразительность звучания как средство исполнительского воплощения мелодии полнее определяет силу эмоционального воздействия музыки. Играющий должен овладеть красивым звуком то есть делать звучание инструмента чистым, сочным и динамически разнообразным. При этом характер звуку должен быть неразрывно связан с содержанием исполняемой музыки. Для выразительности звучания особое важное значение приобретает чистота интонации. Чем тоньше и лучше будет развит слух музыканта тем меньше погрешностей он будет допускать при интонировании в процессе игры. Важным исполнительским средством является техническое мастерство. У играющего на духовом инструменте технические навыки складываются из различных элементов: хорошо развитого исполнительского дыхания, эластичности и подвижности губ, подвижности языка, быстроты и согласованности движения пальцев. Для каждого из духовых инструментов существуют свои особые понятия о наиболее сложных элементов исполнительской техники. Для группы деревянных духовых инструментов весьма сложной является техника движения пальцев. То для группы медных - это владение техникой работы губ. Исключительное важное значение имеет музыкальная фразировка характеризующая умение играющего правильно определять строение музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, периоды), верно устанавливать и выполнять цезуры, выявлять и воплощать кульминации, правильно передавать жанровые стилистические особенности музыки. Музыкальная фразировка отражая живое дыхание музыкальной мысли является средством выражения художественного содержания произведения. Важной составной частью музыкальной фразировки является динамика. Умелое использование при игре динамических оттенков значительно оживляет музыкальное исполнение, лишает его монотонности и однообразия. При игре на духовых инструментах используется обычно два вида динамики: первое ступенчатая или терратная динамика включающая постепенное усиление или ослабление звука (ppp, pp, mp, mf, f, ff), второй вид динамики называется контрастная динамика заключающаяся в резком противопоставлении силы звука (пиано - резкое форте). Важно отметить что динамические оттенки имеют не абсолютный, а относительный характер (у одних это форте, а у других меццо форте) поэтому музыканту предоставляется право дополнять или расширять эти оттенки. Весьма существенным элементом музыкальной фразировки является агогика - это мало заметное изменение скорости движения (отклонение от темпа). Агогические оттенки умело применяемые выявляют творческую природу музыкального исполнительства. Наиболее сложным и трудным агогическим нюансом является искусство игры рубато (ритмически свободное исполнение). Музыкальная фразировка тесно связанна с применением штрихов. Штрихи помогают усилить выразительность исполнения. Разнообразные исполнительские средства можно разделить на три основные группы: первая средства относящие к качеству звука (тембр, интонация, вибрация), вторая группа средства технического порядка (пальцевая беглость, техника дыхания, техника языка), третия группа средства обще музыкального выражения (музыкальная фразировка, динамика, агогика, штрихи, аппликатура). Подобное разделение носит условный характер так как между исполнительскими средствами в музыки существует очень тесная органическая взаимосвязь. Тем нимение выразительный звук служить показателем определенного технического мастерства. Музыкальная фразировка - это одновременное владение и звуком и техническими навыками. Характерной особенностью всех исполнительских средств музыканта является не только их тесная взаимосвязь, но и полное подчинение их художественным целям, художественным задачам.

 

Исполнительский аппарат музыканта-духовика.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АППАРАТ МУЗЫКАНТА-ДУХОВИКА — совокупность физиологических органов, участвующих в игровом процессе и связанных между собой сложной нервно-мышечной деятельностью. И. а. м.-д. включает: зрительно-слуховую сферу, дыхательную систему, артикуляционные органы (губы, язык, нижняя челюсть, гортань), пальцы. Управление и контроль за действиями всех указанных компонентов происходит при активном участии слуха. Поэтому степень развития музыкального слуха, техники дыхания, губ, языка, пальцев во многом определяет уровень сформированности полноценного исполнительского аппарата в целом и исполнительской формы в частности. (Иванов В. Д. Словарь музыканта-духовика).

Общая характеристика исполнительского аппарата: Технология звукоизвлечения на духовых инструментах слагается из
а) зрительно слуховых представлений,
б) исполнительского дыхания,
в) особой работы мускулатуры губ и лица;
г) специфических движений языка,
д) координированных движений пальцев,
е) непрерывного слухового анализа.

Указанные компоненты, неразрывно связанные между собой сложной нервно-мышечной деятельностью, и составляют исполнительский аппарат музыканта.

Как функционирует исполнительский аппарат?
Перед началом игры музыкант, приложив мундштучную часть инструмента к губам, производит вдох Дыхание — это своеобразное «горючее» музыканта-духовика, без которого он не может привести в действие свой исполнительский аппарат
Одновременно с окончанием вдоха играющий плотно смыкает углы губ (для того чтобы выдыхаемая струя воздуха могла двигаться только через центр губ), а к центральным участкам губ или к трости подводит кончик языка На этом, собственно, и заканчиваются приготовления музыканта к игре Для извлечения звука ему необходимо лишь оттолкнуть язык от губ (или трости) назад и дать возможность выдыхаемой струе воздуха привести в колебание возбудитель звука Все эти действия (толчок языка, начало выхода и колебания возбудителя звука) практически осуществляются одновременно в строго определенный момент времени, что обеспечивает музыканту четкое начало или «атаку» звука.

Весь процесс звукоизвлечения, с момента подготовки атаки звука до окончания реального звучания, происходит при активном участии слуха Последний непрерывно контролирует качество воспроизводимых звуков (их громкость, продолжительность, чистоту интонации, тембр и т п) и при обнаружении отдельных дефектов исполнения активно включается в их устранение Так, например, получив слуховой сигнал о недостаточной силе звука, играющий немедленно усилит интенсивность своего выдоха, для исправления дефектов интонации он изменит напряжение губ и дыхания и т д Следовательно, слух музыканта, являясь своеобразным «диспетчером», направляет и контролирует действия всех других компонентов исполнительского аппарата.

Рассматривая исполнительский процесс как комплекс сложноорганизованных и взаимосвязанных действий, мы должны ясно представлять себе, что без одновременного развития музыкального слуха, губ, дыхания, языка и т. д. играющий на духовом инструменте не сможет сформировать полноценный исполнительский аппарат.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...