Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство просвещения Российской Федерации




Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт изящных искусств

Кафедра живописи

 

Черапкина Тамара Андреевна

 

«Обучение живописи учащихся 1 класса детской художественной школы на примере изображения пейзажа с элементами архитектуры»

 

Код и направление подготовки: 44. 03. 05 Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы:

Изобразительное искусство и Иностранный язык

 

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры живописи

Воронина Елена Владимировна

Заведующий кафедрой

___________________

К. М. Зубрилин

Проверка на объем заимствований:

80, 34% авторского текста

 

Москва - 2020 год

Оглавление

Введение. 3

Abstract 7

Глава 1. 10

1. 1. История возникновения и развития русского реалистического пейзажа. 10

1. 2. Особенности пейзажной живописи. 16

1. 3 Пейзаж с элементами архитектуры в работах художников. 25

Выводы по главе. 28

Глава 2. 29

2. 1. Методика преподавания пейзажной живописи. Анализ программ детских художественных школ. 29

2. 2. Анализ изобразительной деятельности младших подростков с учетом их возрастных особенностей (учащихся 1-ого класса ДХШ) 38

2. 3. Констатирующий, формирующий и контрольный этап экспериментальной работы 42

Выводы по главе. 48

Глава 3. 49

3. 1. Выбор темы художественно-творческой части диплома. 49

3. 2. Работы над эскизами художественно-творческой части диплома. 52

3. 3. Этапы выполнения художественно-творческой части диплома. Работы по живописи в материале. 61

Выводы по главе. 64

Заключение. 65

Список литературы.. 68

Список приложений. 72

 


 

Введение

Пейзаж - это самостоятельный жанр изобразительного искусства, который играет важную роль в формировании и развитии эстетических ориентиров и художественных навыков учащихся младшего подросткового возраста.

Младший подростковый возраст (10-13 лет) характеризуется переходом детей на новую ступень развития - у них начинает формироваться критический взгляд на все окружающие их события и явления, более активно развиваются мыслительные процессы, совершенствуется процесс восприятия - все эти черты помогают подросткам перейти на новый уровень изобразительного искусства. Они начинают воспринимать натуру, видеть особенности предметов и явлений, и пытаться отражать их в своих рисунках. В младшем подростковом возрасте необходимо начинать обучение рисованию с натуры, продолжать развивать и совершенствовать изобразительные и художественные навыки детей. Большую роль в этом процессе играет живопись пейзажа.

В этой работе были изучены вопросы развития творческих навыков и способностей детей, которыми занимались выдающиеся исследователи Н. Н. Ростовцев, Е. И. Игнатьев, С. Е. Игнатьев, С. П. Ломов, Л. Г. Белякова.

Методика преподавания в детских художественных школах несколько отличается от обычной общеобразовательной школы. За основу исследования были взяты работы, посвященные методическим разработкам, Н. М. Сокольниковой, Н. И. Пьянковой, О. В. Ратиевой и В. И. Денисенко, Л. С. Филиппова и других.

Особенностями пленэрной живописи и вопросами по методике ведения работы над этюдами занимались Н. П. Крымов, А. А. Унковский, Г. Б. Смирнов, Г. В. Беда, А. В. Виннер, В. С. Оголевец, Н. Я. Маслов, В. В. Визер и др. Их исследования были изучены и взяты за основу работы.

Проблема исследования заключаетсяв недостаточной подготовленности учащихся 1-го класса ДХШ к выходу на занятия по пленэру, в аудиторных занятиях не хватает заданий, посвященных основам пейзажной живописи.

Актуальность и значимость

Пейзажная живопись в системе дополнительного художественного образования имеет огромный потенциал. Значение пейзажный живописи очень велико - она помогает людям раскрыть красоту окружающего их мира, привить чувство любви к Родине и к природе. Особенно важным это является в младшем подростковом возрасте, когда дети начинают мыслить критически, искать свои идеалы в жизни. Благодаря тому, что пейзаж обладает большой эмоциональной силой, при более глубоком его изучении он не оставляет детей равнодушными, у подростков формируется любовь к природе, развивается наблюдательность, острота зрения, которая помогает замечать изменения природных состояний и видеть нюансы тоновых отношений. Пейзажная живопись сложная и многозадачная. При написании этюдов учащимся необходимо учитывать особенности воздушной перспективы, особенности тоновых и цветовых отношений - решение этих задач помогает развивать у детей изобразительные навыки.

В программе детской художественной школы занятия пейзажной живописью проходят во время летнего пленэра, однако перед выходом на пленэр учащимся необходимо усвоить основы пейзажной живописи. Это повысит уровень работ учащихся и ускорит процесс адаптации к условиям работы на природе.

Объект исследования – занятия по живописи и композиции в 1 классе детской художественной школы.

Предмет исследования – особенности формирования навыков работы над пейзажем у учащихся младшего подросткового возраста на занятиях пейзажной живописи.

Цель исследования – совершенствование процесса обучения учащихся 1 класса детской художественной школы при помощи серии занятий по пейзажной живописи, подготовка их к пленэрной практике.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ литературы о пейзажной живописи, методиках ее преподавания в сфере дополнительного художественного образования

2. Изучение особенностей формирования навыков работы над пейзажем у детей младшего подросткового возраста

3. Изучение и анализ детских работ, разработка критериев оценивания работ

4. Анализ программы и учебного плана ДХШ

5. Разработка серии занятий по пейзажной живописи

6. Проведение занятий, анализ работ учеников по выбранным критериям

7. Анализ и описание хода работы над практической части дипломного проекта

Методы исследования:

· Изучение и анализ научной и методической литературы по истории развития пейзажной живописи, по методике преподавания живописи.

· Педагогическое наблюдение

· Разработка программы педагогического эксперимента

· Педагогический эксперимент

· Анализ результатов исследования

Практическая значимость работы. Результаты исследования и разработки серии занятий по пейзажу могут быть использованы в дальнейшемв обучении 1-х классов детской художественной школы для закрепления художественных навыков и повышения уровня подготовки обучающихся к выходу на пленэр.

База исследования - ГБУДО г. Москвы " Детская художественная школа №7", 1В класс.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...