Исполнительское дыхание (особенности, типы, функции, дыхательные мышцы, постановка, игра «на опоре», методы развития).
Отличие исполнительского дыхания от естественного:
Обычное дыхание отличается от исполнительского:
1) при обычном дыхании вдох и выдох примерно одинаковы по времени (18 вдохов и выдохов в минуту) при исполнительском дыхании выдох значительно длиннее вдоха.
2) Обычное дыхание совершается непроизвольно при исполнительском обе фазы дыхания — произвольно
3) при обычном дыхании человек не пользуется максимальным объемом легких (50мл хватает) при исполнительском — до максимальных размеров.
4) При обычном дыхании нагрузка на мускулатуру дыхания ограничена, при исполнительском — давление на дыхательную мускулатуру
5) При обычном дыхании мы дышим через нос, при исполнительском — через рот в основном.
Постановка исполнительского дыхания
Исполнительское дыхание – это приспособление дыхательных мышц к условиям звукоизвлечения и звуковедения и, прежде всего, произвольное управление фазами вдоха и выдоха. Основная сложность овладения исполнительским дыханием заключается в координации двух дыхательных фаз, отличающихся неравномерностью: быстрым, коротким вдохом и продолжительным, равномерным выдохом.
Умелое владение дыханием – важнейшее звено исполнительской техники духовика. Дыхание – источник жизни звука, основная часть процесса звукоизвлечения. Являясь возбудителем колебаний, дыхание заставляет губы вибрировать, колебаться. Работа органов дыхания осуществляется при участии дыхательной мускулатуры. В обыденной жизни дыхание происходит естественно, непринужденно, само собой. Во время игры на инструменте процесс дыхания (быстрый вдох, затем задержание и очень разумный, умеренный расход запаса воздуха) контролируется музыкантом, управляется импульсами центральной нервной системы, волей и сознанием. Будущего музыканта надо научить владеть дыханием так, чтобы в соответствующий момент игры, если потребуется, он мог быстро сделать глубокий вдох, а выдохнуть сдержанно, плавно, но с достаточной интенсивностью.
На уроке педагог требует от ученика расслабиться или вовсе прекратить игру, если замечает скованность в движениях, являющуюся результатом излишнего напряжения, переутомления мышц дыхательного аппарата, языка, губ. Кроме этого от неумения регулировать степень напряжения и расслабления мышц происходят нежелательные "зажимы" в разных частях организма, участвующих в звукоизвлечении; они не только мешают естественной подвижности, гибкости исполнительского аппарата, но иногда лишают возможности продолжать занятия.
Такие явления происходят, когда:
• музыкант - духовик не владеет развитым дыханием (то есть не умеет выбрать нужный тип дыхания и правильно пользоваться им для выполнения конкретной исполнительской задачи);
• не умеет создать и поддерживать равномерное сжатие воздуха в легких (согласованное с непрерывным давлением воздушной струи, проходящей через губное отверстие с интенсивностью, достаточной для образования и ведения звука);
• не умеет расслаблять мышцы (регулировать чередование медленного нарастания напряжения и быстрого расслабления, сопровождаемого свободным, полным выдохом).
Кроме этих и ряда других элементов "технологии", влияющих на хорошее качество звучания, на дыхании отражается и эмоциональная настройка играющего музыканта. Из анализа наблюдений можно сделать вывод, что существует механизм обратной связи между дыханием и общим самочувствием, настроением.
Для того чтобы научиться владеть дыханием, надо ясно представлять себе работу дыхательного аппарата, участие мышц, поднимающих и опускающих грудную полость, диафрагму.
В зависимости от того, какие мышцы принимают участие в дыхании, принято различать три основных его вида:
1. Грудное дыхание (верхнереберное, или ключичное);
2. Диафрагмальное дыхание (нижнереберное, или брюшное);
3. Смешанное (грудобрюшное) дыхание.
В принципе, дыхание должно опираться на диафрагму по типу вокального. Используя опыт вокалистов, исполнители на духовых инструментах на практике применяют грудобрюшной (смешанный) или диафрагмальный типы дыхания, отвечающие специфике исполнительства и соответствующие продолжительности и характеру музыкальной фразы.
Пользоваться дыханием при игре следует осмысленно, не перенапрягая мускулы дыхательного аппарата частыми, без необходимости, глубокими вдохами или неоправданно продолжительными выдохами. Овладёние навыком дыхания достигает я систематической тренировкой, которая должна начинаться с первых же уроков. Тренировка производится двумя способами: без инструмента и в процессе игры.
Дыхательная гимнастика без инструмента ускоряет усвоение нужных навыков,укрепляет органы дыхания, совершенствует управление дыхательной мускулатурой, усиливает кровообращение.
8. Амбушюр (определение, строение, функции, постановка, методы его
развития).
Амбушюр — это «способ складывания губ и языка для извлечения звука при игре на духовых инструментах. Для каждого инструмента и для извлечения различных оттенков звука этот способ различен» (Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1966. С. 18).
