Выпускная квалификационная работа
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Факультет «Социальной коммуникации» Кафедра «Социальной коммуникации и организации работы с молодежью» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа)
Развитие лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза.
Направление подготовки: 39. 03. 03Организация работы с молодежью
Направленность программы: «Социализация молодежи: управление молодежными проектами» . Студент Костикова Д. С. _________ Д. С. Костикова (подпись)(дата) Оригинальность текста – _____ % Начальник отдела МКПО _________ _________ Л. М. Прокопьева
«Допустить к защите» Зав. кафедрой _________ _________ Т. А. Михайлова
Руководитель Прохорова О. Г. __________ О. Г. Прохорова
Рецензент _________ _________ Е. Н. Приступа Печатная версия ВКР соответствует цифровой Костикова Д. С. (Д. С. Костикова) ВКР (в формате adobePDF)принята для размещения в электронной библиотеке _______________________(В. А. Акиндинов)
Москва, 2020 Содержание
Аннотация В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретико-методологические аспекты развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза. В ходе исследования выдвинута гипотеза о том, что развитие лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза будет эффективно, если разработана и обоснована программа лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза, сочетающая практико-ориентированный подход и эффективные методы. В процессе исследования изучены отечественные и зарубежные формы и методы развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза, разработана программа «Молодые успешные лидеры» и обоснована его актуальность через проведение научно-исследовательской работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 9 рисунков, 1 таблица, 53 источника литературы и 2 приложения. Объем выпускной квалификационной работы составляет 102 страницы.
Abstract In the final qualification work, theoretical and methodological aspects of the development of leadership skills among young people in the University's student environment were considered. The research hypothesizes that the development of leadership skills among young people in the University's student environment will be effective if a program of leadership skills among young people in the University's student environment is developed and justified, combining a practice-oriented approach and effective methods. In the course of the research, we have studied domestic and foreign forms and methods of developing leadership skills among young people in the University's student environment, developed the program " Young successful leaders" and justified its relevance through research work. The final qualifying work consists of an introduction, three chapters, conclusion, contains 9 figures, 1 table, 53 sources of literature and 2 appendices. The volume of the final qualifying work is 102 pages. Введение Актуальность исследования заключается в том, что, согласно сведениям Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2019г., количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры) составляет 724 (495 – государственные). В школьные и студенческие годы закладываются основы лидерского потенциала, который воспроизводится во взрослой жизни. Как отмечает И. М. Ильинский, «молодежь – это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но также экономическое, социальное, политическое». Особенно актуальным для всех секторов современности является умение объединять и вести людей, что невозможно без наличия лидерских навыков. Общество нуждается в людях, способных руководить не ради достижения своей цели, а умеющие учитывать потребности, ведущие интересы и личностные особенности всех членов команды, способные сопереживать, готовые принимать и учитывать конструктивную критику, умеющие продуктивно взаимодействовать со своим коллективом.
Несмотря на растущую популярность феномена лидерства в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей, процессам становления и развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза уделяется мало внимания, а ведь это способствует формированию активной позиции молодого человека как творца своей реальности на протяжении жизни в целом. Обоснование педагогического воздействия, а также эффективных методов и форм, способствующих развитию лидерских навыков у студентов, приобретает особую необходимость. В современных реалиях по многим направлениям подготовки бакалавриата, специалитета и магистратуры приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3++), в которых сформулированы универсальные компетенции выпускников реализуемых направлений подготовки. Особого внимания заслуживают компетенции, под которыми выступают «организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели» и «способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде», что понимается как «лидерство» и «командная работа». В результате научно-исследовательской работы было выявлено, что в условиях образовательного пространства студентам важно развивать и проявлять свои лидерские качества, а также необходимо создавать условия для развития лидерских навыков в студенческой среде. Развитие лидерских навыков в студенческой среде вуза повысит скорость адаптации к динамике групповых процессов, конкурентоспособность выпускника, а также значимость в собственном и общественном понимании. Степень разработанности проблемы заключается в изучении трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам студенческой молодежи как социальной группы И. А. Зимняя, С. Н. Иконников, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, К. Штарке; изучение лидерских качеств и навыков: Н. П. Беляцкий, О. С. Виханский, Р. Дилте, Е. М. Дубровская, Ф. Карделл, Е. М. Кричевский, А. Менегетти, Р. Д. Мубинова; лидерство в контексте студенческой среды: И. В. Дрыгин, Е. Жарикова, Е. М. Зайцева, Е. Крушельницкий, С. Кучмарски, Т. Кучмарски, О. С. Лихторович, Н. В. Романчик, М. М. Рубинштейн; управление современным вузом: Т. М. Давыденко, В. И. Коваленко, А. Костюченко, Н. Д. Никандов, А. В, Садовничий, М. И. Ситникова, О. А. Чирков.
Объект исследования: лидерские навыки молодежи в студенческой среде вуза. Предмет исследования: эффективные методы и формы развития лидерских навыков у студентов в студенческой среде вуза. Цель: разработать программу развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - раскрыть сущностные характеристики лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза на основе анализа отечественных и зарубежных исследований; - выявить психологические проблемы развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза; - раскрыть современные тенденции развития университетов и образовательной среды; - выявить эффективные методы и формы развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза. Данная исследовательская работа будет выполнена с применением методов анализа, синтеза, анкетирования, количественной и качественной обработки данных. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, чтоуспешноеразвитие и реализация лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза будет эффективнее, если будет разработана и обоснована программа по формированию и развитию лидерских навыков. Теоретическими и методологическими основаниями исследования послужили положения о подходах к феномену лидерства –Р. Гринфлиф, Е. Жариков, С. Кови, Е. Крушельницкий, А. Н. Лутошкин, Д. Максвелл, А. Н. Наумов, М. В. Соловых, А. К. Тихонов, О. Н. Тихонова, Л. И. Уманский, М. Хьюстон. Положения о типологиях лидерства –Н. В. Беляков, Т. В. Бендас, Л. Ершов, А. Н. Занковский, Р. Л. Кричесвский, Б. Д. Прыгин. Положения о лидерстве в контексте вожатства–Е. А. Аркин, В. М. Бехтерев, Л. Н. Войтоловский, А. С. Залужный, Н. К. Михайловский. Положения о теоретических основах развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях - К. Ю. Асадулаева, К. А. Бедоева, И. Б. Игнатов, Н. В. Киреева, И. Е. Тимерманис. Положения о процессе педагогического сопровождения студенческого самоуправления – О. А. Бурякова, А. Л. Вачкова, М. Н. Певзнер. Положения о самоуправлении в качестве средства подготовки специалистов – И. Н. Борзых, И. Н. Крещенко, Л. П. Шигапова.
Новизна исследования заключается в обосновании и уточнении понятийного аппарата «лидерство», «лидерский навык», «лидерское качество», «студенческая среда»; эффективные методы и формы развития лидерских навыков у молодежи в студенческой среде вуза. Результаты исследования, выносимые на защиту: основные параметры развития лидерских навыков у студентов; разработка программы, сочетающей методы и формы обучения, направленные на самостоятельное конструирование практического маршрута. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию лидерских навыков молодежи в студенческой среде вуза может поспособствовать формированию волевого потенциала личности, повысить конкурентоспособность молодого человека и в дальнейшем привести к профессиональному росту. Общее описание структуры работы. Выпускная квалификационная работа представлена на 102 страницах, состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы из 53 источников, 2 приложений. Работа иллюстрирована 10 рисунками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|