Амбушюром называется положение, степень " упругости губных и лицевых мышц исполнителя, их взаимодействие, натренированность, выносливость, сила, гибкость и подвижность при игре на медных духовых инструментах (Усов Ю. Научно-теоретические основы постановки при игре на медных духовых инструментах).
мы будем рассматривать значение, которое придается этому слову в английском языке, т.е. имеющее отношение ко рту. Что такое амбушюр музыканта можно определить следующим образом: рот, губы, подбородок и мускулы щек, напряженные и сгруппированные определенным образом (Фаркас Ф. Искусство игры на медных духовых инструментах).
Функции амбушюра:
Возбудитель колебаний /мундштучные/.
Формирование воздушной струи (компрессия и направление)/лабиальные/.
Обеспечение правильного режима колебания трости, недопущение выхода выдыхаемого воздуха мимо мундштука /язычковые/.
Интонирование /все духовые/.
Развитие губного аппарата: Для развития силы и «выдержки» губ могут использоваться разнообразные упражнения, из числа которых наибольшее значение имеет систематическое исполнение продолжительных звуков. Применение этих упражнений укрепляет мускулатуру губных и лицевых мышц развивает дыхание и в конечном итоге способствует достижению полноценного звучания.
Помимо систематического исполнения звуков продолжительной длительности отличным средством укрепления губного аппарата является также исполнение музыки кантиленного характера. Ценность подобной тренировки заключается в том, что задача развития и укрепления губ здесь органически сочетается с развитием художественно исполнительских навыков.
Гибкость и подвижность губных и лицевых мышц проявляются в способности быстро менять свое напряжение, то есть мгновенно сокращаться и расслабляться. Это позволяет исполнителю в совершенстве пользоваться техникой амбушюра, свободно делать переходы с одного звука на другой, скачки на любые интервалы как в staccato, так и в legato и т. д. Важную роль при этом играют не только подвижность самих губных и лицевых мышц, но и соотнесение их движения с действиями языка, исполнительского дыхания и пальцев. Сокращение и расслабление амбушюра должны быть совершенно точными и строго соответствовать высоте и силе извлекаемого звука.
Развитие гибкости и подвижности губ обеспечивается систематической работой музыканта над различными интервалами, развивающими навык быстрой и точной смены напряжения губных и лицевых мышц при переходах с одного звука на другой.
Эффективным материалом для овладения этим навыком служат гаммы и арпеджио, а также специально подобранные упражнения и этюды, построенные на использовании разнообразных «скачков». Помимо этого развитию подвижности губного аппарата на художественной основе служат музыкальные произведения, имеющие тот же интервальный принцип строения музыкальной ткани.
Работа амбушюра, доведенная до автоматизма, как никакой другой компонент исполнительского аппарата, поддается контролю мышечной памяти. Очень важно, чтобы исполнитель чувствовал «в губах» каждый звук, предслышал его внутренним слухом (на основе развитой т. н. «тактильной памяти»).
Одним из действенных методов воспитания амбушюра духовика является игра звуков различной высоты не только на инструменте, но и на одном мундштуке и на одних губах, не ограничиваясь извлечением отдельных звуков, а исполняя различные мелодические последовательности. Такой метод получил название «базинг».
Занятия «губными звуками» не должны быть долгими. Их ежедневная продолжительность 3—5 минут. Это прежде всего разминка, настройка амбушюра, подготовка его к практической деятельности. С «губных звуков» и рекомендуется начинать ежедневные упражнения музыканта-духовика.
Приступать к занятиям «губными звуками» лучше в самый начальный период обучения, сразу же после того, как учеником усвоены важнейшие навыки постановки мундштука на губах. Первым упражнением обычно служит извлечение звуков до, ре, ми, фа и соль первой октавы. Каждый звук выдерживается от 6 до 8 четвертей в медленном темпе.
Играющим на медных духовых инструментах в процессе систематической работы над развитием гибкости и подвижности губного аппарата особое внимание следует уделить также прочному овладению так называемыми «губными трелями» и «губным тремоло», а также вибрато. Практика показывает, что эти исполнительские приемы содержат определенные трудности, поскольку изменение звуковысотности здесь достигается в рамках одной аппликатурной комбинации за счет активной игровой деятельности губ и дыхания. Но, овладев указанными приемами звукоизвлечения, являющимися одним из показателей высокого уровня губной техники, музыкант получает в свои руки эффективное средство для решения художественно-исполнительских задач.
Строение и постановка на фото.
9. Техника языка музыканта-духовика (определение, строение, функции и методы его развития).
Функции:
Роль клапана для воздушной струи.
Начало звука (атака) и его окончание.
Артикуляция.
Ведение звука (формирование тембра, компрессия воздушной струи).
Штрихи.
10. Вот этого нет, так что импровизируйте.
10. Артикуляции при игре на духовых инструментах.
11. Техника пальцев музыканта-духовика (сущность понятия, механизма пальцевых движений, функции и методы развития).
12. Настройка духовых инструментов, методы улучшения звуковысотного интонирования.
13. Музыкальные способности и методы их развития при обучении
музыканта-духовика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: